Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:04, контрольная работа
В России на данный период существует множество экономических проблем, хотя основной период перехода от командной к рыночной экономики уже завершился. Нестабильность экономики была вызвана не только ее реформированием, но и самими реформами. Это можно рассмотреть на примере монополий, к концу 90-х г. их число планомерно увеличивалось, хотя должно было быть иначе. В период СССР процент монополизации рынка был самым высоким в мире, и при падении Советского Союза экономика наоборот должна была получить большое количество производителей и высокую конкуренцию. Но из-за слабости государства в производстве нового законодательства, на рынке стало возможно захватывать предприятия не совсем законным путем.
Введение 3
1. Понятие конкуренции и монополизма. 5
2. Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции. 7
3. Регулирование деятельности хозяйственных структур. 11
4. Антимонопольные меры на мировых рынках 14
5. Проблемы антимонопольной политики 17
Заключение 19
Список литературы 20
Введение 3
1. Понятие конкуренции и монополизма. 5
2. Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции. 7
3. Регулирование деятельности хозяйственных структур. 11
4. Антимонопольные меры на мировых рынках 14
5. Проблемы антимонопольной политики 17
Заключение 19
Список литературы 20
В России на данный период существует множество экономических проблем, хотя основной период перехода от командной к рыночной экономики уже завершился. Нестабильность экономики была вызвана не только ее реформированием, но и самими реформами. Это можно рассмотреть на примере монополий, к концу 90-х г. их число планомерно увеличивалось, хотя должно было быть иначе. В период СССР процент монополизации рынка был самым высоким в мире, и при падении Советского Союза экономика наоборот должна была получить большое количество производителей и высокую конкуренцию. Но из-за слабости государства в производстве нового законодательства, на рынке стало возможно захватывать предприятия не совсем законным путем.
Перемены, происходящие в
экономики, отличались разнообразием
и сложностью, это привело к
необходимости осмысления и определения
наиболее функциональных форм и методов
регулирования экономики. Политика
поддержки конкуренции и
Проведение антимонопольной
и конкурентной политики, позволяющей
избежать злоупотребления со стороны
крупного бизнеса, должно строиться
на базе теоретических знаний и методологических
подходов к изучению отраслевых рынков.
Результаты, полученные на основе рассмотрения
конкурентной среды и процессов
концентрации экономической власти
на рынке, должны служить базой принятия
управленческих решений в отношении
сделок и действий хозяйствующих
субъектов и выработки
Всякому хозяйствующему субъекту
характерно стремление к монополии,
вытеснению конкурента с рынка, расширению
сферы деятельности, таким образом,
приобретение и усиление рыночной власти
сопровождается установлением контроля
над факторами, определяющими деятельность
предприятия. Во имя сохранения рыночной
власти и контроля ситуации на рынке
могут совершаться деяния, ограничивающие
конкуренцию, что существенно искривляет
действие рыночных сил, приводит к нерациональному
распределению общественных ресурсов,
негативно сказывается на хозяйственной
деятельности всех участников рынка
и экономическом благосостоянии
общества. Высокая степень концентрации
экономической власти может стать
опасностью для самостоятельного принятия
решений. Тем самым она противоречит
основам демократического устройства
общества. Задача государства и антимонопольных
органов состоит в том, чтобы
ввести конкуренцию в цивилизованные
рамки, положить конец опасным для
общества проявления монополизма. Разработка
правил конкурентной борьбы и регулирование
конкурентных отношений в обществе
осуществляются благодаря принципам,
выработанным антимонопольной политикой.
Активизация значения государства
в решении задач подъема
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Монополия в широком смысле слова - ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже не в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. В такой ситуации одна, две или три фирмы господствуют в определенной отрасли, поддерживая цены более высокие, чем конкурентные, а значит и увеличивая свои прибыли.
Основным регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико. Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения, то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций, сговора и т. д.
На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.
