Государственное антимонопольное регулирование экономики, поддержка конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

В России на данный период существует множество экономических проблем, хотя основной период перехода от командной к рыночной экономики уже завершился. Нестабильность экономики была вызвана не только ее реформированием, но и самими реформами. Это можно рассмотреть на примере монополий, к концу 90-х г. их число планомерно увеличивалось, хотя должно было быть иначе. В период СССР процент монополизации рынка был самым высоким в мире, и при падении Советского Союза экономика наоборот должна была получить большое количество производителей и высокую конкуренцию. Но из-за слабости государства в производстве нового законодательства, на рынке стало возможно захватывать предприятия не совсем законным путем.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие конкуренции и монополизма. 5
2. Антимонопольное законодательство и поддержка конкуренции. 7
3. Регулирование деятельности хозяйственных структур. 11
4. Антимонопольные меры на мировых рынках 14
5. Проблемы антимонопольной политики 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

В то же время, на основных товарных рынках создана экономическая  база для конкуренции в результате разрушения крупных государственных  монопольных структур, которыми были отраслевые министерства и главки. В ряде случаев, монополизм приобрел олигополические формы (например, в металлургии, нефтедобыче и нефтепереработке). В сфере розничной торговли и услуг, в сфере деятельности малых и средних предприятий конкуренция получила достаточное развитие.

Для экономики России наибольшее значение имеет регулирование хозяйственной  деятельности естественных и разрешенных  монополий. Кого относят к естественным монополиям. Во-первых, это монополии, существование которых объясняется  такой объективной причиной, как  необходимость в экономии на издержках. Если одна фирма по объективным причинам выпускает товар с меньшими издержками, чем другие, она относиться к числу  естественных монополий (правда, в России эта норма не применяется). Во-вторых, сохраняются монополии в областях, где создание конкурирующих производств  экономически нецелесообразно. К таким  монополиям могут быть отнесены: Единая энергетическая система (линии передач), Транснефть, Газпром, Московская телефонная сеть, Мосводоканал, сеть железных дорог и другие, аналогичные производственно-хозяйственные структуры. К разрешенным монополиям следует отнести многие крупнейшие предприятия, созданные в СССР. Создать конкурентов для них в настоящее время невозможно, например, ОАО «Норильский никель».

Влияние на деятельность других хозяйственных структур требует ценового регулирования в отношении продукции естественных монополий со стороны государства. Такое регулирование может осуществляться установлением на договорной основе цен на предоставляемые товары (услуги). Уровень таких цен должен обеспечивать рентабельную работу пользователей, поддерживать воспроизводственные процессы естественной монополии, быть приемлемым для потребителя конечной продукции. При их установлении особого внимания требует контроль над издержками производства естественных и разрешенных монополий. Он осуществляется путем изучения структуры цены и себестоимости продукции, содержание которых оговаривается соответствующим нормативным актом. При этом требуется строгое соблюдение инструкций по отнесению затрат на себестоимость продукции. Так, в США строительство офисного здания не может быть отнесено на издержки производства. Его можно возвести только за счет прибыли.

Основные положения государственной  антимонопольной политики могут  отражаться в договорах, заключаемых  между естественной монополией и  соответствующим органом управления, который выступает выразителем  интересов потребителей. При их заключении проводится анализ экономической обоснованности установления тарифов на потребление  ресурсов на основе цен на приобретаемые  ресурсы, себестоимость собственной  деятельности, рентабельности производства, направлений расходования прибыли. В случае нерационального с позиции  потребителей уровня тарифов государство  может принять решение об их уточнении. Хозяйственная деятельность корпоративных структур регулируется антимонопольными органами в случае установления их доли на рынке большей, чем допускаемая действующим законодательством. К ассоциациям и объединениям предпринимателей, не ставящим своей целью координацию предпринимательской деятельности (что должно быть оговорено в уставе), меры антимонопольного регулирования не применяются. В случае нарушения ими указанных положений устава, их деятельность может квалифицироваться как сговор и подпадает под юрисдикцию антимонопольных органов.

4. Антимонопольные меры на мировых рынках

При принципиальной схожести содержания законодательных актов  в антимонопольной политике, проводимой различными странами мира, имеются  некоторые различия. Например, в  США запрещена неконкурентная межфирменная кооперация, а в Европе разрешена. В Европе допускается также создание вертикальных неконкурентных связей между  поставщиками и изготовителями конечной продукции. В США и России это  запрещено. В межгосударственных отношениях, в деятельности транснациональных  корпораций требования защиты конкуренции, практически отсутствуют.

Антимонопольная деятельность государств является в определенной мере проведением монетаристской политики, культивирующей движение к свободной  конкуренции на мировом рынке. Но, вследствие необходимости защиты интересов  национальных товаропроизводителей и  активного участия государства  во внешнеэкономической деятельности, имеющих место во всех странах, и  тяготения крупного производства к  сверхприбыли, требования свободной  конкуренции в этой сфере не выполняются. Это находит отражение в практике проведения ими антимонопольной  политики. Так, с 80-х гг. правительства  практически всех экономически развитых стран поддерживают совместные действия национальных корпораций в области  специализации экономики и внешней  торговли, что ограничивает свободу  международной конкуренции. Их общая  политика заключается в поддержке  национальной экономики и направлена на предоставление отечественным производителям преимуществ в конкуренции с  внешними товаропроизводителями на внутренних рынках. Всеми странами поддерживаются национальные товаропроизводители. В сфере международных отношений правила справедливой торговли не действуют. Например, при проведении администрацией Рейгана экономической политики на решения антимонопольных органов оказывала влияние установка правительства повысить эффективность функционирования экономики, не взирая на нарушение принципов справедливой конкуренции. В политике стран ЕЭС используются методы регулирования цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского сообщества выступают согласованно. В Европе также проводится политика повышения эффективности экономики в ущерб свободе конкуренции. Вместе с тем в рамках ЕЭС действуют общие положения защиты конкуренции, установленные в Договоре об учреждении ЕЭС, отражающие общие правила конкуренции. Меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Советом Европы единогласно. Если мера не проходит единогласно, решение принимается квалифицированным большинством.

Считаются несовместимыми с общим рынком всякие соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и любая  координационная деятельность, если она может нанести ущерб торговле между странами ЕЭС. Преследуются нарушения  конкуренции, заключающиеся в установлении цен, ограничении производства и  сбыта, технического развития или инвестиций. Считается недопустимым распределение  рынков или источников снабжения. Запрещено  применение к торговым партнерам  неравного подхода или включение  в договоры дополнительных требований, не связанных с контрактом, которые  ставят конкурентов в неравные условия. Пресекается злоупотребление доминирующим положением, в частности, навязывание  цен, ограничение производства, сбыта  или технического развития в ущерб  потребителям. Вместе с тем, если запрещаемые  меры способствуют экономическому или  научно-техническому прогрессу, они  могут быть признаны правомерными и  предпринимателю оставляют соответствующую  часть получаемой прибыли. Этими принципиальными положениями антимонопольной деятельности руководствуются все страны ЕЭС. Большое внимание уделяется в ЕЭС выявлению и недопущению демпинга внутри Общего рынка. Комиссия по торговле контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран. В случае обнаружения демпинга она вносит предложения по его прекращению. Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет. Несовместимой с

Общим рынком признается всякая государственная поддержка отдельных  фирм, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию в рамках ЕЭС. На уровне основных мировых конкурентов (США, ЕЭС, Японии) действуют меры государственного протекционизма в отношении собственных товаропроизводителей. Регулирование осуществляется путем внутренних мер и внешних соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т. д.). Между транснациональными корпорациями правила свободной конкуренции не действуют вообще. Эти корпорации имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные нефтяные корпорации). Существует раздел мира между ними по территориальному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот осуществляется ими самостоятельно.

В мировой практике существует монополизация рынка, сложившаяся  в результате развития международного разделения труда на основе различного уровня технологического развития национальных производств. Так, технологическая  ориентация и высокая эффективность  национального производства позволила  Япония монополизировать рынки продукции  электронной промышленности через  насыщение их качественными недорогими товарами, которые оказываются вне  конкуренции.

Антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля за ее исполнением и осуществлением санкций. Последнее особенно важно для России.

5. Проблемы антимонопольной политики

К особенностям процесса монополизации  экономики современной России относятся:

- включенность исполнительных  органов государственной власти  в процесс приобретения монопольного  положения отдельными хозяйствующими  субъектами, сохраняющаяся как «рудимент»  административно-командной системы; 

- деформированный характер конкуренции  в отечественной промышленности, проявляющийся: 

а) в поддержке неформальных связей, тенденции к сращиванию крупного бизнеса с органами государственной  власти в форме совместного владения,

б) в предоставлении государством льгот и привилегий отдельным (в  том числе неэффективным) предприятиям,

в) в сложившейся нестандартной  этике деловых отношений, допускающей  прямой обман, криминальное давление на конкурентов;

- локализация региональных рынков, сохранение территориальных монополий  и, как следствие, появление  дополнительных источников для  монополизации на региональном  уровне, вызванных обособленностью  регионов современной России  как субъектов Федерации, высоким  уровнем транспортных издержек, недостаточной мобильностью ресурсов  и неразвитой инфраструктурой; 

- высокие административные барьеры,  усиливающие регионализацию и  локализацию товарных рынков.

Главной проблемой и  трудностью является специфика унаследованного  от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей  части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части, потому что их монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

 

 

                                            Заключение

Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме, возможно, сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. В некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий – губительный. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.

 

                                       Список литературы

1. Государственное регулирование  экономики: учебное пособие/С.Г.Капканщиков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.

2. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред. С. Авдашевой, В. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2005. 125 с.

3. Авдашева С.Р. Модернизация антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. №5. С.100-116.

4. Розанова Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. №5. С.117-131.

5. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. №7. С.48-55.

6. Якунин В.И. Актуальные проблемы формирования современной

государственной конкурентной политики в Российской Федерации //

Информация о работе Государственное антимонопольное регулирование экономики, поддержка конкуренции