Государственная миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней .
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.

Файлы: 1 файл

государственная миграционная политика.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Мкртчян Н.В., старший  научный сотрудник Лаборатории  анализа и прогнозирования миграции: «Основные цели миграционной (иммиграционной) политики: (1) компенсация (частичная или полная) за счет мигрантов демографических потерь населения России; (2) восполнение дефицита в трудовых ресурсах в экономике, в т.ч. в ее отдельных отраслях; (3) обеспечение безопасности и сохранение этнокультурной (этноконфессиональной) стабильности в России и ее региона».

Зайончковская Ж.А., заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН: «Главные цели миграционной политики: способствовать (1) ускорению социально-экономического развития страны: развитию рыночных отношений, росту благосостояния населения, насыщению рынка труда рабочей силой; (2) обеспечению социальной стабильности как внутри страны, так и на ее внешних границах; (3) созданию условий для интеграции иммигрантов в принимающие сообщества».

Ганнушкина С.А., председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие": «Решение демографических и народнохозяйственных проблем страны посредством рационально организованного привлечения иностранных граждан для временной трудовой деятельности или переселения на постоянное место жительства. (2) Выполнение государством взятых на себя международных обязательств в отношении приема вынужденных мигрантов».

Волков А.Г., независимый  эксперт, бывший сотрудник НИИ Госкомстата России: «Компенсировать на ближайшее будущее и на длительную перспективу неблагоприятные последствия демографического развития страны, при исключении негативных явлений во внутренней и внешней миграции и создании условий для безболезненной интеграции мигрантов в российское общество».

Островский А.В., заместитель  директора Института Дальнего Востока  РАН: «Основные цели миграционной политики России — обеспечить необходимое  количество рабочей силы по отраслям экономики и регионам из стран СНГ и других стран мира в соответствии с экономической стратегией России на период до 2050 года».

Рощин Ю.В., директор института  управления миграционными процессами Государственного университета управления: «Максимально возможное привлечение мигрантов, прежде всего из стран СНГ, с соответствующим эффективным контролем и селективным отбором, а также изменение вектора внутренней миграции в сторону Дальнего Востока и Севера».

Тарасова В.П., заместитель  руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками: «Создание предпосылок максимально организованного переселения на историческую родину российских соотечественников в целях защиты их интересов, улучшения демографической и экономической ситуации в России и ее регионах».

Цуканов В.В., начальник  Управления по делам миграции ГУВД Краснодарского края, полковник внутренней службы: «Основной целью миграционной политики России является экономическая, политическая и социальная составляющая развития государства и его экономики, эффективное регулирование миграционных потоков».

Шишкин В.И., врио руководителя Управления по делам миграции УВД  Оренбургской области: «Обеспечение эффективного социально-экономического и демографического развития страны, безопасности России, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия РФ».

Юдина Т.Н., проректор  Российского государственного социального университета: «Целями миграционной политики России являются рациональное (селективное) привлечение мигрантов, в первую очередь из стран СНГ и Балтии для поддержания демографического баланса населения и удовлетворения потребностей в трудовых ресурсах российской экономики; обеспечение их интеграции в российское общество через создание специальных Программ; оптимизация внутренних миграционных процессов».

Ястребова А.Ю., советник Председателя общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест": «Создание системы должного государственного регулирования процессов миграции».

 

3.2 Изменения  в миграционном законодательстве

 

Главное направление происшедших  изменений состоит в сильном  упрощении регистрации иностранных  граждан по месту пребывания, а также правил трудоустройства.

Ранее, чтобы получить право на пребывание в России, иностранный  гражданин обязан был в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту  жительства. Регистрация производилась  в милиции, соответствующий штамп  ставился в паспорт. Регистрация могла быть совершена только с согласия всех лиц, постоянно проживающих по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Именно регистрация (прописка) в том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов.

Принимая во внимание, что наличие регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как и криминализации милиции на миграционной почве. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить произошедшие перемены.