В классической рыночной экономике,
которой в целом соответствует
«рынок свободной конкуренции», товаропроизводители
и продавцы вступают в конкурентную
борьбу за увеличение сбыта. Успех в
ней обеспечивает увеличение прибыли.
Конкурентная борьба является объективной
движущей силой экономического развития.
В условиях совершенной конкуренции
стремление увеличить прибыль создает
стимулы к росту объемов
Ограничение конкуренции приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей. Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно. Например, централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была накопленная низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время. Свободная конкуренция предусматривает значительное число товаропроизводителей. Это означает экономическую ориентацию на развитие среднего и малого бизнеса, который имеет преимущества в достаточно быстром удовлетворении потребностей рынков. Вместе с тем, технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капитальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны. Широкое использование кредитов для технического развития производства для значительного числа небольших предприятий приводит к последующим финансовым сложностям, которые могут стать причиной банкротства.
Монополизация рынков –
объективная экономическая
Экономический результат
ограничения конкуренции
Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя. Она создает эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Последнее в свою очередь зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции) до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.
Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими, как правило, мелкими и средними предприятиями. Учитывая государственный контроль за монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.
На рынках России присутствуют
все отмеченные выше хозяйственные
структуры. Вместе с тем, на поле эффективной
конкуренции пропорции еще не
установились. На основных рынках доминируют
монополистические и
Олигополические рынки открывают широкие возможности сговоров хозяйствующих субъектов, контролировать которые достаточно сложно. В России опыта их обнаружения практически нет. Для выявления необходимо проведение экономического исследования рынка. Эту работу призван выполнять МАП РФ.
Высокая степень монополизации
экономики России как стартового
состояния, предшествовавшего рыночной
трансформации, обусловливает необходимость
реструктуризации экономики и введения
системы антимонопольного регулирования.
Методы и приемы монополизации рынков
достаточно известны, как и их отрицательные
последствия. Степень противодействия
монополий развитию конкуренции
зависит от принимаемых государством
сдерживающих мер. В России в настоящее
время, ввиду недостаточно эффективного
функционирования антимонопольной
системы и недостаточности
Тенденция монополизации
рынка и ее отрицательные экономические
последствия были отмечены в США
во второй половине XIX веке, когда начали
создаваться крупные
Дальнейшим развитием антимонопольной деятельности было принятие Закона Клейтона (1914 г.), в соответствии с которым воспрещены все попытки «ограничительной» практики корпораций на рынке. Так, считается нарушением закона дискриминация потребителей с помощью цен (установление для различных потребителей неодинаковых цен). Не допускаются переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке. Запрещено приобретение одной корпорацией прямо или косвенно всего или части акционерного капитала другой (в какой-либо сфере деятельности или рынка). Находятся под запретом другие операции, если их результатом может быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности.
Следующий законодательный акт в сфере антимонопольного регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона. Он был вызван к жизни развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков. Она, в частности, гласит: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии».
Этими актами были выработаны основные направления деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними принимаются необходимые меры против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке, а также против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (слияние, поглощение и т. д.). Был образован орган государственного контроля за деятельностью монополий – Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее создании был принят в 1914 г. После Второй мировой войны аналогичные органы образуются в других странах. Такова, например, Комиссия по справедливой торговле в Великобритании.
В процессе государственного
противодействия монополиям возникла
необходимость в
Антимонопольное регулирование
распространяется на все типы хозяйственных
структур, функционирующих в экономике.
Но особенностью экономики России предыдущего
периода была монополизация, практически,
всех рынков. В ее основе лежало директивное
планирование и плановый товарообмен
по устанавливаемым и регулируемым
государством ценам. Процессы разгосударствления
и приватизации не в полной мере
устранили монополизм. В определенной
степени он сохранился в основных
отраслях народного хозяйства, часто
квалифицируемых как
Информация о работе Государственное антимонопольное регулирование экономики, поддержка конкуренции