Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:07, контрольная работа
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая меняет место жительства и работы, перемещаясь из одних регионов и стран в другие, для того чтобы улучшить свое материальное положение. Международная миграция населения занимает все более значительное место в развитии общества. Все более число стан вовлекается в процессы международной трудовой миграции, и можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается с каждым годом, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.
1. Ведение…………………………………………………………………….3
2. Государственное и международное регулирование современной трудовой миграции…………………………………………………….…4
3. Заключение………………………………………………………………..11
4. Контрольные тестовые задания………………………………………….12
5. Задача………………………………………………………………………14
6. Список литературы……………………………………………………….15
Содержание
Введение
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая меняет место жительства и работы, перемещаясь из одних регионов и стран в другие, для того чтобы улучшить свое материальное положение. Международная миграция населения занимает все более значительное место в развитии общества. Все более число стан вовлекается в процессы международной трудовой миграции, и можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается с каждым годом, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.
Трудовая миграция – это одни из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения. В современных условиях масштабы миграционных потоков во многом зависят от социально-экономических факторов, обусловливающих уровень развития общества в стране.
Таким образом, снижение компенсирующей роли миграции, негативные последствия миграционного движения населения, неизбежно сопровождающие его, анализ демографической ситуации в странах, в том числе и в России, и прогноз на ближайшее десятилетие обусловливают необходимость государственного управления миграцией населения и, прежде всего, трудовых ресурсов. От серьезности государственного подхода и эффективности мер миграционной политики во много зависят как экономика России и других стран, так и социально-нравственный климат в стране. Формирования полноценной и обоснованной миграционной политики требует также выход РФ на внешние рынки труда.
Государственное и международное регулирование современной трудовой миграции
Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, переселившихся в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, выехавших за пределы данной страны (эмигранты).
Международная трудовая миграция – это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин:
- различные уровни
- состояние национальной экономики;
- структурная перестройка экономики;
- научно технический прогресс,
развитие которого
- ввоз и вывоз капитала, функционирование ТНК.
В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:
- иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну;
- работники-мигранты по контракту;
- нелегальные иммигранты;
- лица, просящие убежище;
- беженцы.
Важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают, так и в экономике своих стран, которые они покидают. Основной причиной миграции рабочей силы являются поиски работы. Это могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть от голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы.
Но, наряду с этим, существует миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции тесно связан прежде всего с миграцией квалифицированных специалистов и даже ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом, можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
- из развивающихся стран в экономически развитые страны;
- из менее экономически развитых в крупные индустриальные страны;
- между развитыми странами.
В современный период в общем объеме международной миграции преобладает трудовая миграция. Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик.
Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер, но затем принимающие мигрантов страны попытались ввести ее в организованные рамки. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы.
На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:
Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:
1. административно-правовые:
- меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
- действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране и т.д.;
- меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.
2. экономические:
- осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;
- привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;
- выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
Основные черты
иммиграционного
- Профессиональная квалификация. Устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.
- Ограничения личного характера. Предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта, политическому и социальному облику, устанавливается возрастной ценз (обычно 20-40 лет).
- Количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов). Количественные квоты могут вводится в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов, в рамках отдельных отраслей, отдельных предприятий, либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.
- Экономическое регулирование вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в гос. бюджет, либо иммигранты должны инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность этих денег и создать определенное количество рабочих мест, либо иммигрант должен заплатить за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие…
- Временные ограничения. Устанавливаются максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.
- Географические приоритеты. Законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.
- Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено.
Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции, которые могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает на работу.
Традиционные государственные меры реэмиграции заключаются в следующем:
- Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Однако эффективность этих программ достаточно низкая.
-Программы профессиональной подготовки иммигрантов. Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Однако интерес иммигрантов к этим программам оказался довольно низким, т.к. они не давали гарантий трудоустройства после возвращения на родину.
- Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местом работы для реэмигрантов (например, Германия и Турция).
Система
межгосударственного
- двусторонние
и многосторонние
- деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН и система постоянного наблюдения за миграцией.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ). Она была создана в 1919 году и в ее состав входит около 150 государств.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- разработка конвенций и рекомендаций о труде;
- оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
- обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
На международном уровне так же действует Международная организация по миграции (МОМ). Была создана в 1949 году и в ее состав вошло 89 стран. Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции МОМ входит:
Информация о работе Государственное и международное регулирование современной трудовой миграции