Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:31, реферат

Описание работы

Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах.
Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение
Государственное регулирование экономики: цели и средства
Теоретические модели государственного регулирования экономики.
Методы государственного регулирования экономики
Негативы государственного вмешательства в экономику.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

грэ методология.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Государственное регулирование экономики: цели и  средства
  3. Теоретические модели государственного  регулирования экономики.
  4. Методы государственного регулирования экономики
  5. Негативы государственного вмешательства в экономику.
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

 

Введение

 Вопрос о том, должна ли  экономика регулироваться государством  или использовать рычаги саморегулирования,  является спорным до настоящего  времени. Но если раньше ученые  склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.

 Во всем мире функции государства  в управлении экономикой значительно  расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых  странах. 

 Государственное регулирование  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. Но первостепенное  внимание уделяется регулированию  отношений собственности и предпринимательства,  инвестиций и структурной перестройки  отраслей материального производства, социального развития и рынка  труда, финансового рынка и  денежного обращения, территориальных  пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической  деятельности.

 

Государственное регулирование экономики: цели и  средства

 Во всех развитых странах  рыночный механизм хозяйствования  дополняется инструментами государственного  регулирования. соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Обычно, чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Государство превращается в единый и главный координирующий и регулирующий центр хозяйственно - финансовой системы, активно воздействует на параметры и индикаторы ее функционирования и поддерживает расширяющимся комплексом средств и инструментов желательный режим экономической динамики. Именно государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Государство регулирует формирование рыночной Среды и обеспечивает устойчивость экономического роста.

 Государственная власть, государственный  порядок и государственная инициатива  абсолютно необходимы для экономики,  как необходимы для нее государственное  пространство, государственные границы  и государственный хозяйственный.

 Цели, на которые направляется  государственное регулирование,  зависят на каждом историческом  этапе от многих обстоятельств:  степени общей развитости экономики,  ее структуры, меры включения  в международное разделение труда.  Особо велико возможное многообразие  целей для экономики, находящейся  в неустойчивом, переходном состоянии

 Ориентиры, которыми руководствуется  государство в процессе регулирования  экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического  развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей Среды.

 Существует ряд причин, которые  характеризуют необходимость государственного  вмешательства в экономику.

 Государство обеспечивает определенность  и целостность территориального  пространства хозяйствования, отлаживает  международные связи хозяйственной  системы страны, защищает положение  ее субъектов на мировом рынке. 

 Государство поддерживает конкурентную  борьбу в экономике.

 Государство соблюдает интересы  всего населения страны. На это  оказывают влияние ценностные  ориентировки общества, его фундаментальные  духовно - социальные параметры,  связанные с историческим индивидуальным  и коллективным выбором. Государство  участвует в перераспределении  доходов в обществе между беднейшими  и богатыми слоями населения.  Люди от природы не равны  по своим природным качествам,  образовательному уровню и т.  д. Владея этой информацией,  государство должно регулировать  доходы населения:

 а) либо через систему трансфертов;

 б) либо через систему гарантированных  цен (min зарплата, закупочные цены на- сельхозпродукцию для фермеров и т. д. )

 в) государство выравнивает  доходы через налогово - бюджетные механизмы.

 Государство создает баланс  экономических интересов в стране, не допускает лидерства какой  либо одной социальной группы.

 Государство корректирует диспропорции, возникающие между фазами воспроизводства  ( производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением.

 Государство обеспечивает правовую  основу жизни и общественную  атмосферу, которые способствуют  наибольшей эффективности рыночной  системы:

 а) государство обеспечивает  сохранность статуса частной  собственности, защищает товаропроизводителей;

 б) регулирует отношения между  смежниками;

 в) регулирует отношения между  производителями и потребителями;

 г) регулирует отношения между  работодателями и наемными работниками  и принимает соответствующие  законы о труде;

 д) отслеживает выполнение налогового законодательства;

 е) вводит определенные стандарты  (например, измерение веса и размера  услуг);

 ж) создает денежную систему;

 з) разрабатывает рыночное законодательство и обеспечивает его выполнение.

 Государство корректирует побочные  эффекты производства:

 а) принимает законодательство, которое запрещает выброс загрязняющих  веществ предприятиями;

 б) воздействует на предприятия  через систему особых налогов;

 в) формирует рынок прав  на побочные эффекты (например, “торгует” правами на загрязнение  окружающей Среды).

