Дотация - это как бы “налог
наоборот”. Потоварная дотация устанавливается
либо в определенном проценте к цене товара,
либо в абсолютной сумме в расчете на единицу
товара.
Фиксированные цены, отличающиеся
от цен равновесия, устанавливаются,
как правило, на продукцию агропромышленного
и нефтегазового комплексов и
некоторые другие виды продукции
и услуг.
Государством применяются также
методы прямого и косвенного
регулирования экономики.
Методы прямого государственное
регулирование не связаны с созданием
дополнительного материального
стимула или опасностью финансового
ущерба и базируются на силе государственной
власти, действующем законодательстве.
К ним относятся:
- целевые программы и планы,
определяющие стратегические цели
развития экономики;
- государственные заказы на
поставки определенных видов
продукции, выполнение работ,
оказание услуг.
- государственная поддержка программ,
заказов и контрактов;
- нормативные требования к качеству
продукции;
- ограничения и запреты по
выпуску определенных видов продукции;
- выдача лицензий на все виды
материальной деятельности.
Методы косвенного государственного
регулирования - это такие методы,
которые воздействуют на экономические
интересы субъектов хозяйственной
деятельности..
К ним относятся:
- уровень налогообложения;
- регулирование цен;
- платежи на ресурсы, ставки
процента за кредит и кредитные
льготы;
- таможенное регулирование экспорта
и импорта, валютные курсы и
условия обмена валют.
В последние годы в нашей
стране стала все более зависимой
от государства политика цен.
Вначале это касалось преимущественно
потребительских цен на социально
- значимые товары первой необходимости
и услуги массового спроса. Сфера такого
регулирования постепенно сужалась, но
и сейчас его масштабы значительны. Права
по регулированию цен на товары и услуги
для населения все больше передаются от
федеральных органов субъектам Федерации.
Из продуктов питания более всего административному
воздействию подвергались цены на хлеб,
молоко и молочные продукты, муку, соки
и фрукты, консервы для детского питания.
Полностью регулировались тарифы пассажирского
транспорта и связи, детских дошкольных
учреждений, учреждений правового характера.
С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной
политики были проведены меры по усилению
государственного регулированию цен на
товары производственного назначения,
поставляемые естественными монополиями,
в первую очередь на электроэнергию, энергоносители
, а также тарифы на железнодорожные перевозки
грузов. Были применены следующие методы:
установление предельно допустимых размеров
рентабельности в ценах товаров и услуг;
введение предельных соотношений в допустимом
росте цен на товары топливно - сырьевой
группы и тарифы по отношению к среднему
индексу цен производителей в промышленности;
заключение соглашений о размера увеличения
цен между поставщиками и потребителями
структурообразующих видов продукции,
определяющих устойчивость работы предприятий;
ограничение роста цен и тарифов на продукцию
естественных монополий в пределах уровня
инфляции в промышленности, усиление финансового,
налогового воздействия на цены поставляемых
ими на рынок товаров и услуг.
- введение и поддержание валютного
коридора, ограничивающего рамки
колебаний курса рубля при
свободной купле - продаже иностранной
валюты в биржевых сделках
и банковских операциях, поощрение
расчетов и вкладов в рублях
путем установления более высокой
доходности государственных ценных
бумаг
- смягчение нехватки денег при
росте неплатежей, применением в
расчетах налоговых освобождений,
долговых обязательств и т.
д. Система взаимозачетов в
разных формах использовалась
на всем протяжении реформы.
Финансовая политика . Финансовое
оздоровление производства в исходной
концепции реформ связывалось с приватизацией
и акционированием, а в качестве следующего
шага - с введением процедуры банкротств
для убыточных предприятий. Однако приватизация
только ухудшила финансовое состояние
большей части предприятий из - за того,
что она сопровождалась инфляцией , утратой
собственных оборотных средств и роста
задолженностей. Меры по стабилизации
финансового положения осуществлялись
правительством в основном путем ограничения
инфляционного роста издержек производства,
снижения процента за кредит, предоставления
льгот по уплате налогов , расширения практики
взаимозачетов, а также расчетов векселями
и продажей долговых обязательств.. По
большей части они носили стабилизационных
характер и были направлены на устранение
негативных последствий приватизации
и либерализации экономики.
Очень важной предпосылкой
государственного регулирования
экономики является разработка
прогнозов. Государственное программирование
представляет собой систему научно
обоснованных представлений о
тех или иных направлениях
социально - экономического развития
страны.
