Государственное регулирование экономики (на примере Франции)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947 – 1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики “дирижизма” (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 30 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю над ценами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственное регулирование экономики (на примере Франции) 4
1.1. История развития и основные черты экономики Франции 10
1.2. Промышленность 16
1.3. Сельское хозяйство 18
1.4. Внешнеэкономические связи 20
1.5. Основные макроэкономические показатели Франции 23
2.Система социального страхования и ее формирование 25
2.1. Социальное страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике 28
2.2. Социальное страхование - перемены на марше 31
2.3.Экономика, социальная политика и социальное страхование 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Практически все наши страховые фонды ставят вопрос о недостаточности нынешних размеров страховых взносов - и это при том, что они, как уже было показано, в процентном отношении к фонду оплаты труда в полтора- два раза выше для предприятий, чем в странах Запада, и вдвое больше, чем были у нас же до 1990 г. Парадокс: при таком бурном росте страховых взносов уровень социальной защиты по большинству составляющих снизился в два-три раза.

Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.

Еще раз стоит отметить: названные здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в реформировании социального страхования.

 

2.3.Экономика, социальная политика  и социальное страхование.

Социальная политика нашего государства не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится и к возможностям противостояния эксплуатации работодателями (как новыми частными хозяевами, так и основным работодателем - государством), и к оплате труда, которая не позволяет большей части работников достичь хотя бы прожиточного минимума, и к нищенскому уровню пенсий, стипендий и пособий, и к условиям труда (для большинства занятых в материальном производстве они характеризуются как вредные), и к приходящим в упадок системам здравоохранения и образования за общественный счет.

Все это позволяет говорить о существовании конфликта между трудам и государством. В настоящее время он не только не слабеет, а напротив, усугубляется. Его разрешение предполагает верную оценку роли государства в жизни современного общества. В условиях становления рынка и смешанной экономики выполняемые государством распорядительные функции на одних направлениях должны «сжиматься», на других же, напротив, усиливаться. Так, наряду с сохранением в жестко ограниченных рамках функций контроля и принуждения, теперь необходимо выдвинуть на первый план функции защиты прав человека, экономических свобод личности и помощи социально незащищенным категориям населения. При этом и в функциях, по которым на первый взгляд намечается «отход» государства, его роль не умаляется. Более того, она становится в определенном смысле даже более значительной, что воплощается в эффективном и всесторонне обоснованном нормотворчестве. Оно теперь призвано развивать различные общественные институты, опирающиеся на саморегулирование, взаимопомощь и солидную поддержку тех или иных социальных групп трудящихся: на товарищества социального страхования, организации по защите от профессиональных рисков, земские организации и другие местные, трудовые и региональные органы самоуправления, взаимопомощи и солидарности.¹

Социальная политика России должна опираться на национальные понятия о социальной защите (общинность, соборность, ответственность за свою семью, помощь ближнему). Это нисколько не мешает тому, чтобы принять и ратифицировать базовые Конвенции МОТ, относящиеся к данной сфере.

Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Идеи солидарности в

_________________________________________

  1. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.

 

обществе должны реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.¹

Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности принципом солидарности. В частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными организациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели созданными, организациями.²

Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального

_________________________________________

  1. Страховое дело: Учебник / Под ред.проф. П.И.Рейтмана М., 2009.
  2. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.

 

перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого (или за каждого) в общий фонд.¹

В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к; экономическим изменениям и подконтрольность:

  • социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;
  • обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;
  • размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
  • социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;
  • право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.¹

Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго

_________________________________________

  1. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.

 

обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

Социальное страхование обладает рядом существенных признаков, которые принципиально отличают его от государственного социального обеспечения и личного страхования. Взятые в совокупности, они определяют место и главенствующую роль социального страхования в системе управления социальными рисками.¹

Государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Страхование отличается от государственного социального обеспечения использованием принципа эквивалентности между индивидуальными взносами в соответствующие фонды и выплатами из них.²

Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков. Перечень этих социальных рисков и уровень их финансирования с помощью методов социального страхования определяются государственной социальной политикой.

В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо <страховому> механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.³

Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

_________________________________________

  1. Страховое дело: Учебник / Под ред.проф. П.И.Рейтмана М., 2009
  2. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009
  3. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 2009

В узком смысле как элемент финансовой системы социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отличительной чертой французского планирования на современном этапе является его исследовательский характер. На основе глубокого и всестороннего анализа действующих тенденций намечаются ориентиры социально-экономического развития и обозначаются наиболее актуальные проблемы. Для выполнения поставленных задач заключаются соглашения с заинтересованными в их решении партнерами: предпринимателями, местными властями, профсоюзами и др. общественными организациями. Эти соглашения предусматривают совместное финансирование проектов и программ, которые являются составной частью общенационального пятилетнего плана (во Франции осуществляется уже 11-й пятилетний план).

Одной из главных составляющих долгосрочной стратегии государства во многих странах с развитой смешанной экономикой является социальная политика. Она включает политику доходов и цен, занятости населения, социальную защиту и социальные гарантии и другие сферы государственного социального регулирования:

Смена приоритетов государственного регулирования в развитых индустриальных странах за последние десятилетия выразилась и в том, что на первый план наряду со стимулированием развития конкурентной сферы выходят действия государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды и экология и т.д.

В условиях коренной ломки экономической модели хозяйствования реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения стереотипы по поводу социального страхования как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот государства и профсоюзов затрудняют выработку новых подходов и, тем более, их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении общественного согласия по уровню и способам социальной защиты работников и членов их семей.

Информация о работе Государственное регулирование экономики (на примере Франции)