Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства?

Содержание работы

Введение
1. Становление системы государственного регулирования в России
2. Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
3. Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

госуд регул экономики России.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Методологическую основу государственного регулирования в долгосрочный период составляют долгосрочные прогнозы и программы социально-экономического развития. Выделим из них приоритетные стратегические проблемы, решение которых должно стать объектом государственного регулирования.

1. Новая концепция развития экономики строится на решающей роли человеческого фактора. Формирование человеческого потенциала - долгосрочная стратегия. Вложения в «человека» становятся самыми эффективными в долгосрочном плане инвестициями. Осуществление этой стратегии связано с демографическим развитием России. С 1992 г. Россия переживает демографический кризис с резким ухудшением всех основных демографических показателей и значительным абсолютным сокращением численности населения. По прогнозам за 15 лет нового столетия Россия потеряет еще 12 млн человек, произойдет старение генофонда, что уменьшит долю детей и молодежи, а затем и трудоспособных групп.

С таким демографическим «раскладом», который имеется сегодня, Россия не будет иметь тот трудовой потенциал, который необходим для решения стратегических задач социально-экономического развития в XXI в. Это подчеркивает не только первоочередность решения демографических проблем, но и необходимость выработки действенной государственной политики, исходя из национальной безопасности России и ее стратегических интересов.

2. Экономический рост сегодня отождествляется с инновациями, научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощенных в современных технологиях в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП). XXI в. - это век науки и высоких технологий, жесткой международной технологической конкуренции. На мировом рынке наукоемкой продукции доля России в настоящее время составляет 0,3%, в то время как на долю семи высокоразвитых стран приходится около 80-90% наукоемкой продукции и весь ее экспорт.

С учетом научно-технических прогнозов и программ научно-технического развития, а также наличия производственной, сырьевой базы, высококвалифицированных кадров, можно ставить и решать задачу приоритетного развития по тем макротехнологиям, по которым наш уровень знаний близок к мировому или превосходит его.

Исходя из этого, можно прогнозировать, технологический «облик» России на предстоящие 25 лет. Такую стратегическую проблему можно решить с помощью государственного регулирования (прогнозирования, программирования). В нашей стране использовались методологические подходы к разработке комплексной программы научно-технического прогресса. С начала 70-х гг. Программа разрабатывалась на 15 лет, на основе ее формировались приоритеты отдельных направлений НИОКР.

3. Размещение производительных сил - одна из важных стратегических проблем государственного регулирования на долго срочный период. В советское время регулирование размещения производительных сил было сферой активного государственно го воздействия.

Сейчас комплексные схемы развития и размещения производительных сил не разрабатываются. Действует Градостроительный кодекс РФ, в котором регламентируется решение задач территориальной организации хозяйства на уровне городов, районов и частично субъектов Федерации, разрабатываются схемы расселения.

Государственное регулирование не распространяется на экономические районы, отсутствует макроэкономическое регулирование, касающееся глобальных территориальных пропорций и межрегиональных связей, не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков.

С начала преобразований в России как следствие неупорядоченных межрайонных связей значительно возросла средняя дальность перевозок грузов на железных дорогах.

Важным регулятором территориально-хозяйственных процессов являются целевые программы социально-экономического развития регионов. Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру проводить дифференцированный подход к проблемным регионам; решать, кроме текущих, стратегические задачи, прежде всего выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.

4. Экологический фактор становится одним из основных при принятии экономических решений как на региональном и страновом уровнях, так и в масштабах всей планеты. В большинстве стран экологическая безопасность приравнена к стратегическим проблемам и стоит в ряду с национальной безопасностью. В Рос сии из 130 млн га пахотной земли 54 млн подвержены эрозии, 4 млн засолены, 1 млн га заражен радионуклеидами.

Экологические проблемы современного ресурсоиспользования, экологические ограничения все более лимитируют экстенсивный экономический рост. Они носят глобальный характер.