Возможные временные рамки
среднесрочных разработок такого
рода составляют от 4 до 7 лет. Это
вполне оправданно. С одной стороны,
они совпадают с периодами
ротации исполнительной власти,
разрабатывающей и реализующей
программы развития. С другой, это
минимальный срок для получения
ощутимых конструктивных эффектов
управляющих воздействий, если
учитывать масштабы и инертность
отечественной экономики.
Программа - это комплекс
локализованных во времени и
пространстве, непротиворечивых конкретных
мер в области социальной, структурно
- инвестиционной, финансово - кредитной,
налоговой, бюджетной, ценовой,
внешнеэкономической, аграрной , научно
- технической, институциональной политики,
ориентированных на достижение как качественно,
так и количественно определенных целей
социально - экономического развития.
Прогноз - это профессиональных
и содержательных научный анализ
потенциальных ориентиров и альтернатив
развития народного хозяйства,
общих направлений решения ключевых
социально - экономических проблем,
исходя из осмысления текущего
состояния и реальностей возможного
изменения воспроизводственных
процессов в экономике.
Исходным пунктом как программ,
так и прогнозов должен служить анализ
текущего социально - экономического положения
страны. В этом разделе должны содержаться:
объективная оценка общеэкономической
ситуации, позитивные и негативные тенденции
развития, узкие места и точки роста, конструктивные
и деструктивные эффекты предшествующих
управляющих воздействий и другие аспекты,
служащие базой обоснования и выработки
конструктивных предложений на перспективу.
Следующим логическим шагом
является формулировка целей
и задач, намечаемых для решения
в рассматриваемой перспективе.
Выдвигаемые цели и ориентиры
, как качественные , так и количественные
, должны иметь четко определенный, предметный
характер и демонстрировать состояние
ключевых для данного периода социально
- экономических параметров в конце рассматриваемого
срока.
В настоящее время ключевые
задачи новой экономической политики
могут быть сформулированы следующим
образом:1
- повышение уровня загрузки
еще сохранившихся мощностей;
- восстановление необходимых масштабов
инвестиционной деятельности;
- формирование ценовых механизмов
перераспределения ресурсов накопления
между добывающими и перерабатывающими
отраслями;
- обеспечение устойчивых высоких
темпов экономического роста
на базе нового воспроизводственного
механизма;
- создание предпосылок для формирования
здоровых мотиваций деятельности
экономически активного населения
путем адекватного роста доходов
и условий их реализации, создание
высокоразвитого потребительского
сектора экономики;
- структурная перестройка экономики,
модернизация и расширение экономического
потенциала страны;
- выход на мировые рынки обрабатывающей
промышленности за счет повышения
технического уровня и конкурентоспособности
отечественной продукции.
Общие предпосылки реализации
конструктивной стратегии развития
состоят прежде всего в существенном расширении
функций и ответственности государства
в регулировании экономических процессов:
- нормализации структуры относительных
цен , регулировании цен в отраслях, подстегивающих
инфляцию издержек;
- регулирование деятельности естественных
монополий;
- ужесточении контроля внешнеэкономической
деятельности;
- всесторонней поддержке спроса
на продукцию отечественных товаропроизводителей
, расширении сферы и объема госзаказа.
Государственное программирование позволяет
предвидеть перспективы развития, предоставляет
информацию предприятиям, компаниям
о намерениях государства, является
координирующим звеном для всех других
форм регулирования. Программирование
придает рынку более целенаправленное
развитие. Целевые программы разрабатываются
как на долгосрочную, так и на
среднесрочную перспективу. Они
характеризуются конкретно выраженными
конечными результатами; включают в
себя полную совокупность заданий, мероприятий
и соответствующих ресурсов; отличаются
высокой степенью комплексности, имеют
определенный период реализации. Определяются
также возможные исполнители
и сроки реализации отдельных
мероприятий и программы в
целом.
В настоящее время можно
выделить две трактовки программно
- целевого подхода. Сторонники
первой делают акцент на признаках
взаимосвязанности целей и оптимизации
затрат времени и ресурсов. Согласно
второй, расширительной , версии, программа
- это “комплекс локализованных во времени
и пространстве, непротиворечивых конкретных
мер в области социальной, структурно
- инвестиционной, финансово - кредитной,
налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической,
аграрной, научно - технической, институциональной
политики, ориентированных на достижение
как качественно, так и количественно
определенных целей социально - экономического
развития. При таком определении программа
становится неотличимой от плана.
