Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:31, реферат

Описание работы

Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах.
Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение
Государственное регулирование экономики: цели и средства
Теоретические модели государственного регулирования экономики.
Методы государственного регулирования экономики
Негативы государственного вмешательства в экономику.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

грэ методология.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

 Дотация - это как бы “налог  наоборот”. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара.

 Фиксированные цены, отличающиеся  от цен равновесия, устанавливаются,  как правило, на продукцию агропромышленного  и нефтегазового комплексов и  некоторые другие виды продукции  и услуг.

 Государством применяются также  методы прямого и косвенного  регулирования экономики.

Методы прямого государственное  регулирование не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной  власти, действующем законодательстве.

 К ним относятся:

- целевые программы и планы,  определяющие стратегические цели  развития экономики;

- государственные заказы на  поставки определенных видов  продукции, выполнение работ,  оказание услуг. 

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству  продукции;

- ограничения и запреты по  выпуску определенных видов продукции;

- выдача лицензий на все виды  материальной деятельности.

Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности..

 К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы, ставки  процента за кредит и кредитные  льготы;

- таможенное регулирование экспорта  и импорта, валютные курсы и  условия обмена валют.

 В последние годы в нашей  стране стала все более зависимой  от государства политика цен.  Вначале это касалось преимущественно  потребительских цен на социально  - значимые товары первой необходимости и услуги массового спроса. Сфера такого регулирования постепенно сужалась, но и сейчас его масштабы значительны. Права по регулированию цен на товары и услуги для населения все больше передаются от федеральных органов субъектам Федерации. Из продуктов питания более всего административному воздействию подвергались цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания. Полностью регулировались тарифы пассажирского транспорта и связи, детских дошкольных учреждений, учреждений правового характера. С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной политики были проведены меры по усилению государственного регулированию цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители , а также тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Были применены следующие методы: установление предельно допустимых размеров рентабельности в ценах товаров и услуг; введение предельных соотношений в допустимом росте цен на товары топливно - сырьевой группы и тарифы по отношению к среднему индексу цен производителей в промышленности; заключение соглашений о размера увеличения цен между поставщиками и потребителями структурообразующих видов продукции, определяющих устойчивость работы предприятий; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности, усиление финансового, налогового воздействия на цены поставляемых ими на рынок товаров и услуг.

- введение и поддержание валютного  коридора, ограничивающего рамки  колебаний курса рубля при  свободной купле - продаже иностранной  валюты в биржевых сделках  и банковских операциях, поощрение  расчетов и вкладов в рублях  путем установления более высокой  доходности государственных ценных  бумаг 

- смягчение нехватки денег при  росте неплатежей, применением в  расчетах налоговых освобождений, долговых обязательств и т.  д. Система взаимозачетов в  разных формах использовалась  на всем протяжении реформы.

Финансовая политика . Финансовое оздоровление производства в исходной концепции реформ связывалось с приватизацией и акционированием, а в качестве следующего шага - с введением процедуры банкротств для убыточных предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией , утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов , расширения практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых обязательств.. По большей части они носили стабилизационных характер и были направлены на устранение негативных последствий приватизации и либерализации экономики.

 Очень важной предпосылкой  государственного регулирования  экономики является разработка  прогнозов. Государственное программирование  представляет собой систему научно  обоснованных представлений о  тех или иных направлениях  социально - экономического развития  страны.

 Возможные временные рамки  среднесрочных разработок такого  рода составляют от 4 до 7 лет. Это  вполне оправданно. С одной стороны,  они совпадают с периодами  ротации исполнительной власти, разрабатывающей и реализующей  программы развития. С другой, это  минимальный срок для получения  ощутимых конструктивных эффектов  управляющих воздействий, если  учитывать масштабы и инертность  отечественной экономики.

 Программа - это комплекс  локализованных во времени и  пространстве, непротиворечивых конкретных  мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной,  налоговой, бюджетной, ценовой,  внешнеэкономической, аграрной , научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития.

 Прогноз - это профессиональных  и содержательных научный анализ  потенциальных ориентиров и альтернатив  развития народного хозяйства,  общих направлений решения ключевых  социально - экономических проблем,  исходя из осмысления текущего  состояния и реальностей возможного  изменения воспроизводственных  процессов в экономике.

 Исходным пунктом как программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений на перспективу.

 Следующим логическим шагом  является формулировка целей  и задач, намечаемых для решения  в рассматриваемой перспективе.  Выдвигаемые цели и ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально - экономических параметров в конце рассматриваемого срока.

 В настоящее время ключевые  задачи новой экономической политики  могут быть сформулированы следующим  образом:1

- повышение уровня загрузки  еще сохранившихся мощностей;

- восстановление необходимых масштабов  инвестиционной деятельности;

- формирование ценовых механизмов  перераспределения ресурсов накопления  между добывающими и перерабатывающими  отраслями;

- обеспечение устойчивых высоких  темпов экономического роста  на базе нового воспроизводственного  механизма;

- создание предпосылок для формирования  здоровых мотиваций деятельности  экономически активного населения  путем адекватного роста доходов  и условий их реализации, создание  высокоразвитого потребительского  сектора экономики;

- структурная перестройка экономики,  модернизация и расширение экономического  потенциала страны;

- выход на мировые рынки обрабатывающей  промышленности за счет повышения  технического уровня и конкурентоспособности  отечественной продукции.

