Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:05, реферат
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства? Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной из крайних позиций доказывают нам, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что "стремление к равенству" подорвет систему и приведет ее к гибели.
Введение 3
Политика доходов 6
Доходы населения 7
Распределение доходов 8
Неравенство доходов 9
Перераспределение доходов 11
Мрачная картина бедности 12
Особенности распределения доходов в России 12
Заключение 14
Литература 15
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по дисциплине:
«Экономика».
Тема: Государственное регулирование доходов.
Подготовил студент
группы 07-ОЗИ
Лазарев Денис
Проверила преподаватель:
Нагоркина В.В
г. Брянск 2010г.
1 Оглавление
Введение 3
Политика доходов 6
Доходы населения 7
Распределение доходов 8
Неравенство доходов 9
Перераспределение доходов 11
Мрачная картина бедности 12
Особенности распределения доходов в России 12
Заключение 14
Литература 15
Введение
Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства? Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной из крайних позиций доказывают нам, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что "стремление к равенству" подорвет систему и приведет ее к гибели.
Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5 части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление между собой доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни концентрации покупательной способности населения.
В 80-е годы произошли изменения в распределении доходов по группам мирового населения. Нижние пять децилей повысили свою долю в доходах, главным образом, благодаря быстрому росту доходов в КНР и Индии, учитывая их место в мировом населении. По мере того как КНР переходила из первой децили в более высокую, темпы роста доходов в первой децили замедлились. В начале 90-х годов эта дециль определялась населением Тропической Африки и Бангладеш. Верхний дециль мирового населения увеличил свою долю в доходе в связи с относительно высокими темпами экономического роста в США и Японии.
В связи с уменьшением доходов на душу населения шестая-девятая децили уменьшили свою долю примерно на 5 пунктов. Седьмая дециль, включающая население стран со средним уровнем дохода, главным образом страны Латинской Америки, потеряла примерно 1 пункт. В девятой дециле сосредоточено население нефтеэкспортирующих стран, их доля в мировом доходе сократилась на три пункта — с 27 до 24%.
В целом верхние и нижние децили увеличили свою долю, а средние группы сократили. Различия между децилями остаются существенными. Несмотря на существенный рост в пяти нижних группах мирового населения доход на душу населения там не превышает 10% от среднемирового уровня, но только 1, 25% дохода на душу населения в верхней группе.
По другим подсчетам, при делении мирового населения на пять групп по 20% доля мирового дохода, приходящаяся на богатейший квинтель, увеличилась с 1965 по 1990 гг. на 14 процентных пунктов и достигла 83% в 1990 г. В 1965 г. средний доход на душу населения в богатейшем квинтиле был в 31 раз больше дохода в низшем квинтеле, а в 1990 г. уже стал в 60 раз больше. Доля других квинтелей сократилась.
Градация получателей доходов показывает значительно более глубокое имущественное неравенство в развивающихся, чем в западных странах. Разрыв между беднейшими и богатейшими 20% населения составлял почти 7 раз, а в развивающихся странах — 10, 6 раза. В начале 90-х годов разрыв между беднейшими и богатейшими группами несколько сократился в промышленно развитых странах, а в развивающихся странах остался на прежнем уровне. Доля беднейшего квинтеля населения в богатейших странах ненамного превосходила подобную группу в беднейших странах.
Таблица 1.
1 Распределение дохода семей, в %
|
|20% беднейшего населения
| |60—70-е |80-е |90-е |60-70-е |80-е |90-е |
| |годы |годы |годы |годы |годы |годы |
|Наименее | | | | | | |
|Развитые |2,6-10,4 |4,8-9,3 |2,1-9,7 |42,2-60,4 |39,0-56,1 |39,3-62,3 |
|Страны | | | | | | |
|Страны со | | | | | | |
|Средним |1,9-6,6 |2,4-9,8 |2,1-8,7 |49,4-66,6 |39,4-62,6 |35,4-67,5 |
|Доходом | | | | | | |
|Промыш-ленные | | | | | | |
|Страны |3,8-8,7 |5,1-8,7 |5,1-8,7 |37,0—50,3 |36,0-44,7 |36,0-47,0 |
Источник: World Development Report. 1984, 1990, 1997.
Если неравенство доходов в промышленно развитых странах Запада имеет в основном двухполюсный характер, то в развивающихся странах существует многочисленная социальная стратификация. Она проявляется по многим линиям, включая социальные слои, город и сельскую местность, современные и традиционные секторы производства, этнические группы, отсталые и развитые районы. Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с низкими доходами, в развивающихся странах в отличие от промышленно развитых государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной.
В развитых странах Запада
в течение длительного
Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет имущественного положения значительной части населения. Неизменная или понижающая доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из острых противоречий в мире.
Необходимо также отметить,
что заработная плата является
самой важной ценой в
Таким образом, вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.
На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.
На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.
Политика доходов
Как направление государственного регулирования в экономике – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:
социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
степенью и характером
вмешательства государства в
вопросы регулирования
традициями заключения коллективных договоров;
социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.
Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.
Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом политика доходов не проявила себя в качестве эффективного инструмента экономического управления.
1 Доходы населения
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Условно, можно провести следующую классификацию доходов:
|По форме получения |По отношению
к налогообложению |По факторам производства
|По способам получения
|
|и ценам
|
|Денежные
|Номинальные
|
|
|Натуральные
|Располагаемые
|
|Реальные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежные доходы населения
включают все поступления