Государственное регулирование цен в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

В национальном хозяйстве каждой страны действуют миллионы различных цен, величина и структура которых постоянно меняется. В совокупности они представляют тонкий, гибкий и мощный рычаг управления экономикой. В централизованно управляемой экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ со стороны правительства и его органов на местах, в рыночной они способствуют саморегулированию и самонастройке воспроизводственного процесса, сами становясь результатом такой саморегуляции.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ Государственное регулирование цен.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

Вариантов недобросовестной манипуляции с ценовой рекламой, которой пользуются нечестные продавцы, много. Большинство из них учтено и внесено в реестр запрещённых приёмов конкурентной борьбы на рынках высокоразвитых стран.

Формы и методы государственного воздействия на цены в рыночной экономике  постоянно совершенствуются и видоизменяются. Процессы ценообразования и система  цен остаются в центре внимания правительств большинства стран, потому что являются одной из критических точек экономической  и социально-политической жизни, где  сталкиваются интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных  продавцов, союзов предпринимателей и  профсоюзов, экспортёров и импортёров.

       Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяют понять  его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при  формировании ценового механизма в России в период перехода её экономики к рынку.

       В ходе исторического развития  экономическое устройство  многих  стран претерпело  глубокие  изменения.  На  смену  свободному  рынку   разрозненных товаропроизводителей  пришел  организованный  рынок,  объединивший  в  единую хозяйственную  систему страны различные экономические  уклады. История подтвердила неэффективность   как  монополизированной,  так и

чисто рыночной экономики,  отдав  предпочтение  экономике  смешанного  типа. Особенность последней  состоит в том,  что  она  представляет  собой  систему, объединяющую на условиях  равноправия  государственный  и  негосударственный секторы,  причем  государственные   органы   создают   эффективную   систему

регулирования  экономики,  не  нарушая   при   этом   механизмов   рыночного  саморегулирования. В систему регулирования  экономических  отношений  входят подсистемы  финансово-валютного,   бюджетного,   кредитного   налогового   и ценового регулирования, главная  цель которого состоит в поддержании  баланса спроса и предложения, потребления  и накопления, товарной и денежной массы.

       Одной из важнейших  задач   государства  является  обеспечение   такого соотношения монополии  и конкуренции, которое не  приводит  к  разрушительным  последствиям в экономике.  Эта   задача  решается   помощью   антимонопольного законодательства,  впервые  принятого  в   США  в  конце  прошлого  столетия.

Антимонопольными  считаются  законы,  запрещающие  соглашения  и   действия, направленные на ограничение  конкуренции:  раздел  рынка,  вертикальное  или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в  торговле и т.д. Большинство стран  с  экономикой  смешанного  типа  в  качестве  общей тактики  используют определенные правила ценообразования. Они  оформляются  в виде  законодательных  актов,   регламентирующих   порядок   и   методологию  формирования цен.

       Переход к рыночным отношениям  в  Российской  Федерации   предполагает развитие навыков  отбора всего лучшего, что   накоплено  в  области   теории  и практики ценообразования  мировым хозяйством, и творческое  использование  их для перестройки  отечественного ценообразования.

       Государственное регулирование  цен в  странах  с  рыночной  экономикой является попыткой  государства с помощью законодательных,  административных  и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию  экономической  системы  в  целом,  т.е. через цены уравнивать циклические  колебания  процессов  воспроизводства.  В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен  носит антикризисный и антиинфляционный характер.

       Меры воздействия государства  на производителей могут быть  как прямыми (установление определенных  правил ценообразования), так   и  косвенными (через такие  экономические рычаги, как финансово-кредитный  механизм, оплата  труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется  главным образом  в сферах  транспорта, связи,  электроэнергетики,  водоснабжения  и  т.д.  Среди

прямых методов  государственного  регулирования  необходимо  назвать,  прежде всего,  административное  установление  цен.  Косвенные  меры  направлены  на изменение   конъюнктуры,   создание   определенного   режима    в    области  финансирования, валютных и налоговых  операций,  а,  в  конечном  счете  –  на

установление  оптимального  соотношения  между  спросом  и  предложением  на рынке.

       На способы и  методы  государственного  регулирования  цен  оказывают  влияние  факторы:  национальные,  климатические,   сырьевые,   политические, положение страны  в мировом разделении труда. 

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям  структурной и конъюнктурной  политики, борьбе с инфляцией, усилении национальной конкурентоспособности  на мировом рынке и смягчению  социальной напряжённости. Влияние  государственной экономической  политики на другие объекты регулирования  в свою очередь отражается на процессах  образования всей совокупности цен  в обществе.  Из нормативных документов следует, что государственное регулирование цен может осуществляться как на федеральном уровне - в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном - в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование  цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. Оно содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время, способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

 

 

Используемая литература

  1. Васильева Е.М. Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем-2008.
  2. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2006.
  3. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий / Н. Матвеева // Общество и экономика, 2007.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е. Т. 1.
  5. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Цена и ценообразование в АПК. Учебное пособие. – Краснодар: Экоинвест, 2005.
  6. Сидоренко В.В., Юркин И.Н. Цена и ценообразование. Учебно-методическое пособие. – Г. Краснодар: Мир Кубани, 2007.
  7. http://www.ref.by/refs/98/23557/1.html

 

 


Информация о работе Государственное регулирование цен в России