Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:53, реферат
В национальном хозяйстве каждой страны действуют миллионы различных цен, величина и структура которых постоянно меняется. В совокупности они представляют тонкий, гибкий и мощный рычаг управления экономикой. В централизованно управляемой экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ со стороны правительства и его органов на местах, в рыночной они способствуют саморегулированию и самонастройке воспроизводственного процесса, сами становясь результатом такой саморегуляции.
Вариантов недобросовестной
манипуляции с ценовой
Формы и методы государственного
воздействия на цены в рыночной экономике
постоянно совершенствуются и видоизменяются.
Процессы ценообразования и система
цен остаются в центре внимания правительств
большинства стран, потому что являются
одной из критических точек
Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяют понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в период перехода её экономики к рынку.
В ходе исторического развития
экономическое устройство многих
стран претерпело глубокие изменения.
На смену свободному рынку
разрозненных
чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему
регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.
Одной из важнейших задач
государства является обеспечение
такого соотношения монополии
и конкуренции, которое не
приводит к разрушительным
последствиям в экономике. Эта
задача решается помощью
антимонопольного
Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д. Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Переход к рыночным отношениям
в Российской Федерации
предполагает развитие навыков
отбора всего лучшего, что
накоплено в области
теории и практики ценообразования
мировым хозяйством, и творческое
использование их для
Государственное регулирование
цен в странах с рыночной
экономикой является попыткой
государства с помощью
Меры воздействия государства
на производителей могут быть
как прямыми (установление
прямых методов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а, в конечном счете – на
установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда.
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям структурной и конъюнктурной политики, борьбе с инфляцией, усилении национальной конкурентоспособности на мировом рынке и смягчению социальной напряжённости. Влияние государственной экономической политики на другие объекты регулирования в свою очередь отражается на процессах образования всей совокупности цен в обществе. Из нормативных документов следует, что государственное регулирование цен может осуществляться как на федеральном уровне - в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном - в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением. Оно содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время, способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Используемая литература
Информация о работе Государственное регулирование цен в России