Государственное регулирование цен в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

В национальном хозяйстве каждой страны действуют миллионы различных цен, величина и структура которых постоянно меняется. В совокупности они представляют тонкий, гибкий и мощный рычаг управления экономикой. В централизованно управляемой экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ со стороны правительства и его органов на местах, в рыночной они способствуют саморегулированию и самонастройке воспроизводственного процесса, сами становясь результатом такой саморегуляции.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ Государственное регулирование цен.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

УДК 338.532 (470+571)

                               Кешишьян А.А

Государственное регулирование цен в России.

 

 

В национальном хозяйстве  каждой страны действуют миллионы различных  цен, величина и структура которых  постоянно меняется. В совокупности они представляют тонкий, гибкий и  мощный рычаг управления экономикой. В централизованно управляемой  экономике цены используются как  внешний инструмент воздействия  на производство, распределение, обмен  и потребление жизненных благ со стороны правительства и его  органов на местах, в рыночной они  способствуют саморегулированию и  самонастройке воспроизводственного процесса, сами становясь результатом такой саморегуляции. Неслучайно рыночную систему еще называют ценовой системой, поскольку конституируется (устанавливается) свободным движением товарных цен в обществе. Поэтому знание проблемы помогает лучше ориентироваться в перипетиях формирования цены, объективно судить о причинах и тенденциях ее развития во времени и пространстве.    Регулирования цен – одна из наиболее актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед руководством нашей страны. Основы такого регулирования заложены в Указе Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года

N 221 "О мерах по упорядочению  государственного регулирования  цен (тарифов)" (далее - Указ N 221) и в ряде федеральных законов. 

Государственное регулирование  цен осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально  значимых товаров и услуг. Естественная монополия означает такое состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.  Из нормативных документов следует, что государственное регулирование цен может осуществляться как на федеральном уровне - в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном - в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу своего огромного  значения для экономики в целом  в России привлекают внимание три  главные естественные монополии, которые  продемонстрированы на рисунке:

 


  



 


 

 

 Рисунок 9 - Главные  естественные монополии России

 

На деле они не вполне естественные монополии, поскольку  рождены из советских ведомств, а  Министерство путей сообщения (МПС) и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество  бизнесов (предприятий), которые могли  бы нормально действовать на рынке  в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких  как «Транснефть», а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии  составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» - акционерное  общество, в котором доля государства  всего 38%, тем не менее, реально его  следует включать в госсектор.

С ценообразованием, под  которым понимаются методы и принципы установления и динамики цен, люди знакомы  гораздо меньше, чем собственно с  ценами. Именно ценообразование предопределяет величину цены. Но этот процесс протекает  скрытно, тогда как цены видны  наяву.

 

Так же важным элементом  системы управленческого учета  является ценовая политика. Она подразумевает  не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс  управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. В этой связи перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции, но и с калькулированием отпускной цены, что имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики.

          В  Российской Федерации возможны  три варианта ценовой политики:

1) в соответствии  с мировыми ценами;

2) ограничение мировых  цен сферой внешней торговли  с рыночным принципом формирования  внутренних цен на основе соотношения  в стране спроса и предложения; 

3) ограничение мировых  цен сферой внешней торговли  с установлением расчетных цен  внутри страны.

При ориентации ценовой  политики на мировые цены критерием  эффективности такой политики выступает  максимум прибыли крупных экспортеров  при минимальной защищенности страны от международных финансовых спекуляций. Понятно, что для России это означает многократное удорожание потребительской  корзины, максимальную социально-политическую дестабилизацию и минимальную конкурентоспособность  российской экономики.

При ориентации на внутренние цены на основе спроса и  предложения в стране критерием  эффективности выступает максимально  возможная прибыль каждого отечественного поставщика продукции или услуг. Это в какой-то мере защищает Россию от международных финансовых спекулянтов, способных разрушить экономику  любой страны, но оставляет Россию беззащитной от собственных спекулянтов, обрекающих страну своей погоней  за сверхприбылью на индексацию доходов  населения, высокую инфляцию и удорожание потребительской корзины.

При ориентации на внутрироссийские расчетные цены критерием  эффективности выступает минимально необходимый баланс между стоимостью жизни, доходами населения и его  потребностями с учетом конкурентоспособности  России, особенно по отношению к  импорту. Без такого баланса ни о  какой политической стабильности и  экономическом росте не может  быть и речи, а поддержание такого баланса соответствует минимально допустимой для данного уровня развития страны  стоимости потребительской корзины.

Рассматривая указанные  варианты ценовой политики, необходимо учитывать главную особенность  России - невиданный в мире разрыв между  стоимостью воспроизводства рабочей  силы, ее рыночной ценой и уровнем  развития потребностей населения, да еще  при практически недоступном  коммерческом кредите. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

В экономической литературе сложилось два подхода к механизму  ценообразования: производственный, или  затратный, и рыночный. В чем их сущность, единство и различие? При затратном подходе цена образуется под воздействием всего комплекса производственных факторов, главным из которых является труд – живой и прошлый, овеществлённый в потребляемых средствах и предметах труда. Именно затраты совокупного труда, или общественные издержки производства, конституируют цену. Для данного подхода типична следующая формулировка из «Капитала»: цена – это денежное выражение стоимости. Кроме того, К. Маркс дает и другие определения цены: денежное выражение овеществлённого в товаре труда; денежная форма товара; денежная маска стоимости, олицетворяющая общественные издержки производства; стоимость товара в денежной форме; и даже ироничное – «влюбленные взоры, бросаемые товарами на деньги» [16, С. 120].

 В основе затратного механизма ценообразования находится трудовая теория стоимости, разработанная английскими классиками политической экономики У.Петти, А.Смитом, Д. Риккардо и развитая К. Марксом.