 Общие предпосылки реализации  конструктивной стратегии развития  состоят прежде всего в существенном расширении функций и ответственности государства в регулировании экономических процессов:

- нормализации структуры относительных  цен , регулировании цен в отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;

- регулирование деятельности естественных  монополий;

- ужесточении контроля внешнеэкономической деятельности;

- всесторонней поддержке спроса  на продукцию отечественных товаропроизводителей , расширении сферы и объема госзаказа.

Государственное программирование позволяет  предвидеть перспективы развития, предоставляет  информацию предприятиям, компаниям  о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие. Целевые программы разрабатываются  как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они  характеризуются конкретно выраженными  конечными результатами; включают в  себя полную совокупность заданий, мероприятий  и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют  определенный период реализации. Определяются также возможные исполнители  и сроки реализации отдельных  мероприятий и программы в  целом.

 В настоящее время можно  выделить две трактовки программно - целевого подхода. Сторонники  первой делают акцент на признаках  взаимосвязанности целей и оптимизации  затрат времени и ресурсов. Согласно  второй, расширительной , версии, программа - это “комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития. При таком определении программа становится неотличимой от плана.

 Разработка и утверждение  целевой программы осуществляются  с учетом интересов заказчиков  и исполнителей, а также с учетом  макроэкономической ситуации и  прогнозируемых бюджетных возможностей.

Еще один важный метод государственного регулирование экономикой - планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.

 В системе управления и  регулирования планирование должно  быть представлено как система  управления качеством, как государственное  регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки  эффективности, система экономических  и социальных нормативов, балансовые  методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации,  государственное регулирование  макропропорций, структуры воспроизводства, цен, внешнеэкономических отношений и связей.

В условиях современной рыночной экономики  государство не может не планировать  собственную деятельность касательно:

- установления и взимания налогов  на производство и оборот товаров,  доходы и имущество юридических  и физических лиц, на использование  природных ресурсов;

- осуществления бюджетных расходов  на содержание госаппарата, закупки  продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам и иностранным государствам, на поддержку отдельных категорий граждан;

- привлечения , погашения и обслуживания госзаймов;

- приобретения, продажи и использования  госимущества;

- деятельности госпредприятий.

Вертикальная интеграция. Западные специалисты так интерпретируют это понятие: Вертикальная интеграция - это производство и продажа большинства  минеральных ресурсов, таких как  нефть, медь, олово, никель и алюминий, обычно контролируемое олигополией  из вертикально интегрированных  многонациональных корпораций, которые  выступают одновременно основными  производителями и основными  потребителями минеральных ресурсов. Характеризуя это понимание, выделяют несколько принципиальных моментов:1

- интеграцию добывающего и обрабатывающего  комплексов;

- возникновение олигополий в  составе крупнейших ТНК;

- обеспечение конкурентного преимущества  в виде гарантированных снабжения и сбыта;

- подрыв высоко - интегрированными  странами эффективности национализации  “отсталого” в сырьевых, дезинтегрированных;

- поддержание во всемирном хозяйстве  полярности “сырье - технологии”,  “экономика сырья - экономика  технологий”

- закрепление неоколониальной зависимости (основа которой - технологическая зависимость, деиндустриализация).

 При этом вертикальная интеграция  обеспечивает не только корпоративные , но и макроэкономические преимущества. В их числе:

 организационно - экономическое  единство добывающего и обрабатывающего  секторов экономики, рост степени  пропорциональности их работы;

 существенное расширение промежуточного  спроса: на средства производства, продукцию инновационного и инвестиционного  назначения, научно - исследовательские  и технологические разработки;

 снижение инфляционного потенциала  экономики;

 оптимизация пропорции между  производством конечной и промежуточной  продукции;

 сокращение непроизводительных  потерь топливно - энергетических и материальных ресурсов;

 развитие технологий с растущим  замещением первичных ресурсов  вторичными, неэкологических технологий - экологическими;

 регулирование промежуточных  цен в зависимости от уровня  конечных;

 перенос доходообразования и, соответственно, налогообложения с реализации промежуточной на реализацию продукции и услуг конечного спроса;

 превращение качества продукции  в фактор экономии корпоративных  и народнохозяйственных издержек;

 расширение границ экономической  эффективности высоких технологий  и новой техники;

 увеличение макроэкономической  конкурентоспособности на основе  улучшения качества и сокращения  народнохозяйственных издержек  конечной продукции;

 продвижение к экономике  с “нулевой инфляцией”;

 постепенное становление нового  макроэкономического регулятора: нормы  общекорпоративного и, далее,  народнохозяйственного дохода вместо  нормы прибыли;

 удержание экономики в “интервале  прогресса”, когда цикл полного  обновления основных производственных  фондов составляет в среднем  около 7 лет;

 устойчивость макроэкономической  конкурентоспособности.

Негативы  государственного вмешательства в экономику

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства