Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель исследования - разработка конкретных рекомендаций по государственному регулированию экономики. При выполнении работы использованы методы анализа.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по финансовому праву, экономике.
Содержание работы состоит из введения, двух разделов и заключения.
Введение………………………………………………………………..……...3
1. Государственный сектор в регулировании экономикой Республики Беларусь…………………………………………………………………..…....5
2. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность в Республике Беларусь…………………………………..….10
2.1 Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования………...10
3 Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь……………………………………………………………….....14
3.1 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
в Беларуси…………………………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………………..…..20
Список использованных источников………………………
Чтобы действенно контролировать цены, такие приказы должны быть поддержаны соответствующим действием в других областях. Они должны быть дополнены денежной политикой с целью ограничения денежной экспансии и фискальной политикой для минимизации правительственных дефицитов... Иначе контролеры будут похожи на людей, которые пытаются сбросить температуру, сидя на ртутном столбике термометра, в то время как кредиторы и потребители сбрасывают уголь на пламя", - отмечал американский экономист К. Уилкокс. [9.С. 208].
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким".
Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия. Под государственным управлением агропромышленного производства, на наш взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы.
По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управлении собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других! форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности. Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства.
3.1 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в Беларуси
Закон Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" является основой единой налоговой системы Республики Беларусь и регулирует порядок уплаты в бюджет Республики Беларусь налогов, сборов и пошлин всеми плательщиками. Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Кроме налогов и сборов, предусмотренных вышеназванным Законом, в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи.
Местные Советы депутатов в пределах прав, предоставляемых им законодательством, могут устанавливать взимаемые на их территории местные налоги, сборы, пошлины. Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", принятый палатой представителей 15 декабря 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику.
Закон Республики Беларусь "О поставках товаров для государственных нужд" устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной (договорной) основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.
Государственные нужды - необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно - технических, оборонных, природоохранных, а также других задач. Этим законом регулируются также и отношения, связанные с поставкой товаров для местных нужд. Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из этого закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь. Этот закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Закон применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.
Действие закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь.
Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынка отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства. Правила закона применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права [7. С.114].
Если иное не установлено в соответствии с нормами международного права, положения закона применяются также в тех случаях, когда субъекты права совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках.
Заключение
Подводя итог, хотелось бы отметить некоторые заключительные моменты. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Все функции государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.
Вторая группа функций государства
связана с усилением и
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех социально-экономических участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятости денежное обращение, платежный баланс, цены НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.
Все меры государственного регулирования
экономики направлены на то, чтобы
ориентировать макроэкономическое развитие
и поведение в микроэкономике в направлении
выбранного варианта движения, обеспечивающего
достижение поставленных целей и задач.
Административно-
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического рост осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2007.
2. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред.Н.Б. Антоновой. - Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 2006.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ 1998.
4. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.: Юрист, 2001.
5. Безруков В. Правительственная программа "Реформа и развитие экономики в 2006-2010" // Экономист, 2005, № 6.
6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.
7. К. Макконнелл, С. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2005.
8. Кушмян В. Государственное регулирование экономики // Экономист, 2005, № 2.
9. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь, Москва, "Дело ЛТД", 2004.
10. Проблемы социального развития Республики! Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А.М. Стронгиной, Т.И. Какшинской. - Мн., 2008.
11. Переходная экономика: информация к действию // Национальная экономическая газета, №11, 2003.
Информация о работе Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь