Государственная миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней .
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.

Файлы: 1 файл

государственная миграционная политика.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Основное количество прибывших в текущем году в республику иностранных граждан составляют граждане из Украины 17,5%, Узбекистана 14,9%, Казахстана 9,1%, Азербайджана 8,8%, Таджикистана 5,5%. Преобладающее количество иностранных граждан поставлено на миграционный учет в г. Йошкар-Ола и Медведевском районе, на долю которых приходится более 69% от общего количества поставленных на миграционный учет.

Приток в Республику Марий Эл мигрантов из стран СНГ  и дальнего зарубежья обусловлен многими причинами, однако, большая  часть иностранных граждан указывает цель визита «частная» – 4783. В текущем году значительно увеличилось количество иностранных граждан пребывающих с целью осуществления трудовой деятельности (на 27,3%).

По состоянию на 1 января текущего года в республике проживает 82 иностранных гражданина и лица без гражданства по виду на жительство (АППГ – 98), 1482 иностранца по разрешению на временное проживание (АППГ – 768). За 12 месяцев 2009 года оформлено 29 видов на жительство (АППГ– 25, + 16,0%), 1011 разрешений на временное проживание (АППГ – 642, + 57,5%). / где АППГ-аналогично показателю прошлого года/

За 12 месяцев 2009 года приобрели  гражданство Российской Федерации 1101 лиц (АППГ – 844, + 30,5%), в том числе 941 – в упрощенном порядке, 160 –  в соответствии с международными соглашениями.

Оформлено 716 фактов наличия  гражданства РФ детям (АППГ – 960, - 25,4%).

Квалификационный состав иностранных работников невысокий. От общего количества иностранных граждан  осуществляющих трудовую деятельность, работники с высокой квалификацией составляют 4,7 %.

Проведенный анализ ситуации, складывающейся на территории республики в сфере розничной торговли показал  что, ограничение труда иностранных  работников не повлияло на динамику потребительских  цен на различные группы продовольственных и непродовольственных товаров. Нехватка (дефицит) каких-либо товаров, реализуемых в розничной торговле вне магазинов, в том числе в палатках и на рынках, не отмечается. Дефицит трудовых ресурсов в этой сфере деятельности отсутствует.

По состоянию на 1 января 2010 года в УФМС России по Республике Марий Эл на учете состояли 106 вынужденных переселенцев или 44 семьи и 5 граждан, получивших временное убежище. В течение текущего года снято с учета 28 вынужденных переселенцев.

Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл проводились работы по обеспечению готовности к выплатам компенсаций и пособий участникам Государственной программы, оформлению им разрешений на временное проживание, вида на жительство и гражданства Российской Федерации. Республика Марий Эл в настоящее время не принимает участия в реализации программы, а участники Госпрограммы на территории республики не проживают.

Проект Республиканской  целевой программы по оказанию содействия добровольному переселению в  Республику Марий Эл соотечественников, проживающих за рубежом, был разработанный Правительством Республики Марий Эл в 2006 году, измененный в 2008 году не прошел согласование в Правительстве Российской Федерации (соответственно не утвержден) и подлежит дальнейшей доработке в связи с изменением в требованиях для реализации программы. В 2008 году Республика Марий Эл не отвечала критериям участника госпрограммы, а показатели социально-экономического развития республики по настоящее время не удовлетворяют критериям оценки эффективности региональной программы (прежде всего уровень безработицы в регионе). Президентом Республики Марий Эл принято решение об отказе от участия в программе в 2008-2009 годах и доработке проекта региональной программы в 2010 году с учетом достигнутых показателей социально-экономического развития республики.

В настоящее время  действует Положение о работе в представительстве Федеральной  миграционной службе за рубежом с  соотечественниками, желающими добровольно  переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное приказом ФМС России от 19 сентября 2008 г. № 237.

Для наиболее эффективного взаимодействия УФМС России по Республике Марий Эл с общественными, научными и другими негосударственными организациями при реализации миграционной политики при УФМС России по Республике Марий Эл создан «Общественно консультативный совет», куда вошли представители министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, кафедры международных отношений и связи с общественностью Марийского государственного университета, отдела межнациональных и межконфессиональных отношений министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, представительства МИД в г. Йошкар-Ола, отдела организации содействия трудоустройству Департамента государственной службы занятости по Республике Марий Эл, а также представители диаспор, проживающих на территории республики[18].

 

Заключение

 

Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов  из этих стран, действительно, здесь  ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Необходимо предоставить субъектам РФ полномочия по регулированию  миграционных потоков через систему  квотирования рабочих мест по отраслям экономики, через систему профессионального  отбора или профессионального обучения мигрантов из разных стран, и из числа желающих приехать на заработки в Россию. Создать систему не уведомительной, а обязательной регистрации, совпадающей с принятым решением о квотировании[19].

Требуется порядок первичной  проверки и дальнейшего регулярного  подтверждения задекларированных мигрантами сведений о себе. Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и органами социальной защиты, правоохранительной системой РФ.

Hеобходимo поставить вопрос о законодательном закреплении за главами исполнительной власти субъектов Федерации координирующих функций в сфере контроля за иммиграцией и внутренней миграцией. Все происходящее в данной сфере должно быть под контролем органов государственной власти субъектов Федерации. В рамках министерства внутренних дел создать специальную иммиграционную полицию двойного подчинения — федерального и регионального, что должно быть отражено в Федеральном законе «О милиции»[19].

В Московском патриархате  выразили готовность совместно с  Федеральной миграционной службой РФ заниматься проблемой адаптации иммигрантов и переселения соотечественников из-за рубежа.

«Создавать мощный механизм ознакомления приезжающих в Россию с культурой, историей, законодательством  страны, и эту проблему невозможно решить без опоры на общественные силы», — заявил замглавы синодального Отдела внешних церковных связей иеромонах Филипп (Рябых) в Москве на конференции, посвященной госпрограмме по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Отец Филипп отметил, что миграция представляет собой «мощную энергию», которая способна решить проблемы демографии, трудовых ресурсов, но в то же время таит в себе «реальные проблемы, без решения которых этот поток, энергия становится очень опасной для общества и может его просто разрушить»[20].

В рамках председательства в СНГ в 2010 г. Россия намерена рассматривать  вопросы миграции в качестве одних  из основных. "Рабочие руки, которые  нужны на производственных мощностях - это часто люди из Молдовы, Украины  и среднеазиатских государств. Россия в данном случае находится в преимущественном положении по сравнению с другими государствами: мы можем пользоваться трудом квалифицированных и просто рабочих, которые говорят по-русски и доброжелательны к россиянам. России необходимо "научиться уважать их труд"- заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, выступая на форуме "Россия 2010"[21].

Президент России Дмитрий  Медведев поручил правительству  подготовить законопроект о введении упрощенного миграционного режима для иностранных рабочих, занятых в инвестиционных, научных и высокотехнологичных проектах на территории России. Соответствующее поручение президент утвердил после совещания по проблемам инвестиционного климата в России, 2 февраля 2010г в Кремле. По мнению президента, выдача виз и разрешений на работу должна быть более простой, в том числе необходимо сократить сроки рассмотрения документов и увеличить сроки действия разрешений до 3 лет, а также упростить миграционный учет при перемещениях внутри страны. /Для справки- квота на иностранную рабочую силу в 2009 году составила 3,8 млн человек, в 2010 году сокращена до 2 млн человек; в частности, на Москву приходится квота в 250 тысяч человек/. Поручение президента можно считать одной из мер по повышению инвестиционной привлекательности России.

Но доля высококвалифицированных  работников сегодня на российском рынке  труда не очень велика. Основная масса работников — низкоквалифицированная рабочая сила. Если судить по данным 2008 года, в сфере финансовых услуг  работало около 600 американцев, 400 граждан Великобритании и 400 — из Франции. Вряд ли они составляют конкуренцию российским работникам, потому что они в определенной степени занимают различные ниши. Но решение о том, кого нанимать на работу — российского гражданина или иностранца, должен принимать работодатель, а не государство[22].

