Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:10, контрольная работа
Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства?
Введение
1. Становление системы государственного регулирования в России
2. Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
3. Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы
Государство должно постепенно отойти от практики избы точного вмешательства в бизнес, что позволит дебюрократизировать процесс создания новых фирм, будет способствовать ликвидации коррупции, повысит эффективность производства.
Задача государства - формирование предпосылок для повышения эффективности частного сектора.
Как государственный, так и рыночный механизмы хозяйствования направлены на достижение наибольшей экономической и социальной эффективности национальной экономики. Есть универсальные принципы рыночного развития, но нет универсальной модели - каждая страна имеет свою рыночную модель.
В странах с либеральной экономикой, которые в разные периоды и в различной степени дерегулируют отдельные отрасли экономики, государство оказывает сильное влияние на экономическую жизнь страны. Типичный пример либеральной экономики - США. Чтобы понять и проанализировать роль государства в либеральной экономике США, важно знать, что общественные приоритеты в высокоразвитой американской рыночной экономике формируются государством, Основным разработчиком целей развития и одновременно выразителем главных социально-экономических интересов большинства населения страны выступает государство. В рыночный процесс включается деятельность многих общественных институтов, частного бизнеса, политических партий и профсоюзов и т.п. Тем не менее роль государства в выработке приоритетов развития - решающая.
К современным приоритетам государственного регулирования в США, помимо стратегических, относится и ряд тактических приоритетов.
В настоящее время повышается степень приоритетности в бюджете государства инвестиций в человеческий потенциал, т. е. увеличение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение. Так, государственное финансирование из фондов федерального правительства, штатов и местных властей системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляло в 1990 г. свыше 98 млрд долл., что достигало около 80% общих рас ходов на эти цели. Свыше 45% расходов на здравоохранение в конце 90-х гг. также приходились на долю американского государства. Федеральные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) равнялись в 2000 г. 75,1 млрд долл.
Один из главных социально-экономических приоритетов американского государства сегодня - это развитие высшего образования. Ежегодные государственные ассигнования на эти цели составили к концу 90-х гг. почти 150 млрд долл., а с учетом частных расходов - более 246 млрд долл. Средний уровень образования в стране планируется поднять до 14 лет по сравнению с 13 годами в 2000 г.
Мощное влияние государства на экономическую жизнь про исходит в США и на региональном уровне. Это: масштабная поддержка предпринимательства, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в тот или иной штат.
Каждая страна ведет поиск решения проблемы оптимальности участия государства в рыночной системе по-своему. Для России этот вопрос особенно важен, ибо до перехода к рыночным принципам хозяйствования государство несло всю полноту ответственности за экономические и социальные аспекты жизни общества.
2. Становление системы государственного регулирования в России
С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная поли тика основывалась на принципах монетаристской теории - исключить влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство оказалось столь слабым, что не только «сдало» экономику криминалу но и фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению экономической и социальной безопасности. Более того в период преобразований оно постепенно превращалось из фактора порядка в фактор дезорганизации общества, так как у большинства негативных явлений первых лет - роста цен, уровня безработицы, задержки зарплат и пенсий уровня преступности и т.п. - одна и та же основа: невыполнение государством своих функций.
Однако нельзя согласиться с тем, что в период перехода к рыночной экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии». Государство в короткий срок сформировало рыночную инфраструктуру, создало правовой механизм новых имущественных отношений (рынка ценных бумаг, бирж и т.п.). В директивном порядке задавался процент приватизации собственности, осуществляемой к определенному сроку, и т.п. Другими словами, происходило форсированное, фактически директивное формирование рыночной экономики сверху, без учета возможностей адаптации к рынку ее субъектов и населения.
По определенным направлениям давление государства на экономику возрастало. Государство могло нарушать либеральный принцип равенства возможностей для конкурирующих структур, создавать усилиями бюрократии в индивидуальном порядке для некоторых субъектов рынка или особо благоприятные условия, или неблагоприятные. В России отношения центра и регионов, содержание известных «договоров о разграничении полномочий» определяются не только объективными экономическими связями, но и факторами политическими, необходимостью подтвердить дружеские связи между субъектами РФ и федеральными властями и другими обстоятельствами.
Уйдя от распределения дефицитных средств производства и инвестиционных ресурсов, государство по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгодной работы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы. Неплатежи, образование задолженности пред приятий приводило их к зависимости от государства, от бюрократических решений.
Включение государства в экономический процесс на микро уровне и усиление позиций государства в этих случаях обесценивают меры по рыночной либерализации, противореча задачам эффективности хозяйствования.
Усиление государственного регулирования рыночной экономики не означает возвращения к ситуации, когда государство было главным предпринимателем, а позволяет обеспечить ориентацию усилий субъектов рынка на достижение не только локальных, но и национальных целей.
