Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………2
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН……………………………………………………………………..4
1.1 Цели и средства государства в регулировании цен……………………………………………………..4
1.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен…..7
1.3 Функции и задачи государственного регулирования цен…………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

государственное регулирование цен. реферат по грэ.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

Полномочия органов контроля цен  местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской  деятельности, находящиеся в муниципальной  собственности.

Проверяемые предприятия обязаны  представить всю необходимую  информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и  полученные органами, осуществляющими  контроль за соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению.

При выявлении нарушений порядка  применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как  разница между фактически примененной  ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.

Если предприятие само выявило  несоблюдение установленных цен  или условий, их ограничивающих, оно  самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета  вносит в бюджет сумму разницы  между фактически примененными ими  ценами и ценами, сформированными  в соответствии с действующим  законодательством, в перерасчете  на объем реализованной продукции.

По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций  и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен  могут быть обжалованы предприятиями  в суде или арбитражном суде.

1.3 Функции и задачи государственного регулирования цен

Многообразие задач, которые стоят  перед государством в рыночной экономике  определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения  задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций  в распоряжении государства имеется  ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и  денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и  другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через  систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство  выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения  доходов государство выполняет  через государственную налоговую  систему, а также через различные  социальные программы по государственной  помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности, также является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической  политики тесно взаимосвязаны. При  принятии решений в одной сфере  необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно  подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует  изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся следующие:

- создание и регулирование правовой  основы функционирования экономики;

- антимонопольное регулирование;

- воздействие на размещение  ресурсов;

- деятельность в сфере распределения  доходов;

- деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все  функции взаимосвязаны и действуют  в комплексе. Например, антимонопольная  деятельность предполагает наличие  соответствующего законодательства, а  ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов. Рассмотрим эти функции  государства.

1. Создание и регулирование правовой  основы функционирования экономики:

Прежде всего, на государстве лежит  ответственность за создание законов  и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

2. Антимонопольное регулирование

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские  (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль  и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики  не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие  достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики  в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса  между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных  “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах  имеют свои особенности, однако можно  выделить общие для всех стран  основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над  ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

3. Размещение ресурсов

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность  эффективно распределять ресурсы. Но в  определенных ситуациях, таких как  внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального  распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для  социально справедливого решения  этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может  касаться промышленного и сельскохозяйственного  производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности  государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное  регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и  субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и  услуг. В качестве примера можно  привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках  производства не учитываются последствия  загрязнения воздуха, земли, воды, которые  отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными  потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными  оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

Правительственный запрет или ограничения  на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно  допустимых норм концентрации вредных  и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее  вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.

Внешние эффекты могут иметь  и положительные результаты для  общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В  подобных вариантах возникает необходимость  в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

5. Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся  вне контроля человека, неподвластных  ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое  перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице  и т.д. Государством финансируются  программы, обеспечивающие возможность  получения образования вне зависимости  от доходов семьи, субсидий на поддержание  цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

6. Деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной  собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи  и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства  часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной  промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Источником формирования государственной  собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Казалось бы, государственная собственность  на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся  экономики. Это далеко не так. Государственная  собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического  хозяйства, неизбежности их бюджетной  поддержки. Нынешнее состояние информатики  и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне.

Современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что:

- Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;

- Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;

- Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;

- В соответствии со статьей 71 (пункт "ж") Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;

- Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;

- Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;

- Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;

Информация о работе Государственное регулирование цен