По данным ФМС, в 2009 году было оформлено 1,47 млн разрешений на работу иностранным гражданам, из которых 1,18 млн разрешений пришлось на мигрантов  из стран, в отношении которых  действует безвизовый режим. В визовом порядке прибыло значительно меньше.

«В 2009 году было выдано 236,7 тысячи рабочих виз гражданам, прибывшим  в визовом порядке, — пояснили FM.ru в пресс-службе ФМС. — Оформление таких виз уже говорит о  том, что сотрудник устроился  на работу в какую-либо организацию». В ФМС также предложили считать, что это число характеризует и количество высококвалифицированных мигрантов.

18 мая 2009 года образована  Правительственная комиссия по  миграционной политике, деятельность  которой придаст новый импульс  этой сложной и ответственной работе.

Поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан  в РФ», Налоговый и Бюджетный  кодексы РФ правительство внесло в Госдуму /январь 2010г./

С проблемой перемещения  иммигрантов тесно связана проблема их расселения. Упомянутая выше программа расселения беженцев и вынужденных переселенцев не оправдала себя. На выделяемые деньги выгодно было расселять людей в сельской местности, и они ехали туда, где было хоть какое-нибудь жилье, искренне полагая, что это — главное и они, в большинстве своем городские жители, смогут приспособиться к новым условиям. Ничего подобного не произошло: депрессивные районы остались депрессивными, а люди, помыкавшись, постарались перебраться в города. Время, силы и ресурсы оказались потраченными впустую.

Депрессивных и обезлюдевших районов, которые оставляет местное  население, в России достаточно. Казалось бы, какое благо — заполнять  их пришлым населением. Тем не менее  жизнь доказала: селить там иммигрантов  не стоит, ибо поведение иммигранта, по крайней мере если речь идет о переселенцах одного с местными жителями типа хозяйственного уклада, аналогично поведению коренного жителя. На сегодня вопрос расселения является наиболее спорным и наиболее яростно обсуждаемым. Рано или поздно для упорядочивания системы расселения придется определить перспективные типы/формы поселений, произвести зонирование страны, обозначить ее территориальный опорный каркас.

В настоящее время  запущена информационная система, которая  позволяет оценивать ситуацию в  целом по стране, иметь электронное досье на каждого мигранта.

В Думу внесен законопроект о трудовой миграции, где рассматривается  введение платных патентов, когда  иностранный гражданин, работая  у физического, у частного лица, платит 1000 рублей в месяц и законно  работает - до года. Для высококвалифицированных работников предусматривают преференции.

Тема получения российского  гражданства иностранцами тоже очень  важна. Сейчас иностранец должен сначала  получить разрешение на временное проживание, собрав 15-20 документов, потом через время может оформить вид на жительство (снова пару десятков тех же документов, те же проверки). И только после этого вправе претендовать на российское гражданство. Имеет смысл какой-то этап убрать - например, разрешение на временное проживание и начать с вида на жительство? Здесь чисто бюрократия и нервотрепка для людей.

Полностью рассмотрен объект изучения данной курсовой работы –  миграционная политика и предмет - государственное  управление и регулиро-

вание. В работе произведен анализ миграционной политики в России и основные направления в ней. Всесторонне изучили миграционые процессы, их последствия Выявили проблемы и нашли возможные варианты для решения. Использовали статистические методы и методы математического моделирования – прогнозирования, картографии. Применены данные последней переписи населения и текущего учета естественного движения населения, миграции.

 

Список использованной литературы и источников

 

1.Концепция демографического  развития РФ на период до 2015 года http://www.nasledie.ru.

2.http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a044.htm

3.Мошкин М.,«Не наша  Раша» http://www.vremya.ru/2010/22/51/247068.html

4.Ионцев В.А. Международная  миграция населения: теория и  история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999.

Информация о работе Государственная миграционная политика