К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Например, государство пока еще не достаточно уделяет внимание проблемам поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, созданию условий для их ускоренной интеграции и концентрации до уровня крупных ТНК. Не решены проблемы ре-интеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации. Указанные особенности присуще нынешней социально-экономической ситуации, свидетельствуют о необходимости высокого профессионализма, ответственности государственных органов при выборе и использовании системы государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее развития на основе наукоемких технологий.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля № 115-ФЗ, в котором за Федеральным Собранием и Президентом РФ закреплены функции обоснования и согласования с представителями различных слоев общества общенациональных целей и направлений раз вития России.
На исполнительную власть - Правительство РФ - Федеральный закон возлагает обязанности по обеспечению разработки долгосрочного прогноза, организации подготовки концепции социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Правительство РФ обязано разрабатывать программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (пять лет) и краткосрочную перспективы, ориентированные на претворение в жизнь основных положений концепции, в том числе положений, содержащихся в специальном разделе Послания Президента РФ.
Согласно Федеральному закону программы должны охватывать в комплексе целевые ориентиры социально-экономическо го развития РФ и планируемые государством эффективные пути и средства достижения этих ориентиров. Программы разрабатываются для того чтобы направлять и координировать экономическую, социальную, научно-техническую, инвестиционную, Аграрную, экологическую, внешнеэкономическую и финансовую политику в целях решения общенациональных задач развития России.
Разработанные Правительством программы не соответствовали требованиям этого закона.
С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб стратегическим. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1999 г. отмечалось: «К сожалению, мы часто путали цель с различными средствами ее достижения. На первоначальном этапе были либерализация цен и приватизация, на следующем - стабилизация курса рубля и подавление инфляции, затем битва с нерадивыми налогоплательщиками. Однако все это не может быть целью. Это средства ее достижения. А цель у любого государства может быть одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих сограждан».
Только в 1995 г. Правительство разработало и утвердило краткосрочную Программу «Реформа и развитие экономики в 1995— 1997 годах». В Программе были сформулированы главные цели социально-экономической политики на ближайшие годы:
• обеспечить в основном макроэкономическую стабилизацию к концу 1995 г.;
• добиться устойчивой стабилизации объемов производства и возобновления экономического роста, укрепления финансово го положения предприятий;
• укрепить институты государственной власти, законность и правопорядок, достичь перелома в борьбе с преступностью, усилить платежную и финансовую дисциплину;
• улучшить условия для развития предпринимательства и деловой активности, продолжить приватизацию для повышения инвестиционной активности и эффективности производства, увеличения доходов бюджета;
• активизировать структурную перестройку экономики путем стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства, обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;
• на основе стабилизации производства и борьбы с инфляцией повысить уровень жизни народа, проводя активную социальную политику с учетом интересов различных групп населения.
Правительством РФ была также разработана среднесрочная Программа «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах». В этой Программе ставились по тем временам новые цели: структурная перестройка экономики и экономический рост. Программа по основным параметрам не была выполнена, а вскоре про нее забыли из-за кризиса 1998 г. Обе эти про граммы были направлены на решение проблем выхода из кризиса, на выживание, а не на развитие.
В июне 2000 г. Правительство одобрило «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.).
В ней сформулированы стратегия развития РФ, главные цели социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достоинством Программы Правительства на долгосрочную перспективу является то, что ее ключевой момент и исходный пункт - социальная сфера.
В Программе, кроме концепции развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.), были определены Приоритетные задачи Правительства РФ на 2000-2001 годы и План первоочередных мер на 2000-2001 годы.
Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку. Однако после разработки отдельных законов по государственному регулированию необходима разработка свода законов (кодекса) о государственном регулировании и реальных механизмах по их реализации. Ни краткосрочная, ни среднесрочная разработанные программы не были выполнены и упомянутый Федеральный закон в значительной мере не исполняется.
Кодекс о государственном регулировании экономики РФ должен:
• определить новое место и роль государства в управлении национальной экономикой;
• определить цели и формы вмешательства государства в те или иные сферы;
• закрепить полномочия государства в определении экономической политики;
• предусмотреть порядок взаимодействия государства с участниками экономического процесса.
В Программе развития на краткосрочный период основным механизмом государственного регулирования является бюджетное, налоговое, денежно-кредитное регулирование.
В долгосрочный период механизм регулирования другой, так как здесь должны решаться стратегические проблемы социально-экономического развития страны.
В советский период проводились исследования по методологии долгосрочного планирования и делались попытки разработки долгосрочных планов, накоплен инструментарий разработки долгосрочных программ и планов.
Переход к рыночной экономике выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственно го регулирования в долгосрочной перспективе.
Информация о работе Государственное регулирование экономики в России