Международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Волны международной трудовой миграции,,
Регулирование международных миграционных процессов ty
Украина в мировых миграционных процессах s

Файлы: 1 файл

Tema_8.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

Тема 8. «Международная трудовая миграция»


  1. Волны международной трудовой миграции,,
  2. Регулирование международных миграционных процессов ty
  3. Украина в мировых миграционных процессах s -

8.1. Волны международной трудовой миграции

Основу миграционных потоков составляют рабочие в меньшей степени, служащие. Международная миграция рабочей силы возникает как стихийное движение, но постепенно государство охватывает её своим регулированием, но элемент рыночной стихии сохраняется.

Первый массовый и целенаправленный завоз трудовых ресурсов - доставка черных рабов на'Американский континент (1650-1850 гг.);

-40 г. XIX ст. из Ирландии в CTUAX-'так называемый «картофельный голод»;

-начало 80 г. XIX ст. из Италиии стран Восточной Европы в США (причина -падение цен на европейскую пшеницу).

Причины двух последних  потоков - аграрное перенаселение, безработица, более благоприятные условия работы в США, благоприятные условия для развития собственного дела, повышения уровня жизни.

Следующие потоки:

  • 20'X. XIX в. из Европы в США - причины те же. плюс трудности послевоенной жизни;
  • после 2-ой Мировой войны три новых потока в США:

-«утечка умов» устойчивый    поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку:

  • из Венгрии (1956). Вьетнама (1974-1975). Кубы (1480). Политические причины;
  • из Мексики и стран Карибского бассейна (экономические причины).

Из Китая (XIX, XX вв.) в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки (70 -100 млн. чел.) - переселенческий характер.

В Европе с начала 60 г. XX ст. PC из Испании, Португалии, Греции. Югославии - в развитые страны Европы (на временной основе).

Направления ММРС:

  • из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • в рамках промышленно развитых стран;
  • между развивающимися странами;
  • из бывших социалистических стран;

- научных рабочих, квалифицированных специалистов из пром. развитых в 
развивающиеся страны.

ММРС  в рамках бывших социалистических стран  и в СНГ:

  • в СССР из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи;
  • в Россию из Китая (40 тыс. - «Опасность колонизациТГДальнего Востока и Сибири»). В Москве работают из 78 стран мира (46% московских строителей. 34% рабочих столичного транспорта).
  • в середине 90-х XX ст. в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины. Белоруссии. Молдовы. В Москве: из Украины - 32%. Турции- 22%, СФРЮ - 8% , Молдовы -4%, Белоруссии — 3%. - '

Причины:

  • нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей;
  • нежелание местного населения выполнять щэ^Дея-жителътГую работу;
  • .необходимость сохранения сложившихся коллективов (Север):
  • экономическая выгодность. 

Доля легальной рабочей силы в 1994 г. - 8% (-2 млн. нелегально),

Проблема  беженцев  и   переселенцев,  (в  РФ  приехало  7  млн.  чел.  в 91-95   гг.), проживают за пределами РФ 25 млн. русских, существует возможность возврата и их. Последствия миграции рабочей силы: Страны принимающие: Преимущества:


  • рост вертикальной мобильности работников: ,    •
  • снижение стоимости рабочей силы;
  • снижение издержек;
  • повышается конкурентоспособность товаров;

-иностранная рабочая сила предъявляет дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируя рост производства и дополнительную занятость;

  • торможение роста цен:
  • повышение качества рабочей силы;

-'экономия на образовании и профессиональной подготовке;

- амортизатор в случае кризисов и безработицы:

  • не обеспечиваются пенсиями и не участвуют в специальных программах;
  • улучшение демографической картины страны.

Отрицательные:

  • рост расходов на содержание иностранцев и их семей;
  • возникновение элемента социальной напряженности в обществе;

- межнациональная неприязнь и прочее. 
Экспортирующие страны:

Преимущества:

- дефицит уменьшения платежного баланса, облегчение структурной перестройки:

- важный источник поступления СКВ ( Пакистан в 5 раз больше, чем от экспорта

товаров).

- уменьшение давления избыт, трудовых ресурсов и социальной напряженности;

- бесплатное   обучение   рабочей   силы    новьш   профессиональным       навыкам, 
знакомство с передовой технологией труда и др.

Негативные:

- рост  зависимости   от  иностранного  спроса  на  рабочую  силу,  рост инфляции,

переориентация капитальных  вложений на потребление;

  • «утечка умов»;
  • отток квалифицированных, инициативных кадров.

8.2„£егулирование международных миграционных процессов.

Рынок труда  нуждается в квалифицированном  регулировании (административно-правовом и экономическом).

Основные направления  государственного регулирования:

- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест

в государственном секторе:

  • программы подготовки и переподготовки рабочей силы;
  • программы содействия найму рабочей силы;
  • программы по социальному страхованию безработицы. Косвенное регулирование:

 

    • налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства;
    • законодательство о социальном обеспечении, о   трудовых отношениях, о равных

гражданских правах и т. п.

Государственное    регулирование    включает    экономические,    административные,

законодательные, организационные  и другие меры.

В странах  создана сеть специальных посреднических фирм по вербовке рабочей 
силы (нелегальный ввоз иногда сохраняется). " '-■;

Различают регулирование  одностороннее, двустороннее, многостороннее.

Определенную роль в этом регулировании  играют Международные организации, в т. 
ч. Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г.,с 1946 г. МОТ входит в 
состав ООН как специализированное учреждение. *""""'


Цели МОТ: - растяжение всеобщего  мира и улучшение существующих условий  труда за счет регламентации и  рабочего времени, набора рабочей силы, установление гарантии равной заработной платы, обеспечение удовлетворительных условий жизни.

Принципы  МОТ:

- всеобщность;

трехстороннего       представительства      (правительства.       предпринимателей, трудящихся).

Основные  органы МОТ:

  • Генеральная конференция (прОТо^ит^ежегодно);
  • Административный Совет - исполнительный орган „определяет повестку дня сессии Генеральной Конференции, назначает генерального"директора МОТ, создает вспомогательные организации, комиссии, координирующие деятельность МОТ с другими международными организациями.
  • Международное бюро труда - секретариат МОТ. Собирает и распределяет информацию, оказывает правительствам по их просьбе помощь, руководит программой технического сотрудничества МОТ. проводит специальные исследования.

Располагается в Женеве.

Характер  работы:

1922 г. - миграционная статистика.

1926 г. - инспекция режима перевозок.

1930 г. - деятельность практически затормаживается из-за экономического кризиса (но были приняты пенсии по инвалидности и старости (1935 г.)).

С 50-х - развал колониальной системы, принимаются конвенции  и рекомендации правового регулирования.

1954 г. - вступление в МОТ социалистических'стран - правовая защита приобрела реальную почву.

8.3 Украина в мировых миграционных процессах.

В 80 XX ст. в СС^СР Уа миграции в Россию. 15% в Украину. 10% в Прибалтику из Ср. Азии (40%). КазахстанХ30%), Закавказье (-30%).

Внутренняя  миграция - из сел в города.

Этнические миграции - вытеснение славянского населения из неславянских республик: в 60-е из Грузии и Азербайджана и с середины 70-х - из Средней Азии и Казахстана. Активное освоение Севера нерусским населением (в 80-е). В 80-е гг. внешняя миграция (этническая) - евреи, немцы, греки (в1990 г. - 452 тыс. чел., а в 1987 г. - 39 тыс. чел.).

Пять групп факторов, определяющих современную миграцию на территории бывшего СССР:

  • взрыв национализма, этнические конфликты, гражданские войны, мигрантам не гарантированы основные права личности: право на гражданство, наследование имущества, пенсию, на сохранение стажа и др., требование знания титульного языка. Вынужденная миграция, массовая репатриация, беженцы из районов конфликтов;
  • реформирование экономики, глубокий экономический кризис, высокая инфляция, вздорожание жизни, резкое падение её уровня, безработица, дезорганизация управления экономикой, разрыв хозяйственных связей, сепаратистская ориентация государств стали стимулом стрессовых миграций;

 

  • развитие рыночных отношений. Новые возможности трудового устройства и заработков;
  • различие между новыми государствами в политических системах, скорости, и характера реформирования экономики, спаде производства и уровне жизни, социальной стабильности этнической терпимости - краткосрочные, трудовые миграции, челночные поездки и другие виды коммерческих миграций.

- либерализация жизни, переход к политике «открытых дверей» и изменение правовых подходов к миграциям - свободный въезд и выезд.

Однако внутренние границы постарались  закрыть (страны Балтии). До 1992 г. миграция определялась стрессовыми факторами, а с 1993 - экономическими, рыночными факторами.

В Украину приехало в 1990 г. - 79 тыс. чел.. 91 г. - 148. 92 г. - 288. 93 г. -49, 1994 г. - уехало 143 тыс. чел.. 40% миграции из РФ. а из неславянских республик в 4,1 раза меньше, чем в РФ. В 1992 году в Украину из неславянских стран приехало 117,5 тыс. чел. (в РФ - 487,3), из Закавказья - 24,7 (21%), Ср. Азии - 44.0 (37.4%). Казахстана - 16,3 (13,9%), Молдавии - 17,1 (14,6%), Балтии - 15,4 (13,1%).

При разделе СССР многие украинцы поспешили уехать из России домой (за 1991-92 гг. больше 176 тыс. чел.). В 1993 г. обмен был сбалансирован, а в 1994 г. чистый приток из Украины в РФ составил 139 тыс. чел. (экономический кризис).

Из неславянских стран в Украину  в 1992 г. - 117.5 тыс. чел (в РФ - 487,3), 1993 г. -77,2 (в РФ- 556,7). 1994 г. - 35,4 (в РФ - 760,0).

В 1995 г. 141,217 мигрантов из стран СНГ работали в РФ по лицензиям, из них 2/3 из

Украины. Незарегистрированный поток в несколько раз больше. 
 Миграция, тыс. чел.: 

Годы:

1981-85 гг.

1986-90 гг.

1991-94 гг.

РФ

426.4

782,9

1468

Украина

41.3

198.9

342

Беларусь

-7,9

-10.1

'86


Репатриация % русских  выехавших из республик. - более Ул расправлялись в РФ, а несколько тысяч человек в Украину.

Доля русских в миграции в  РФ в 1992 г. составляла 77%. в 1993-94 - 63%, в 1995 -55%. В 1994 году в РФ прибавилось 44,4 тыс. татар, 19 тыс. чел. народов Поволжья, 11 тыс. чел. народов Северного Кавказа, 15,2 тыс. немцев.

В_нешняя миграция, тыс. чел, за пределы СССР:

Годы:

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Россия

103.6

88,3

102.9

113,7

105.2

Украина

95,4

69.0

44.4

48,0

58,7

Беларусь

34,1

22,0

9.7

6,9

-


В 1990-93 г. г. в%:

  • из России: 49,7% в Германию. 34.8% в Израиль. 2.4% в Грецию и 10,1% в США.
  • из Украины: 14.5% в Германию. 63.8% в Израиль и 21,1% в США.
  • из Беларуси: 16.0% вГерманию, 73.9 в Израиль и 21.9% в США.

Иммиграция в CHI- - выходцы из бедных стран Азии и Африки, чаще всего из Афганистана и Китая.

Население городов Крыма в:

2001 г.: Керчь - 157 тыс.; Феодосия - 108 тыс.; Симферополь - 363,6; Алушта - 53,7; Армянск - 26.2; Джанкой - 43,3; Евпатория - 120,6; Красноперекопск - 31,0; Саки - 29,4; Судак - 28.3; Ялта - 144.4; Бахчисарай - 92.6; Крым - 2 млн. 33 тыс..

8.3.1. Интеллектуальная миграция в Украине в контексте международного научного сотрудничества

Украина фигурирует в составе мировой  миграционной системы как страна происхождения, транзита и прибытия мигрантов. Однако если в общей структуре миграционных потоков выделить лишь.интеллектуальных мигрантов, то в этом случае, к сожалению. Украина включается в процессы международной . миграции, преимущественно, лишь как страна-донор высокообразованных и квалифицированных кадров. Исходя из.этого, проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, являются чрезвычайно актуальными, разрешение которых отвечает современным потребностям украинского общества. В условиях демографического кризиса, а выход из которого, даже при     наиболее     благоприятных     условиях,     будет     сопровождаться     естественным- уменьшением населения, все больше внимания привлекают к сеое качественные характеристики населения, среди которых уровень образования занимает одно из видных мест.

Информация о работе Международная трудовая миграция