Разработка и утверждение
целевой программы осуществляются
с учетом интересов заказчиков
и исполнителей, а также с учетом
макроэкономической ситуации и
прогнозируемых бюджетных возможностей.
Еще один важный метод государственного
регулирование экономикой - планирование.
Оно осуществляется путем разработки
заданий по целенаправленному воздействию
на процесс воспроизводства. Планы представляют
собой документы, в которых в форме заданий
и показателей отражены основные цели
намеченных преобразований по развитию
экономики страны. Они могут носить директивный
и индикативный характер.
В системе управления и
регулирования планирование должно
быть представлено как система
управления качеством, как государственное
регулирование социальными процессами,
социально - экономические оценки
эффективности, система экономических
и социальных нормативов, балансовые
методы, линейное программирование,
теория и модели оптимизации,
государственное регулирование
макропропорций, структуры воспроизводства,
цен, внешнеэкономических отношений и
связей.
В условиях современной рыночной экономики
государство не может не планировать
собственную деятельность касательно:
- установления и взимания налогов
на производство и оборот товаров,
доходы и имущество юридических
и физических лиц, на использование
природных ресурсов;
- осуществления бюджетных расходов
на содержание госаппарата, закупки
продукции для госнужд, помощь отраслям,
регионам и иностранным государствам,
на поддержку отдельных категорий граждан;
- привлечения , погашения и обслуживания
госзаймов;
- приобретения, продажи и использования
госимущества;
- деятельности госпредприятий.
Вертикальная интеграция. Западные
специалисты так интерпретируют
это понятие: Вертикальная интеграция
- это производство и продажа большинства
минеральных ресурсов, таких как
нефть, медь, олово, никель и алюминий,
обычно контролируемое олигополией
из вертикально интегрированных
многонациональных корпораций, которые
выступают одновременно основными
производителями и основными
потребителями минеральных ресурсов.
Характеризуя это понимание, выделяют
несколько принципиальных моментов:1
- интеграцию добывающего и обрабатывающего
комплексов;
- возникновение олигополий в
составе крупнейших ТНК;
- обеспечение конкурентного преимущества
в виде гарантированных снабжения
и сбыта;
- подрыв высоко - интегрированными
странами эффективности национализации
“отсталого” в сырьевых, дезинтегрированных;
- поддержание во всемирном хозяйстве
полярности “сырье - технологии”,
“экономика сырья - экономика
технологий”
- закрепление неоколониальной зависимости
(основа которой - технологическая зависимость,
деиндустриализация).
При этом вертикальная интеграция
обеспечивает не только корпоративные
, но и макроэкономические преимущества.
В их числе:
организационно - экономическое
единство добывающего и обрабатывающего
секторов экономики, рост степени
пропорциональности их работы;
существенное расширение промежуточного
спроса: на средства производства,
продукцию инновационного и инвестиционного
назначения, научно - исследовательские
и технологические разработки;
снижение инфляционного потенциала
экономики;
оптимизация пропорции между
производством конечной и промежуточной
продукции;
сокращение непроизводительных
потерь топливно - энергетических и
материальных ресурсов;
развитие технологий с растущим
замещением первичных ресурсов
вторичными, неэкологических технологий
- экологическими;
регулирование промежуточных
цен в зависимости от уровня
конечных;
перенос доходообразования и, соответственно,
налогообложения с реализации промежуточной
на реализацию продукции и услуг конечного
спроса;
превращение качества продукции
в фактор экономии корпоративных
и народнохозяйственных издержек;
расширение границ экономической
эффективности высоких технологий
и новой техники;
увеличение макроэкономической
конкурентоспособности на основе
улучшения качества и сокращения
народнохозяйственных издержек
конечной продукции;
продвижение к экономике
с “нулевой инфляцией”;
постепенное становление нового
макроэкономического регулятора: нормы
общекорпоративного и, далее,
народнохозяйственного дохода вместо
нормы прибыли;
удержание экономики в “интервале
прогресса”, когда цикл полного
обновления основных производственных
фондов составляет в среднем
около 7 лет;
устойчивость макроэкономической
конкурентоспособности.
Негативы
государственного вмешательства в экономику