Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………2
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН……………………………………………………………………..4
1.1 Цели и средства государства в регулировании цен……………………………………………………..4
1.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен…..7
1.3 Функции и задачи государственного регулирования цен…………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

государственное регулирование цен. реферат по грэ.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

              Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………2

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН……………………………………………………………………..4

1.1 Цели и средства государства в регулировании цен……………………………………………………..4

1.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен…..7

1.3 Функции и задачи государственного регулирования цен…………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем  ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

В современной России серьезной  проблемой является установление эффективных  методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических  реформ стали применяться такие  методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что  спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос  и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный  объем различные события.

Далеко не все знают, что в  экономике применяются десятки  миллионов цен, что под единым понятием цена понимается множество  разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, государственные, контрактные, прогнозные, лимитные, мировые и  ряд других.

Цены, несомненно, представляют собой  тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности  воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности  намного меньше надежд, возлагаемых  на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике  цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны  правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует  разделять и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Если говорить о значении цены и  ценообразования для предприятия то можно отметить следующее. Цена это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно-хозяйственной деятельности.

В этой работе рассмотрена политика регулирования цен, виды цен, и функции, система цен, этапы развития цен.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть  регулирование цен государством и его эффективность. Предметом  настоящего исследования является ценообразование. Объектом - государственное регулирование  ценообразования.

Задачи данной работы: рассмотреть  виды, функции и задачи цен. Рассмотреть  вопросы ценообразования. Разобрать  принципы определения цены для целей  налогообложения. Рассмотреть государственное  регулирование цен.

Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные  документы, литературные источники  отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

1.1 Цели и средства государства в регулирование цен

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации  находятся основы ценовой политики. На основании этого положения  президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой  политики и законодательства РФ о  ценообразовании.

Политика цен -- это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через  анализ практики формирования цен и  их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической  политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо  важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие  и реализующие политику цен. На федеральном  уровне -- это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

Будучи центральным органом  федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию  цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования  занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов  Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой  политики -- управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы -- управление ценовой и налоговой политики.

Органы ценообразования субъектов  Федерации (республик в составе  РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербургу) ведут  большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен  на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета  фиксирование и регулирование цен  на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые  на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные направления государственной  ценовой политики в России на ближайшую  перспективу определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства  РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу. Самое главное в названных  документах -- это, во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов  в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны  субъектов естественных монополий  завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов  производства, нужно государственное  регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное  регулирование, в том числе и  ценовое, определены Федеральным Законом  «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ).

На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение  регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения  о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости,

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании  цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования цен  в сфере естественных монополий  является важнейшим условием для  поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий  для экономического роста -- повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий  государственное регулирование  цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Имеется перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется  право вводить государственное  регулирование тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию  и товары, реализуемые в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях с ограниченными  сроками завоза грузов; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних специальных  и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам, на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси и др.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование  цен, за последние годы существенно  сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила 15-16% в стоимости  совокупного общественного продукта.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен  в значительной степени увязаны  с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен  и тарифов происходит с одновременным  использованием экономических рычагов  воздействия на цены, имеющихся в  распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и  т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

1.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне -- Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ -- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне -- орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Нарушение порядка применения цен  и тарифов -- это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены  достаточные полномочия для осуществления  своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Информация о работе Государственное регулирование цен