Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель исследования - разработка конкретных рекомендаций по государственному регулированию экономики. При выполнении работы использованы методы анализа.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по финансовому праву, экономике.
Содержание работы состоит из введения, двух разделов и заключения.
Введение………………………………………………………………..……...3
1. Государственный сектор в регулировании экономикой Республики Беларусь…………………………………………………………………..…....5
2. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность в Республике Беларусь…………………………………..….10
2.1 Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования………...10
3 Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь……………………………………………………………….....14
3.1 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
в Беларуси…………………………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………..…..20
Список использованных источников………………………
Курсовая работа 24 стр., 1 табл., 18 источников, 2 прил.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Объект исследования - исследования является государственное регулирование экономики на макроуровне.
Предмет исследования - проблемы осуществления государственного регулирования в РБ.
Цель работы: рассмотреть государственное регулирование экономики на макроуровне и проблемы его осуществления в РБ.
Исследования и разработки: рассмотрен государственный сектор в регулировании экономикой РБ, изучены проблемы регулирования экономики через государственную собственность в РБ (экономика РБ, как объект регулирования), так же изучена нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в Беларуси.
Элементы научной новизны: рекомендации по государственному регулировании экономики на макроуровне и проблемы его осуществления в РБ.
Автор работы подтверждает что приведенные в ней графики и таблицы верны, а все сведения использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются списками на их автора.
Введение…………………………………………………………
1. Государственный сектор в
регулировании экономикой Республики
Беларусь…………………………………………………………
2. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность в Республике Беларусь…………………………………..….10
2.1 Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования………...10
3 Государственное регулирование
экономики в Республике
3.1 Нормативно-правовая база
государственного
в Беларуси…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..…22
Приложение 1……………………………………………………………..…..
Приложение 2…………………………………………………………………24
Государственное
регулирование экономики в
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
определить понятие государственного регулирования, рассмотреть сущность государственного сектора в регулировании экономики, сделать выводы и сформулировать предложения по совершенствованию государственного регулирования.
Объектом работы является государственный сектор. Предмет исследования - государственный сектор в системе государственного регулирования экономики.
Цель исследования - разработка конкретных рекомендаций по государственному регулированию экономики. При выполнении работы использованы методы анализа.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по финансовому праву, экономике.
Содержание работы состоит из введения, двух разделов и заключения.
Данная необходимость вызвана всесторонним рассмотрением данной темы.
Основа данного деления на структурные элементы произведена с учетом логических правил деления понятий.
1. Государственный сектор в регулировании экономикой Республики Беларусь
В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Государственный сектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством. В системе государственного регулирования экономик: государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом. На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли.
Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.
Государственный сектор играет огромную роль в регулировании экономики. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования. Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по "оздоровлению" отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. [13. С.108]. Государственный сектор Республики Беларусь используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Наличие действенного государственного Республики Беларусь сектора позволяет решить следующие задачи:
Государственный сектор в Республике Беларусь в лице Национального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:
Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.
Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Это связано со взаимопроникновением государственного и частного капитала и выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации, а также разгосударствления экономики. Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами:
На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т.д. Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами государственным и частным в пользу последнего. История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма; во Франции - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.
В 70-е гг. доля государственного сектора в развитых капиталистических странах составляла (в %):
США - 1,3
ФРГ - 10,7
Франция - 16,5 Италия - 14,0
США - 32,7
ФРГ - 48,6
Франция - 45,2
Италия - 45,5
В 80 - 90-е гг. наметилась тенденция к уменьшению государственного предпринимательства. [9. С.117].
Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.
Оценка эффективности
Как правило, в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерно привлекаются ресурсы и нерационально используются.
К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:
В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства).
На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности. Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.
В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны. В целом же наличие государственного сектора в; рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям. В Республике Беларусь масштабы государственного сектора велики: по всем параметрам он достигает порядка 80%. Однако соотношение государственного и частного основного капитала в ближайшей перспективе должно измениться в пользу последнего.
Информация о работе Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь