Государственное регулирование доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства? Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной из крайних позиций доказывают нам, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что "стремление к равенству" подорвет систему и приведет ее к гибели.

Содержание работы

Введение 3


Политика доходов 6

Доходы населения 7
Распределение доходов 8
Неравенство доходов 9
Перераспределение доходов 11
Мрачная картина бедности 12
Особенности распределения доходов в России 12

Заключение 14


Литература 15

Файлы: 1 файл

1.docx

— 27.01 Кб (Скачать файл)

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

«Экономика».

 

Тема: Государственное регулирование  доходов.

 

 

 

Подготовил студент

группы 07-ОЗИ

Лазарев Денис

 

 

Проверила преподаватель:

Нагоркина В.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Брянск 2010г.

 

 

1 Оглавление

 

Введение 3

 

 

Политика доходов 6

 

Доходы населения 7

Распределение доходов 8

Неравенство доходов 9

Перераспределение  доходов 11

Мрачная картина бедности 12

Особенности распределения  доходов в России 12

 

Заключение 14

 

 

Литература 15

 

 

Введение

 

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную  и противоречивую историю, как в  экономической науке, так и в  философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом  равенства? Дебаты по поводу равенства  обнаружили широкий спектр мнений и  позиций. Сторонники одной из крайних  позиций доказывают нам, что большее  равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы  противоположной точки зрения предупреждают  нас о том, что "стремление к  равенству" подорвет систему и  приведет ее к гибели.

Для измерения неравенства  в доходах широко используется статистический прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5 части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление между собой доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни концентрации покупательной способности населения.

В 80-е годы произошли изменения  в распределении доходов по группам  мирового населения. Нижние пять децилей  повысили свою долю в доходах, главным  образом, благодаря быстрому росту  доходов в КНР и Индии, учитывая их место в мировом населении. По мере того как КНР переходила из первой децили в более высокую, темпы роста доходов в первой децили замедлились. В начале 90-х годов эта дециль определялась населением Тропической Африки и Бангладеш. Верхний дециль мирового населения увеличил свою долю в доходе в связи с относительно высокими темпами экономического роста в США и Японии.

В связи с уменьшением  доходов на душу населения шестая-девятая  децили уменьшили свою долю примерно на 5 пунктов. Седьмая дециль, включающая население стран со средним уровнем  дохода, главным образом страны Латинской  Америки, потеряла примерно 1 пункт. В  девятой дециле сосредоточено население  нефтеэкспортирующих стран, их доля в мировом доходе сократилась на три пункта — с 27 до 24%.

В целом верхние и нижние децили увеличили свою долю, а средние  группы сократили. Различия между децилями остаются существенными. Несмотря на существенный рост в пяти нижних группах мирового населения доход на душу населения  там не превышает 10% от среднемирового уровня, но только 1, 25% дохода на душу населения  в верхней группе.

По другим подсчетам, при  делении мирового населения на пять групп по 20% доля мирового дохода, приходящаяся на богатейший квинтель, увеличилась с 1965 по 1990 гг. на 14 процентных пунктов и достигла 83% в 1990 г. В 1965 г. средний доход на душу населения в богатейшем квинтиле был в 31 раз больше дохода в низшем квинтеле, а в 1990 г. уже стал в 60 раз больше. Доля других квинтелей сократилась.

Градация получателей  доходов показывает значительно  более глубокое имущественное неравенство  в развивающихся, чем в западных странах. Разрыв между беднейшими и богатейшими 20% населения составлял почти 7 раз, а в развивающихся странах — 10, 6 раза. В начале 90-х годов разрыв между беднейшими и богатейшими группами несколько сократился в промышленно развитых странах, а в развивающихся странах остался на прежнем уровне. Доля беднейшего квинтеля населения в богатейших странах ненамного превосходила подобную группу в беднейших странах.

 

Таблица 1.

 

1 Распределение дохода  семей, в %

 

|                      |20% беднейшего населения                              |20% богатейшего населения                                |

|                      |60—70-е         |80-е              |90-е              |60-70-е           |80-е              |90-е               |

|                      |годы            |годы              |годы              |годы              |годы              |годы               |

|Наименее              |                |                  |                  |                  |                  |                   |

|Развитые              |2,6-10,4        |4,8-9,3           |2,1-9,7           |42,2-60,4         |39,0-56,1         |39,3-62,3          |

|Страны                |                |                  |                  |                  |                  |                   |

|Страны со             |                |                  |                  |                  |                  |                   |

|Средним               |1,9-6,6         |2,4-9,8           |2,1-8,7           |49,4-66,6         |39,4-62,6         |35,4-67,5          |

|Доходом               |                |                  |                  |                  |                  |                   |

|Промыш-ленные         |                |                  |                  |                  |                  |                   |

|Страны                |3,8-8,7         |5,1-8,7           |5,1-8,7           |37,0—50,3         |36,0-44,7         |36,0-47,0          |

 

 

Источник: World Development Report. 1984, 1990, 1997.