        В практике высокоразвитых стран выделяются 4 уровня воздействия на рыночные цены со стороны правительства:

          I) контроль над ценами – осуществляется посредством наблюдения за ценами ради проверки и слежения за ними.

По данным некоторых авторов, в мировой экономике прямо  контролируется до 30%, а косвенно, через  экономические методы воздействия, – до половины всех цен. Контроль в  первую очередь предполагает аналитическую  работу: расчёт изменения факторов цен, выяснение причин ценовых «всплесков», проведение прогнозных расчётов, определение  индексов средних цен, установление ценовых паритетов и т.п. Кроме того, контроль включает надзор за ценовым законодательством и проверку ценовой документации

   II) фиксирование цен – осуществляется путём жёсткого их закрепления на определённом уровне. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен. Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти.



Так же существуют и недостатки при фиксировании цен, равно как и любое другое вмешательство государства в процессы рыночного ценообразования, – это типичное средство администрирования в экономике, о негативных последствиях. Результаты фиксирования цен, то есть установления цен «пола» и цен «потолка», могут быть

рассмотрены на следующем  рисунке.

                         

                        

                           

Рисунок 1. Последствия фиксирования цен государством

 

На рисунке 1 видно, что  если цена фиксируется выше цены равновесия – на уровне Ц1, то возникает избыток предложения, обозначенный верхним, заштрихованным треугольником. Величина предложения больше величины спроса, но объём продаж будет ограничен уровнем спроса К1с. Последний меньше объёма К0, который был бы в случае установления равновесной цены Ц0.

Если же цена зафиксирована  ниже цены равновесия, то образуется недостаток предложения, то есть дефицит товаров (на рисунке обозначен нижним, затемнённым  треугольником). Величина предложения  К2П будет меньше, чем величина спроса. Очевидно, что будет продано не столько товаров, сколько хотят потребители, а столько, сколько произведено (К2П). Этот объём продаж также будет меньше равновесного К0.

Таким образом, как бы государство  ни фиксировало цены (выше или ниже равновесной), объём реализуемой  продукции всегда становится меньше того объёма продаж, который мог  быть достигнут при равновесии рынка.

III)регулирование цены - установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.

В РФ такого рода регулирование  производится по отношению к продукции  естественных монополий, по которым  определяются предельные уровни роста  цен или тарифов на их продукцию  или услуги в течение года.

Например, государство установило предельную цену на масло животное – 70 руб. за 1кг. Это значит, что производители по согласованию с торговлей могут установить любой уровень розничной цены – 40, 50, 60 руб. и т.д., но не более 70 руб.

Пример другого порядка: на зерно озимой пшеницы государство  определило нижний предел закупочной цены – 3 тыс. руб. Следовательно, никто  не может закупать зерно по меньшей, чем означенная, цене;

IV) установление «правил  игры» на рынке – осуществляется  посредством введения ряда запретов  на недобросовестную конкуренцию  и монополизацию рынка. Эти  правила разрабатываются государственными  структурами и принимаются в  законодательном порядке.

В системе свободных рыночных цен государство устанавливает  следующие запреты:

  1. на горизонтальное фиксирование цен – это запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определённом уровне. В антитрестовском законодательстве в основном выделяются четыре объекта регулирования, в числе которых важнейшим является «сговор о ценах». Этот запрет вступает в силу, когда предприятия, заключившие соглашение о совместной деятельности, занимают доминирующее положение на рынке. Например, два маслосырзавода, производящие масло животное, являются конкурентами, поскольку выпускают один и тот же продукт на один и тот же рынок. В отдельности они не доминируют на рынке: на долю первого предприятия приходится 22% общего объёма продаж, на долю второго – 17%. Но если они сговорятся о цене, то с точки зрения антимонопольного законодательства будут рассматриваться как одно предприятие, преступившее общепринятые правила поведения на рынке, поскольку их совместная доля возрастёт до 39%. Таким образом, они займут доминирующее положение и смогут оказывать ценовое давление на других производителей масла и потребителей;
  2. на вертикальное фиксирование цен, в соответствии с которым производителям запрещается навязывать свои цены поставщикам и торговле. Речь идёт о том, что производители не имеют права заставить оптовую и розничную торговлю соблюдать свою (производителей) цену. В свою очередь, нельзя заставить розничную торговлю соблюдать цены, разработанные производителями и оптовой торговлей, так как она свободна в установлении рыночных цен. По действующему законодательству России, данный запрет вводится только в том случае, если производитель занимает доминирующее положение на рынке;
  3. на ценовую дискриминацию, по которому продавец не имеет права предлагать свой товар схожим по роду деятельности торговым предприятиям по разным ценам, ибо это нарушает главнейший принцип рынка – свободу выбора и предпринимательства. Следует различать ценовую дискриминацию и дискриминацию (дифференциацию) цен как средство стимулирования сбыта. К ценовой дискриминации относятся купля-продажа с нагрузкой, контракты, требующие покупок только у одного предприятия;
  4. на демпинг, который представляет собой продажу товара ниже себестоимости в целях устранения конкурента. Этот запрещённый метод применяется лидерами отрасли для вытеснения с рынка ближайших конкурентов;
  5. на недобросовестную ценовую рекламу. Предприятие не имеет права создавать впечатление, что цена снижена, если первоначальная цена была завышена или в последнее время не предлагалась потребителям на регулярной основе. Реклама по принципу «заманивания и переключения» представляет собой практику, когда потребителей завлекают в магазин рекламой товара по чрезвычайно низким ценам, а потом объявляют, что этот товар уже продан и предлагают другой, аналогичный, но уже по нормальной цене.

Информация о работе Государственное регулирование цен в России