Государственная краткосрочная финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее.

Содержание работы

1. Основные проблемы государственной краткосрочной финансовой политики. 3
2. Цена как объект краткосрочной финансовой политики 8
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

кфп.docx

— 40.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Основные проблемы государственной краткосрочной финансовой политики. 3

2. Цена как объект краткосрочной финансовой политики 8

Список использованной литературы 17

 

 

  1. Основные проблемы государственной краткосрочной финансовой политики.

 

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает  экономика в целом, а также  ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения  и т.п.

Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику. Она выступает  одним из источников формирования науки  о финансах, а значит составной  часть ее. Финансовая политика как  предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей  и задач; как изменить экономическую  структуру общества в рамках действующих  финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться  финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Содержание финансовой политики, её основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства  в развитии общества и соответствующих  теоретических концепций, определяющих степень участия государства  в управлении экономикой и использовании  отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.

Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита  Д. Риккардо сводилась к невмешательству  государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению  главной роли в регулировании  хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, фин. политика до конца двадцатых годов  двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений  обеспечивала реализацию функций государства  через финансирование из бюджета  в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению  государственного долга. Доходы бюджета  формировались в основном за счёт косвенных налогов.

В конце двадцатых годов двадцатого века возобладала кейнсианская теоретическая  концепция, обосновывающая необходимость  усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство  и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные  расходы, направленные на создание новых  рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических  и социальных задач: повышение занятости  населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного  спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность  финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства вело к  росту расходов государственного бюджета  и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными  на обеспечение необходимого роста  государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода.

По существу различие между двумя  этими теоретическими концепциями  в финансовом аспекте сводилось  к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция  допускала возможность бюджета  дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

Современное государство полностью  финансировало из бюджета потребности  экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как  оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом  частной формы собственности  к государственной (общенародной).

Финансовая централизация выражалась и в том, что государство непосредственно  и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные  отношения. Таким образом, все стоимостные  элементы системы управления фактически объединились в одну административно  – командную систему управления всем производственным процессом. Такая фин. политика гарантировала переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, решение социально-экономических проблем, встающих перед советским государством на различных этапах его существования.

При разработке фин. политики принципиальным является то, что в основе распределения  и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

1) выбор субъектов распределительных  отношений, то есть владельцев  и распределителей финансовых  ресурсов;

2) определение степени централизации  финансовых ресурсов в распоряжении  государства в зависимости от  функций государства и степени  самостоятельности юридических лиц и населения в удовлетворении своих потребностей;

3) определение первоочередных общественных  потребностей и меры их удовлетворения  и соответственно приоритетных  направлений использования финансовых  ресурсов;

4) выбор источников и методов  формирования финансовых ресурсов.

Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом её сфера определяется параметрами участия государства  в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на исторических этапах развития общества теоретических  концепций, дифференциация её по элементам  стоимостных отношений зависит  от развитости финансовой системы и  меры самостоятельности отдельных её звеньев.

Каждой общественной формации и  соответственно государству этой формации отвечает определенное финансовое устройство.

Государственная краткосрочная  финансовая политика представляет политику государственных органов власти и управления, направленную на создание, регулирование и контроль денежных потоков для достижения положительного сальдо активных и пассивных операций. Проблемы государственной краткосрочной  финансовой политики могут быть представлены в основном как проблемы доходности, т.е. доходности секторов экономики, предприятий, доходности государственных финансово-кредитных  операций, текущей рыночной доходности, доходности для инвесторов. Показатель доходности сопоставляет денежные издержки с денежными доходами.

Доходность представляет собой разновидность показателя рентабельности, исчисленного по любому краткосрочному периоду в днях в  пределах года. В процессах формирования и движения денежных средств, финансовых и кредитных ресурсов, а также  денежных фонда в государстве  учитывается такой фактор, как  доходность (убыточность) и соответствующая  ей денежная масса доходов (убытков). Денежная масса представляет собой  размер доходов (убытков) в денежном выражении, получаемых по любой денежной операции, проводимой в народном хозяйстве. Государственная краткосрочная финансовая политика есть, прежде всего, политика государственного регулирования краткосрочной доходности в народном хозяйстве.

