Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:05, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
• Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов
• Проанализировать проблему на примере РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов
1.1 Система цен и тарифов в государстве
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ
РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Регул.цен в РФ.docx

— 61.53 Кб (Скачать файл)

Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.

Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общий алгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.

Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют  место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

В этой связи необходимо обратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС  РФ от 3 февраля 2003 г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся

официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к местонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

 информация государственных  органов по статистике и органов,  регулирующих ценообразование;

информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.

Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию  может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация.

Если на соответствующем рынке  товаров (работ, услуг) отсутствуют  сделки по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной цены невозможно ввиду отсутствия или недоступности информационных источников для определения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.

При невозможности использования  метода цены последующей реализации используется затратный метод. При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).

Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов  исходя из уровня рыночных цен в  различных хозяйственных ситуациях.

В этой связи  следует подчеркнуть, что для  целей налогообложения в общем  случае должна применяться фактическая  цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных  в п. 2 ст. 40 НК РФ.

Кроме того, следует принимать во внимание и  тот факт, что даже в отношении  тех сделок, которые перечислены  в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает  налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве  налоговых органов производить  такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий  совершения сделок. При этом следует  учитывать, что в соответствии с  п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов  и пени исходя из рыночных цен может  осуществляться только, если фактические  цены на товары (работы, услуги), примененные  сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и  пени не производится.

Таким образом, налогоплательщикам при решении  вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать для целей  налогообложения (фактическую цену сделки или рыночную), следует исходить из двух факторов.  
Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.

Если  сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить  вероятность того, что налоговые  органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов  и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий  достаточно велика, то, по нашему мнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме пеней.

С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов  исходя из рыночных цен, то налоговые  органы при принятии решения о  доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным "наказанием" для  налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных  налоговыми органами налогов.

- На практике  наиболее часто бухгалтеры задаются  вопросом о необходимости применения  для целей налогообложения рыночной  цены при осуществлении сделок  по реализации товаров (работ,  услуг) работникам предприятия.  Объясняется это тем, что предприятия,  как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам  по специальным ценам, значительно  отличающимся от рыночных.

В этой связи  следует отметить, что сделки между  предприятием и его работниками  сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороны налоговых органов. Поэтому  в отношении таких сделок контроль применяемых цен со стороны налоговых  органов возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий:

* если  при реализации товаров (работ,  услуг) своим работникам предприятие  допускает 20-процентное колебание  цен по аналогичным (однородным) товарам (работам, услугам);

* если  предприятие и его работники  признаны взаимозависимыми лицами  в судебном порядке. 

Если  при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в  пределах непродолжительного периода  времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически  получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его  работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это  означает, что при отсутствии 20-процентного  колебания цен на реализуемые  товары (работы, услуги) контроль цен, примененных  предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое  решение должно быть принято судом  в отношении каждой отдельной  сделки, совершенной между предприятием и работниками.

На сегодняшний  день нам не известны случаи обращения  налоговых органов в суд с  исками о признании предприятия  и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся  арбитражной практики сегодня очень  трудно предугадать, какую позицию  по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что  бремя доказывания наличия взаимозависимости  лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к  доначислению значительной суммы налогов  и пени.

Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия  должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий  совершения сделки.

Порядок отражения в учете сумм доначисленных  в результате пересчета цен налогов  в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДС исходя из уровня рыночных цен  дополнительно начисленная сумма  налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку  фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой. Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляется налогоплательщиком по собственной инициативе, то помимо отражения дополнительно начисленной  суммы НДС в учете налогоплательщику  необходимо:  
* выписать счет-фактуру на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы доначисленного налога и отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случае выписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в Письме ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах";

отразить  результаты пересчета в налоговой  декларации по НДС, составляемой за тот  отчетный период, в котором был  совершен оборот по реализации товаров (работ, услуг). При заполнении декларации по НДС показатель выручки (строка 1 Декларации по НДС) следует указывать  с учетом произведенной для целей  налогообложения корректировки.

 

Заключение

 

Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Исходя  из вышесказанного следует отметить, что:

  • Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;
  • Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;
  • Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;
  • В соответствии со статьей 71 (пункт "ж") Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;
  • Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;
  • Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;
  • Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;
  • Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;
  • Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;
  • Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.

Информация о работе Государственное регулирование цен