Государственное регулирование экономики (на примере Франции)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947 – 1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики “дирижизма” (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 30 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю над ценами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственное регулирование экономики (на примере Франции) 4
1.1. История развития и основные черты экономики Франции 10
1.2. Промышленность 16
1.3. Сельское хозяйство 18
1.4. Внешнеэкономические связи 20
1.5. Основные макроэкономические показатели Франции 23
2.Система социального страхования и ее формирование 25
2.1. Социальное страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике 28
2.2. Социальное страхование - перемены на марше 31
2.3.Экономика, социальная политика и социальное страхование 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

_______________________________

  1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: Юстининформ, 2008.
  2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс. 2007

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40—60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство.

Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ — 3,6%). Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ — около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции — атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает— информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.¹

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.²

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

_______________________________

  1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: Юстининформ, 2008.
  2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс. 2007.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.¹

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.²

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта.

Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

 

 

 

_______________________________

  1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: Юстининформ, 2008.
  2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: Прогресс. 2007.

 

1.5. Основные макроэкономические показатели Франции

Ухудшение экономической ситуации во Франции отмечается с 2002 г., когда прирост общей добавленной стоимости в промышленности составил лишь 0,1%. Максимальный прирост отмечался в сельском хозяйстве и рыболовстве (на 3,7%), а также в сфере государственных услуг (образование, здравоохранение, управление) – на 3,3%, и минимальный – в строительстве, энергетике и на транспорте.¹

Согласно оценке Национального института статистики и экономических исследований (НИСЭИ) страны, в 2003 г. Темп прироста ВВП Франции был одним из наиболее низких в последние 50 лет (худшие показатели были только в 1974 г. И в 1993 г.). При этом в I квартале ВВП возрос на 0,1%, во втором – снизился на 0,3%, в III – увеличился на 0,4% и IV – на 0,6%. По оценкам экспертов, забастовки работников ряда отраслей весной 2003 года обошлись французской экономике в 0,1 годового ВВП, или 1,5 млрд. евро, и ещё 0,2% ВВП экономика Франции утратила вследствие беспрецедентной жары летом 2003 г.²

Согласно прогнозу правительства во Франции, в 2004 г. ВВП возрастёт на 1,7%. Программа стабильности на 2004 – 2006 гг., подготовленная правительством в 2002 г., предусматривала 2 варианта среднегодовых темпов прироста в этот пери- од (на 2,5 и 3%). Согласно оценкам, в I квартале 2004 года ВВП страны возрос на 0,7%, во II квартале – на 0,5% в основном в связи с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры (рост экспорта в страны Азии, а также в Великобританию и США). В IV квартале 2003 г. Во Франции наблюдалось улучшение экономической ситуации; согласно опросам руководителей французских предприятий, они ожидали увеличение притока заказов, что подтвердилось в ноябре-декабре 2003 г. В январе-июле 2003 г. Количество вновь создаваемых предприятий во Франции возросло на 8,1%, что значительно меньше, чем было ежегодно в среднем до 2001 г.³

В январе-октябре 2003 г. Число банкротств во французской экономике увеличилось на 8,6 % (46 тыс. предприятий), в том числе в промышленности – на 15%, строительстве и на транспорте – на 11%. Минимальные показатели были зарегистрированы в сфере оказания услуг предприятиям и физическим лицам, доля которой во французской экономике достигает 75%. Так, в 2003 г. Произошёл финансовый крах компании «Vivendi Universal» - медиа подразделения группы «Vivendi». В I полугодии 2003 г. Убытки составили св. 11 млрд. евро (объём корпоративной задолженности группы достиг более 33 млрд. евро).

____________________________________

  1. Бор М.В. История мировой экономики. – М.: Дело и сервис. 2008.

2.   Ван дер Вее. История  мировой экономики. – М.: Наука. 2008.

  1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики. – Инфра – М, 2008.

В I квартале 2003 года инвестиции в основной капитал возросли на 1,66 млрд. евро, или на 16%, но в целом за год инвестиции французских предприятий в национальную экономику снизились (в 2002 г. Они сократились на 27%; в 2001 г. Отмечался рост на 3,5%). По оценкам, расходы предприятий на покупку оборудования в 2003 г. Сократились на 13% (в последние 10 лет худшие показатели были в 1993 г., когда падение составило 18%). Тенденция сокращения инвестиций характерна для всех отраслей французской экономики, за исключением АПК; в 2003 г. Темпы прироста в его отраслях составили около 5%.

В декабре 2003 г. Правительство объявило о принятии плана поддержки национальной конкурентоспособности. Решено создать Стратегический совет, включающий представителей 20 ведущих предприятий Франции, который будет анализировать эффективность правительственной политики и разрабатывать соответствующие рекомендации. В ближайший период приоритетными являются меры, заинтересовывающие ТНК в открытии представительств во Франции. Будут предоставляться налоговые льготы для иностранных специалистов; французские фирмы намерены приглашать высококвалифицированных управляющих, имеющих опыт работы в ТНК; отменяется карточка иностранного предпринимателя и т.д.

 

 

 

 

2.Система социального страхования  и ее формирование.

В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности.

Кроме того, практически отсутствовала защита от других видов социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным, к тому же оно было дорогим; в результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а нередко и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете.

Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет.

Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей и стариков. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.¹

Круг проблем, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах.

Уникальность института социального страхования, выполняющего ”государственно-публичные” функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного ”социально-рыночного” менталитета населения.²

Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование выступает и как продукт гражданского

_________________________________________

  1. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 2009
  2. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.

 

общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся.

Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество - не роскошь, а необходимое условие эффективно функционирующей экономики. Образно говоря, социальное страхование без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.

При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется; в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается.¹

Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.

Система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Вместе с тем, очевидно, что форсированное формирование этого многоаспектного института - отнюдь не гарантия успеха: нужен комплекс экономических, социальных, организационных и правовых условий. Большую роль могут сыграть подготовка кадров специалистов и разъяснительная работа среди населения, нацеленные на формирование ”культуры” социального страхования.²

Информация о работе Государственное регулирование экономики (на примере Франции)