Если неравенство доходов  в промышленно развитых странах  Запада имеет в основном двухполюсный характер, то в развивающихся странах  существует многочисленная социальная стратификация. Она проявляется  по многим линиям, включая социальные слои, город и сельскую местность, современные и традиционные секторы  производства, этнические группы, отсталые и развитые районы. Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с низкими доходами, в развивающихся  странах в отличие от промышленно  развитых государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной.

В развитых странах Запада в течение длительного исторического  периода произошло снижение уровней  неравенства. В развивающихся странах  по мере увеличения дохода на душу населения  происходило усиление неравенства  в распределении богатства. В  странах Латинской Америки неравенство  в распределении доходов на нижних и верхних этажах пирамиды в 60— 70-х  годах было более глубоким, чем  во всех развивающихся странах. На долю самых бедных 20% населения приходилось 3—2, 5% доходов, а самых богатых 5% населения — 30—33% доходов, т. е. разрыв составлял 11—12 раз. В 90-е годы во многих странах Латинской Америки доходы 20% богатого населения в 15 раз превышали доходы низшего квинтеля, а в Бразилии — в 31 раз (1992 г.). Такие же тенденции отмечались в странах с относительно низким уровнем дохода. В целом, общие направления изменений в распределении доходов в странах Третьего мира не подтверждают тезис С. Кузнеца о том, что неравенство в распределении доходов на ранних стадиях развития увеличивается, а затем начинает сглаживаться.

Сохранение, а в целом  ряде стран углубление неравенства  не меняет имущественного положения  значительной части населения. Неизменная или понижающая доля низших групп  в доходах иногда сопровождается сокращением их доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения  доходов как между странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из острых противоречий в мире.

 Необходимо также отметить, что заработная плата является  самой важной ценой в экономике;  это единственный (или главный)  источник дохода. В самом деле, около 75% национального дохода  составляет заработная плата  и жалованье. Так же как и  политика доходов регулирование оплаты труда имеет свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям труда и самим индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в США, чем в Китае или России; они в целом выше на севере и на западе России, чем на юге страны; шахтеры в целом получают больше, чем трактористы; учителя государственных школ имеют заработную плату ниже, чем учителя частных заведений; бухгалтер одного предприятия может зарабатывать больше, чем бухгалтер другого предприятия. Ставки заработной платы дифференцируются также по полу и расовым признакам.

Таким образом, вопрос регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое  значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.

На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.

На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции  хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.

 

 

Политика доходов

 

Как направление государственного регулирования в экономике –  политика доходов – одно из средств  централизованного воздействия  на общий размер и распределение  вновь созданной стоимости.

Сущность политики доходов  заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной  заработной платы, который способствовал  бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов  в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и  формах проявления этой политики в  каждом конкретном государстве различаются  особенности, определяемые:

социально-экономическим  и политическим развитием той  или иной страны;

степенью и характером вмешательства государства в  вопросы регулирования заработной платы;

традициями заключения коллективных договоров;

социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов  политики доходов является заработок  рабочего в целом, в том числе  ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.

Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, т.к. британское государство  пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом политика доходов не проявила себя в качестве эффективного инструмента экономического управления.

 

1 Доходы населения

 

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов.

Условно, можно провести следующую  классификацию доходов:

 

|По форме получения |По отношению к налогообложению |По факторам производства               |По способам получения                                        |

|                   |и ценам                        |                                       |                                                             |

|Денежные           |Номинальные                    |Заработная плата                       |Доход от формальной экономики|Доход от  неформальной         |

|                   |                               |(номинальная,  реальная)               |                             |экономики                      |

|Натуральные        |Располагаемые                  |                                       |                             |                               |

|                   |Реальные                       |Рента (природные ресурсы, земля)       |                             |Фиктивная экономика            |

|                   |                               |                                       |                             |Вторая экономика               |

|                   |                               |Наука                                  |                             |“Черная” экономика             |

|                   |                               |Процент / капитал (ссудный доход на    |                             |                               |

|                   |                               |собственную прибыль корпораций:        |                             |                               |

|                   |                               |-номинальная ставка                    |                             |                               |

|                   |                               |- реальная ставка)                     |                             |                               |

 

 Денежные доходы населения  включают все поступления денег  в виде оплаты труда работающих  лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных  бумаг и недвижимости.

Информация о работе Государственное регулирование доходов