Государственная политика, направленная на сокращение неравенства денежных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Сегодня рост неравенства доходов занимает важное место в общественных дискуссиях. Глобализация, реформы рынка труда, технический прогресс и многое другое являются важными факторами таких различий в благосостоянии. Как политические руководители, так и комментаторы выражают глубокую обеспокоенность экономическими и социальными последствиями долгосрочного и иногда резкого увеличения доли дохода, получаемой группами с более высокими доходами. Уменьшение дифференциации доходов крайне важно для содействия более широкому доступу к экономическим, социальным и политическим возможностям.

Содержание работы

1. Введение...............................................................................................................3
2. Сущность доходов и их классификация............................................................5
3. Неравенство доходов: его показатели и причины возникновения.................9
4. Государственная политика в области доходов. Сокращение неравенства доходов...................................................................................................................15
5. Заключение.........................................................................................................21
6. Список литературы...........................................

Файлы: 1 файл

реферат ЭОС.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления  определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений – тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии  программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

На сегодня коэффициент дифференциации в среднем по России составляет около 17, а в Москве «подскакивает» до 43. Если сравнить с другими странами мира, то в Европе этот коэффициент варьируется от 4 до 8 (в некоторых странах около 10), в Америке – 14, там традиционно большое неравенство, так как много мигрантов. С Москвой же можно сравнить разве что африканские страны – даже в Латинской Америке этот показатель меньше 30. При этом, по прогнозным оценкам Росстата, дальше неравенство будет только расти: в Москве коэффициент «зашкалит» за 50, по стране – приблизится к 25.

 

5. Заключение

Экономический рост при неубывающей  дифференциации доходов может привести лишь к некоторому улучшению ситуации, но принципиально не решает проблему бедности и повышения благосостояния всего общества.

Известно, что экономический рост в значительной степени предопределяется инвестициями. Но на то и на другое оказывает воздействие неравенство в распределении доходов. Оптимальное распределение доходов может существенно повысить как темпы роста, так и объемы инвестиций. Само по себе избыточное неравенство доходов является системной характеристикой экономических и социальных дисфункций. Для создания оптимальных условий, способствующих экономическому росту, необходимо снизить темпы увеличения доходов богатых и существенно поднять доходы малообеспеченных. Социально-экономическое неравенство – принципиально важный фактор в объяснении динамики экономического развития и демографических процессов в России. Достигнув угрожающей величины, оно стало основным препятствием для расширенного воспроизводства человеческого капитала и повышения темпов экономического подъема. Именно поэтому показатели неравенства и относительной бедности должны стать ключевым ориентиром согласованной экономической, социальной и институциональной политики. Проблему нарастающей относительной бедности и увеличивающегося разрыва между верхними и нижними слоями не решить без пересмотра распределительных отношений с целью увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы и повышения доходов малоимущих до уровня норм социального государства. В последние десятилетия практически во всех странах мира активизировались процессы диспропорционального распределения доходов населения. Растет неравенство доходов внутри государств, увеличиваются масштабы бедности, причем эти явления происходят на фоне роста среднемировых показателей производства и потребления. Низкий уровень доходов у основной части населения и накопление богатства относительно небольшой группой индивидов понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение стало одной из наиболее острых проблем современности. Проведение экономических реформ в России также сопровождается усилением социальной напряженности, деструктивной дифференциацией доходов населения и ростом бедности. Чрезмерная разделение общества оказывает негативное влияние на экономическое развитие России, препятствует формированию институтов социального государства, развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса платежеспособного большинства населения. Поэтому государство должно прилагать значительные усилия и затрачивать ресурсы для снижения неравенства.

 

 

Список литературы

  1. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008.
  2. Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика /Т. Белова // Экономист. - 2008.
  3. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): учебник. – М.: ИНФРА М, 2009.
  4. Финансы и развитие. – 2012. – Декабрь.

Интернет-ресурсы

  1. www.wikipedia.org
  2. www.imf.org
  3. www.gks.ru

 


Информация о работе Государственная политика, направленная на сокращение неравенства денежных доходов