 Государство создает и поддерживает  более развитую инфраструктуру  на рынке.

 Государство обеспечивает возрастание  институциональной Среды, включающей  системы информации, экспертизы, профессионально  хорошо подготовленный и неполитизированный аппарат контроля и управления.

 Еще одной важной функцией  государства является обеспечение  государственной безопасности, что  означает создание необходимых  условий и предпосылок для  всех сторон жизнедеятельности  человека, субъектов и общества  в целом - защиты территориальной  целостности, экономической и  политической независимости, жизнеспособности  его систем, структур и институтов  в соответствии с правовыми  основами государственности и  действующими законами. Включает  в себя социальную, экологическую,  внешнеэкономическую, национально  - этническую стабильность, обороноспособную  достаточность , ресурсную и научно - технологическую независимость, мобильность и др.1

 Наконец, государство обеспечивает  правильное безкризисное развитие экономики.

 Государственное регулирование  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. Оно регулирует  отношения собственности и предпринимательства,  инвестиции и структурную перестройку  отраслей материального производства, рынок труда, финансовый рынок  и денежное обращение, региональные  рынки внешнеэкономическую деятельность.

 В качестве объектов государственного  регулирования выступают: 

  • стратегические проблемы территориального развития - укрепление единства государства; освоение новых районов, богатых природными ресурсами; экономическое и социальное развитие Севера; энергообеспечение европейской части страны и т. д.
  • крупные региональные экономические, социальные и экологические проблемы - подъем экономики кризисных и депрессивных районов, расслоение вынужденных мигрантов и беженцев, реабилитация территорий, находящихся в зоне влияния Чернобыльской катастрофы, предотвращение последствий подъема уровня Каспийского моря и т. п. ;
  • обеспечение экономического и социального развития субъектов Федерации с учетом как региональных, так и общегосударственных интересов.

 

Теоретические модели государственного регулирования экономики

 Наиболее распространенные  направления в регулировании  экономики - кейнсианство и монетаризм.

Кейнсианство вошло в жизнь  в 30 гг. нашего века, когда англичанин Дж. М. Кейнс опубликовал книгу “Общая теория занятости, процента и денег”. Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост.

 Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкое изменение налоговых ставок и государственных расходов).

 В настоящее время политика  Кейнса наиболее успешно используется в новых индустриальных странах Азии - Гонконге, Малайзии, Таиланде, Сингапуре, Тайвани. Среди промышленно развитых стран - Австрия, Великобритания, Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия.

Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

 Каждый из этих методов  имеет свои плюсы и минусы, поэтому ту или иную политику  и поэтому конкретный выбор  зависит от системы научно - методологических  предпочтений, избираемых соответствующими  правительствами. Универсального  правила регулирования экономикой  не существует.

Методы  государственного регулирования

 Методы государственного регулирования  экономики условно подразделяются  на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти: это  охрана окружающей Среды, создание минимальных  условий существования малообеспеченных слоев населения, пресечение развития теневого бизнеса и т. д.

 К экономическим  методам  относится кредитно -денежная и бюджетная политика.

 Через кредитно - денежную политику  государство воздействует на  денежную массу и процентные  ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный  спрос.

 Мощным инструментом кредитно - денежной политики является  изменение резервной нормы. Введение  обязательной нормы резерва обусловлено  необходимостью обеспечения достаточного  уровня ликвидности коммерческих  банков. Даже незначительные колебания  этой нормы ведут к существенным  изменениям предложения денег.

 Государство также регулирует  денежную массу в обращении  посредством политики процентной  ставки, под которую Центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим  банкам. Когда национальный банк  понижает учетную ставку, он поощряет  коммерческие банки к получению  ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими  банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.  Повышая же учетную ставку, Центральный  банк снижает стимулы коммерческих  банков к получению ссуд, что  уменьшает объем выдаваемых банками  кредитов и , соответственно, предложение денег.

 Еще одним способом кредитно - денежной политики также является  проведение операций на открытом  рынке. Это, с одной стороны, - покупка и продажа государственных  облигаций Центральным банком, с  другой, - коммерческими банками,  финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные  облигации, Центральный банк либо  привлекает резервы в банковскую  систему, либо изымает их оттуда.

Бюджетная политика предполагает изменения  государственных расходов и доходов  с целью поддержания рыночного  равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету  или поддержание его минимального уровня.

 Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

 Государство предусматривает  также применение дотаций и  фиксированных цен.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства