Содержание:
- Введение
- Государственное регулирование экономики: цели и средства
- Теоретические модели государственного регулирования экономики.
- Методы государственного регулирования экономики
- Негативы государственного вмешательства в экономику.
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Вопрос о том, должна ли
экономика регулироваться государством
или использовать рычаги саморегулирования,
является спорным до настоящего
времени. Но если раньше ученые
склонялись к тому , что экономика
сама в состоянии установить равновесие
и удержать его, то сейчас становится ясно,
что государственное регулирование необходимо.
Во всем мире функции государства
в управлении экономикой значительно
расширились в течение ХХ века,
особенно в промышленно развитых
странах.
Государственное регулирование
охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Но первостепенное
внимание уделяется регулированию
отношений собственности и предпринимательства,
инвестиций и структурной перестройки
отраслей материального производства,
социального развития и рынка
труда, финансового рынка и
денежного обращения, территориальных
пропорций и региональных рынков,
природопользования, внешнеэкономической
деятельности.
Государственное
регулирование экономики: цели и
средства
Во всех развитых странах
рыночный механизм хозяйствования
дополняется инструментами государственного
регулирования. соотношение которых зависит
от доли государственного сектора, исторических
особенностей и традиций, характера решаемых
в данное время задач. Обычно, чем сильнее
развиты рыночные отношения, тем значительнее
государственное влияние на формирование
рыночных механизмов и регуляторов. Государство
превращается в единый и главный координирующий
и регулирующий центр хозяйственно - финансовой
системы, активно воздействует на параметры
и индикаторы ее функционирования и поддерживает
расширяющимся комплексом средств и инструментов
желательный режим экономической динамики.
Именно государство создает условия для
свободного предпринимательства и добросовестной
конкуренции. Государство регулирует
формирование рыночной Среды и обеспечивает
устойчивость экономического роста.
Государственная власть, государственный
порядок и государственная инициатива
абсолютно необходимы для экономики,
как необходимы для нее государственное
пространство, государственные границы
и государственный хозяйственный.
Цели, на которые направляется
государственное регулирование,
зависят на каждом историческом
этапе от многих обстоятельств:
степени общей развитости экономики,
ее структуры, меры включения
в международное разделение труда.
Особо велико возможное многообразие
целей для экономики, находящейся
в неустойчивом, переходном состоянии
Ориентиры, которыми руководствуется
государство в процессе регулирования
экономики, включают показатели,
характеризующие уровень экономического
развития и качества жизни: продолжительность
жизни человека, доход (валовой внутренний
продукт) на душу населения, уровень занятости,
степень реализации прав человека, уровень
знаний, состояние окружающей Среды.
Существует ряд причин, которые
характеризуют необходимость государственного
вмешательства в экономику.
Государство обеспечивает определенность
и целостность территориального
пространства хозяйствования, отлаживает
международные связи хозяйственной
системы страны, защищает положение
ее субъектов на мировом рынке.
Государство поддерживает конкурентную
борьбу в экономике.
Государство соблюдает интересы
всего населения страны. На это
оказывают влияние ценностные
ориентировки общества, его фундаментальные
духовно - социальные параметры,
связанные с историческим индивидуальным
и коллективным выбором. Государство
участвует в перераспределении
доходов в обществе между беднейшими
и богатыми слоями населения.
Люди от природы не равны
по своим природным качествам,
образовательному уровню и т.
д. Владея этой информацией,
государство должно регулировать
доходы населения:
а) либо через систему трансфертов;
б) либо через систему гарантированных
цен (min зарплата, закупочные цены на-
сельхозпродукцию для фермеров и т. д.
)
в) государство выравнивает
доходы через налогово - бюджетные
механизмы.
Государство создает баланс
экономических интересов в стране,
не допускает лидерства какой
либо одной социальной группы.
Государство корректирует диспропорции,
возникающие между фазами воспроизводства
( производством, распределением, обменом,
потреблением), между спросом и предложением.
Государство обеспечивает правовую
основу жизни и общественную
атмосферу, которые способствуют
наибольшей эффективности рыночной
системы:
а) государство обеспечивает
сохранность статуса частной
собственности, защищает товаропроизводителей;
б) регулирует отношения между
смежниками;
в) регулирует отношения между
производителями и потребителями;
г) регулирует отношения между
работодателями и наемными работниками
и принимает соответствующие
законы о труде;
д) отслеживает выполнение налогового
законодательства;
е) вводит определенные стандарты
(например, измерение веса и размера
услуг);
ж) создает денежную систему;
з) разрабатывает рыночное законодательство
и обеспечивает его выполнение.
Государство корректирует побочные
эффекты производства:
а) принимает законодательство,
которое запрещает выброс загрязняющих
веществ предприятиями;
б) воздействует на предприятия
через систему особых налогов;
в) формирует рынок прав
на побочные эффекты (например,
“торгует” правами на загрязнение
окружающей Среды).
Государство создает и поддерживает
более развитую инфраструктуру
на рынке.
Государство обеспечивает возрастание
институциональной Среды, включающей
системы информации, экспертизы, профессионально
хорошо подготовленный и неполитизированный
аппарат контроля и управления.
Еще одной важной функцией
государства является обеспечение
государственной безопасности, что
означает создание необходимых
условий и предпосылок для
всех сторон жизнедеятельности
человека, субъектов и общества
в целом - защиты территориальной
целостности, экономической и
политической независимости, жизнеспособности
его систем, структур и институтов
в соответствии с правовыми
основами государственности и
действующими законами. Включает
в себя социальную, экологическую,
внешнеэкономическую, национально
- этническую стабильность, обороноспособную
достаточность , ресурсную и научно - технологическую
независимость, мобильность и др.1
Наконец, государство обеспечивает
правильное безкризисное развитие
экономики.
Государственное регулирование
охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Оно регулирует
отношения собственности и предпринимательства,
инвестиции и структурную перестройку
отраслей материального производства,
рынок труда, финансовый рынок
и денежное обращение, региональные
рынки внешнеэкономическую деятельность.
В качестве объектов государственного
регулирования выступают:
- стратегические проблемы территориального развития - укрепление единства государства; освоение новых районов, богатых природными ресурсами; экономическое и социальное развитие Севера; энергообеспечение европейской части страны и т. д.
- крупные региональные экономические, социальные и экологические проблемы - подъем экономики кризисных и депрессивных районов, расслоение вынужденных мигрантов и беженцев, реабилитация территорий, находящихся в зоне влияния Чернобыльской катастрофы, предотвращение последствий подъема уровня Каспийского моря и т. п. ;
- обеспечение экономического и социального развития субъектов Федерации с учетом как региональных, так и общегосударственных интересов.
Теоретические
модели государственного регулирования
экономики
Наиболее распространенные
направления в регулировании
экономики - кейнсианство и монетаризм.
Кейнсианство вошло в жизнь
в 30 гг. нашего века, когда англичанин
Дж. М. Кейнс опубликовал книгу “Общая
теория занятости, процента и денег”.
Теория Кейнса вывела США из кризиса и
возобновила экономический рост.
Кейнс исходил из того, что система
свободного рынка лишена внутреннего
механизма, обеспечивающего макроэкономическое
равновесие. Дисбаланс между сбережениями
и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение
деловой активности, что, в свою очередь,
усиливает инфляционные процессы и влияет
на уровень безработицы. Согласно этой
теории, изменение совокупных запасов
потребительских и инвестиционных товаров
в основном воздействует на уровень производства
и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает
активное вмешательство государства в
экономику посредством фискальной политики
(гибкое изменение налоговых ставок и
государственных расходов).
В настоящее время политика
Кейнса наиболее успешно используется
в новых индустриальных странах Азии -
Гонконге, Малайзии, Таиланде, Сингапуре,
Тайвани. Среди промышленно развитых стран
- Австрия, Великобритания, Австралия,
США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия.
Монетаристы считают, что рыночная система
в состоянии автоматически достигать
макроэкономического равновесия. Гибкость
цен и ставок заработной платы гарантирует
воздействие изменения совокупных расходов
на цены товаров и ресурсов, а не на уровни
производства и занятости. Суть монетарной
политики - в регулировании объема предложения
денег для стабилизации национального
рынка. Монетаристы объявляют государственное
регулирование вредным для развития предпринимательской
инициативы, дестабилизирующим экономику
и изначально бюрократичным. Поэтому они
призывают к минимизации вмешательства
государства в экономику, допуская лишь
проведение фискальной политики.
Каждый из этих методов
имеет свои плюсы и минусы,
поэтому ту или иную политику
и поэтому конкретный выбор
зависит от системы научно - методологических
предпочтений, избираемых соответствующими
правительствами. Универсального
правила регулирования экономикой
не существует.
Методы
государственного регулирования
Методы государственного регулирования
экономики условно подразделяются
на административные и экономические.
Административные методы базируются
на силе государственной власти: это
охрана окружающей Среды, создание минимальных
условий существования малообеспеченных
слоев населения, пресечение развития
теневого бизнеса и т. д.
К экономическим методам
относится кредитно -денежная и бюджетная
политика.
Через кредитно - денежную политику
государство воздействует на
денежную массу и процентные
ставки, а они, в свою очередь,
- на потребительский и инвестиционный
спрос.
Мощным инструментом кредитно
- денежной политики является
изменение резервной нормы. Введение
обязательной нормы резерва обусловлено
необходимостью обеспечения достаточного
уровня ликвидности коммерческих
банков. Даже незначительные колебания
этой нормы ведут к существенным
изменениям предложения денег.
Государство также регулирует
денежную массу в обращении
посредством политики процентной
ставки, под которую Центральный
банк предоставляет кредиты коммерческим
банкам. Когда национальный банк
понижает учетную ставку, он поощряет
коммерческие банки к получению
ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими
банками за счет этих ссуд,
увеличивают предложение денег.
Повышая же учетную ставку, Центральный
банк снижает стимулы коммерческих
банков к получению ссуд, что
уменьшает объем выдаваемых банками
кредитов и , соответственно, предложение
денег.
Еще одним способом кредитно
- денежной политики также является
проведение операций на открытом
рынке. Это, с одной стороны,
- покупка и продажа государственных
облигаций Центральным банком, с
другой, - коммерческими банками,
финансовыми компаниями и населением.
Покупая или продавая государственные
облигации, Центральный банк либо
привлекает резервы в банковскую
систему, либо изымает их оттуда.
Бюджетная политика предполагает изменения
государственных расходов и доходов
с целью поддержания рыночного
равновесия и стимулирования развития
отдельных сфер и отраслей экономики.
Важным направлением бюджетной политики
большинства стран мира является
стремление к бездефицитному бюджету
или поддержание его минимального
уровня.
Одним из средств государственного
регулирования занимает ускоренное амортизационное
списание основного капитала и связанные
с ним образование и реализация скрытых
резерв. Суть такого регулирования - в
отрыве физического процесса снашивания
машин, оборудования, зданий и сооружений
от калькулируемого переноса стоимости
вещественных носителей основного капитала
на производимые товары и услуги, что является
средством стимулирования накопления,
структурных изменений в экономике и важным
инструментом воздействия на хозяйственный
цикл, занятость.
Государство предусматривает
также применение дотаций и
фиксированных цен.