Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:04, контрольная работа
В России на данный период существует множество экономических проблем, хотя основной период перехода от командной к рыночной экономики уже завершился. Нестабильность экономики была вызвана не только ее реформированием, но и самими реформами. Это можно рассмотреть на примере монополий, к концу 90-х г. их число планомерно увеличивалось, хотя должно было быть иначе. В период СССР процент монополизации рынка был самым высоким в мире, и при падении Советского Союза экономика наоборот должна была получить большое количество производителей и высокую конкуренцию. Но из-за слабости государства в производстве нового законодательства, на рынке стало возможно захватывать предприятия не совсем законным путем.
Введение 3
1. Понятие конкуренции и монополизма. 5
2. Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции. 7
3. Регулирование деятельности хозяйственных структур. 11
4. Антимонопольные меры на мировых рынках 14
5. Проблемы антимонопольной политики 17
Заключение 19
Список литературы 20
В то же время, на основных товарных рынках создана экономическая база для конкуренции в результате разрушения крупных государственных монопольных структур, которыми были отраслевые министерства и главки. В ряде случаев, монополизм приобрел олигополические формы (например, в металлургии, нефтедобыче и нефтепереработке). В сфере розничной торговли и услуг, в сфере деятельности малых и средних предприятий конкуренция получила достаточное развитие.
Для экономики России наибольшее
значение имеет регулирование
Влияние на деятельность других хозяйственных структур требует ценового регулирования в отношении продукции естественных монополий со стороны государства. Такое регулирование может осуществляться установлением на договорной основе цен на предоставляемые товары (услуги). Уровень таких цен должен обеспечивать рентабельную работу пользователей, поддерживать воспроизводственные процессы естественной монополии, быть приемлемым для потребителя конечной продукции. При их установлении особого внимания требует контроль над издержками производства естественных и разрешенных монополий. Он осуществляется путем изучения структуры цены и себестоимости продукции, содержание которых оговаривается соответствующим нормативным актом. При этом требуется строгое соблюдение инструкций по отнесению затрат на себестоимость продукции. Так, в США строительство офисного здания не может быть отнесено на издержки производства. Его можно возвести только за счет прибыли.
Основные положения
При принципиальной схожести содержания законодательных актов в антимонопольной политике, проводимой различными странами мира, имеются некоторые различия. Например, в США запрещена неконкурентная межфирменная кооперация, а в Европе разрешена. В Европе допускается также создание вертикальных неконкурентных связей между поставщиками и изготовителями конечной продукции. В США и России это запрещено. В межгосударственных отношениях, в деятельности транснациональных корпораций требования защиты конкуренции, практически отсутствуют.
Антимонопольная деятельность
государств является в определенной
мере проведением монетаристской политики,
культивирующей движение к свободной
конкуренции на мировом рынке. Но,
вследствие необходимости защиты интересов
национальных товаропроизводителей и
активного участия государства
во внешнеэкономической
Считаются несовместимыми
с общим рынком всякие соглашения
между предприятиями, решения об
объединении предприятий и
Общим рынком признается всякая
государственная поддержка
В мировой практике существует монополизация рынка, сложившаяся в результате развития международного разделения труда на основе различного уровня технологического развития национальных производств. Так, технологическая ориентация и высокая эффективность национального производства позволила Япония монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными недорогими товарами, которые оказываются вне конкуренции.
Антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля за ее исполнением и осуществлением санкций. Последнее особенно важно для России.
К особенностям процесса монополизации экономики современной России относятся:
- включенность исполнительных
органов государственной
- деформированный характер
а) в поддержке неформальных связей, тенденции к сращиванию крупного бизнеса с органами государственной власти в форме совместного владения,
б) в предоставлении государством льгот и привилегий отдельным (в том числе неэффективным) предприятиям,
в) в сложившейся нестандартной этике деловых отношений, допускающей прямой обман, криминальное давление на конкурентов;
- локализация региональных
- высокие административные
Главной проблемой и трудностью является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части, потому что их монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме, возможно, сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. В некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий – губительный. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.
1. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/С.Г.Капканщиков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
2. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред. С. Авдашевой, В. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2005. 125 с.
3. Авдашева С.Р. Модернизация антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. №5. С.100-116.
4. Розанова Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. №5. С.117-131.
5. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. №7. С.48-55.
6. Якунин В.И. Актуальные проблемы формирования современной
государственной конкурентной политики в Российской Федерации //
Информация о работе Государственное антимонопольное регулирование экономики, поддержка конкуренции