Летом 2006 г. были приняты  новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок сильно упростил процедуру регистрации  для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. Для этой категории  мигрантов отменена разрешительная регистрация по месту жительства со штампом в паспорте. Она заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания. Лицо или организация, принимающая мигранта, должны сдать заявление по установленной форме, где в качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно адрес места жительства. Альтернативой может быть адрес места работы или посреднической фирмы. Заявление можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное управление миграционной службы. Корешок от заявления со штампом о его приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов. Нужны лишь паспорт и миграционная карта. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отобравшая у милиции разрешительную функцию регистрации мигрантов. Впервые также временно пребывающему в России не требуется регистрационный штамп в паспорте. В 2 раза - до 180 дней - удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

Не менее решительно изменен порядок трудоустройства  мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов  в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма, обманной вербовки, рабского труда, торговли живым товаром.

Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше. Мигрант получил право  свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована "привязка" работника к работодателю и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы.

Перемены пока коснулись  только мигрантов, приезжающих в Россию на безвизовой основе из стран СНГ. Рабочую силу из стран СНГ Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции в ее отношении естественны.

Квотированный порядок  выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2007 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.

Итоги действия новой политики дают полные основания говорить о впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн. трудовых карт.

Во-вторых, важнейшим  результатом новой политики является повышение уровня легальности временных  трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени / по сравнению с 54% ранее/ (Рис.8).

Резко возросла доля иммигрантов, легально работающих на территории РФ со всеми вытекающими отсюда позитивными  экономическими (рост налогооблагаемой базы и др.) и социальными (улучшение  условий жизни и труда мигрантов  и возможностей для защиты их прав) последствиями. Раньше, до реформирования миграционного законодательства, по данным различных исследований, официально работали лишь от 15 до 25% трудовых мигрантов, а 75-85% работали нелегально. После введения в действие нового законодательства ситуация стала диаметрально противоположной. Три четверти мигрантов имеют разрешение на работу (76%), а четверть не имеют(24%). Более, чем в 2 раза увеличилась налогооблагаемая база за счет иностранных работников (Рис. 9).

Согласно новым правилам работодатель, принявший на работу иностранного работника, имеющего трудовую карту, обязан уведомить об этом службу занятости. Однако в 40% случаев работодатели не сделали этого, чтобы избежать выплаты налогов.

Существует и проблема недостаточной осведомленности  мигрантов и работодателей о новых процедурах, чем сразу же воспользовался рынок теневых услуг. В результате трудовые мигранты нередко получают недействительные или поддельные документы и т.д.

Российское правительство урежет квоты на гастарбайтеров. Премьер-министр Владимир Путин специальным постановлением утвердил лимиты привлечения трудовых мигрантов на 2010 год, они будут меньше квот 2009 года. Квота на гастарбайтеров составит 1,3 млн человек. При этом порядка 600 тыс. разрешений на работу может быть выдано мигрантам в том случае, если потребность российского рынка труда в гастарбайтерах окажется больше расчетной.

Установленная на этот год  квота в 1,9 млн разрешений для  трудовых мигрантов выбрана лишь на 64%. То есть право работать в России на законных основаниях оформили в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) порядка 1,2 млн иностранцев. По сообщению пресс-секретаря ФМС Константина Полторанина, «миграционное ведомство с конца прошлого года фиксирует отток мигрантов из России и сокращение количества обращений за разрешениями на работу». В ФМС отмечают и некоторый рост числа нелегальных гастарбайтеров, «неизбежный при любом закручивании гаек», но на фоне общего сужения рынка труда это явление уже не выглядит массовым.

Гастарбайтерам в 2008-м  было выдано около 3,4 млн разрешений на работу, и стабильно высокого - опять же по сравнению с докризисными временами - уровня безработицы. По прогнозам правительства, в 2010 году число зарегистрированных безработных прогнозируется на уровне 2,2 млн человек. Власть намерена «по максимуму использовать российскую рабочую силу, людей, которые из-за экономического кризиса потеряли работу».

 

    1. .Анализ динамики въезда, выезда и пребывания на территории Республики Марий Эл иностранных граждан и лиц без гражданства

 

За 12 месяцев 2009 года в Республике Марий Эл на миграционный учет поставлено 8043 иностранных гражданина и лица без гражданства, что на 4,5% выше аналогичного показателя прошлого года. Из них 950 иностранцев по месту жительства и 7093 – по месту пребывания. Через организации федеральной почтовой связи поставлено 2074 иностранных гражданина или 29,2% от общего их числа.

В текущем году возросло количество иностранных граждан, воспользовавшихся  услугой почтовых отделений по постановке на миграционный учет (на 5,0%).

Информация о работе Государственная миграционная политика