Одним из важнейших инструментов регулирования доходности в рыночной экономике – это установление и регулярное изменение банком РФ официальной учетной процентной ставки. По этой ставке не проводится  какого-либо прямого банковского  кредитования. Она служит индикатором  рыночной доходности операций в экономике, под которой подстраиваются финансовые рынки. Учетная процентная ставка банка  РФ изменяется в связи с изменениями  финансово-кредитного состояния экономики, связанного со спросом и предложением денег. Денежно-кредитная составляющая государственной политики в кризисный  период выступает, прежде всего, как  политика поддержания стабильности валютного курса рубля. Банк РФ контролирует ход сделок, и валютный курс рубля  при необходимости учувствует в  его поддержании своими валютными  резервами. Снижение валютного курса  это результат превышения рублевого  спроса над величиной продаваемой  валюты. Это ведет к росту потребительских  цен и инфляции. Напротив, укрепление рубля снижает требования инвесторов к ожидаемой доходности, влияет на повышение цен на фондовом рынке, стабилизирует отпускные и оптовые  цены.

Важный объект государственного краткосрочного регулирования –  это регулирование доходов и  расходов бюджетной системы и  финансирование дефицита бюджета. Основным исполнителем является Минфин РФ.

Правительство РФ – является эмитентом, продавцом и покупателем  государственных ценных бумаг. Размещение государственных ценных бумаг осуществляется в виде реализации их выпусков в  серии. При этом могут быть использованы различные механизмы реализации. Покупателем государственных ценных бумаг может быть ЦБ РФ.

Государственная фискальная политика имеет большое значение в вопросе сдерживания негативных процессов в экономике. В последние  годы появилось несколько своеобразных способов финансирования дефицита бюджета. В их числе финансирование некоторых видов расходов бюджета коммерческими банками под гарантию Минфина, также финансирование государственных расходов за счет эмиссионного дохода.

Государственная краткосрочная  финансовая политика реализуется двумя  способами – ограничением или  увеличением государственных расходов и определенными изменениями  в налогообложении.

Государственной финансовой политике не достаёт прагматичности. Она концентрируется на общих оздоровительных мерах, часто косметического характера, направленных в основном на нормализацию нормативной базы и отчасти структуры управления финансово-посредническим сектором. Подобный «валовый» подход нейтрален к конкретным проблемам финансовой трансформации в России. Его реализация консервирует структурные сегодняшние особенности российской финансовой системы, не позволяя целенаправленно формировать финансовую структуру. Российская финансовая система нуждается в структурных изменениях, а для этого «валовая» финансовая политика должна быть дополнена элементами «селективности».

Таким образом, главная цель финансовой системы  России на ближайшую перспективу  – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовой сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий.

 

 

 

 

 

 

  1. Цена как объект краткосрочной финансовой политики

 

В связи с переходом  к рыночной экономике с ее более  жесткими условиями в конкурентной среде – ценовая политика предприятия  является ключевым фактором в области  продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию его  имиджа, появлению новых контактов  с потребителями продукции.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих  перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия  — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить  цену таким образом, чтобы она  не оказалась слишком высокой  или слишком низкой.

Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Это сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения  проявляются, главным образом, через  рынок. Цена есть денежное выражение  стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

Цены применяются в  любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает  как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть  саморегулирования рынка.

Цена - рыночный фактор, находящийся  под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

По классической схеме  возможны следующие варианты:

1) если спрос превышает  предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению,  то устанавливается равновесная  цена;

2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к  снижению цены и ее стабилизации  на определенном уровне; конкуренция  между покупателями (рынок производителя)  вызывает рост цены;

3) монополизация оборачивается  установлением завышенных цен  на продаваемые монополиями товары  и заниженных на покупаемые  ее товары.

Ценообразование в краткосрочной финансовой политики выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует: - нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;

Информация о работе Государственная краткосрочная финансовая политика