Для эффективного использования ресурсного потенциала не обходим переход к, ресурсосберегающему типу экономического развития.

Российская экономика продолжает оставаться ресурсоемкой, затраты различных видов ресурсов на единицу ВВП значительно выше, чем в западных странах.

Мощный ресурсный потенциал России и слабая экономика - это противоречие разрешимо лишь путем изменения стратегии экономического развития. Новая стратегия экономического раз вития, переход из разряда развивающихся страну развитые мо гут быть реализованы на основе государственного стратегического регулирования на долгосрочный период.

Перечисленные проблемы не исчерпывают всех стратегических проблем социально-экономического развития, но даже такой ограниченный перечень свидетельствует о том, что невозможно решить их с помощью инструментов государственного текущего регулирования на краткосрочной период.

Долгосрочные прогнозы, долгосрочные программы социально-экономического развития страны, индикативные планы необходимы для решения важнейших стратегических проблем.

 

2.1 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе

 

Мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. На мой взгляд, отказ на этом этапе от государственного присутствия в экономике равносилен потере управляемости и возможной дезинтеграции страны. В этот период роль государства особенно значима.

Хотя это признается бесспорным почти всеми экономистами - и практиками, и учеными, - вопросы масштабов вмешательства государства в экономику, а также характер воздействия этого вмешательства на условия и эффективность деятельности предприятия, остаются дискуссионными.

Различные концепции государственного регулирования по-разному определяют роль и значение государства в экономической жизни страны. Но любая концепция признает за государством следующие функции:

1. Обязательное установление единых для всех «правил игры» на рынке, которые будут способствовать развитию предпринимательства и добросовестной конкуренции. Это возможно лишь при создании стабильной правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности, законность и правопорядок в хозяйственной сфере.

2. Государство должно обеспечивать устойчивость национальной валюты.

3. Как собственник финансовых ресурсов государство влияет на развитие экономики в выбранном направлении с помощью инвестиций, трансфертов, кредитов, то есть какую-то часть ресурсов оно перераспределяет. Большую часть ресурсов оно потребляет, используя их на свое содержание и на производство общественных благ, включая обеспечение обороноспособности страны, проведение внешней политики, поддержку и развитие судебной системы, сохранение важнейших культурных ценностей, поддержку фундаментальной науки, решение экологических проблем обслуживание государственного долга и т.д. При этом оно обязано выполнять определенные социальные функции - обеспечивать возможность получения среднего образования, гарантировать для населения доступность услуг базового здравоохранения, защищать социально уязвимые слои населения.

4. Как собственник имущества государство наряду с иными субъектами действует и конкурирует на рынке.

При этом важно, чтобы условия для всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности были равными; потому что установление для отдельных хозяйствующих субъектов каких-то особых правовых режимов, создание особо льготных условий сказывается самым негативным образом на целостности правового поля, разрушая доверие к власти, порождая правовой нигилизм.

С помощью таких рычагов, как законодательная база и финансовые ресурсы, государство воздействует на экономические и социальные процессы в стране. Переход к рыночной экономике потребовал проведения:

1. Системных изменений отношений собственности;

2. Принципиального изменение функций государства в экономике;

3. Финансовой стабилизации.

Понятно, что любые системные изменения носят долгосрочный характер. Однако начальный этап рыночных преобразований совпал с бедственным положением в сфере государственных финансов и протекал на фоне расстроенного денежного обращения. В течение ряда лет Правительство России ставило своей целью добиться снижения инфляции и финансовой стабилизации. Конец 1996 года и 1997 год, казалось бы, давали надежду, что это удалось, что начался подъем экономики. Однако ценой этой стабилизации были чрезмерные внутренние и внешние заимствования, огромные неплатежи, многомесячные долги по заработной плате и пенсиям, рост социальной напряженности. Протесты выливались в забастовки, «рельсовую» войну. В 1997 году бастовало 17 тыс. предприятий, общие потери рабочего времени достигли 6 млн. человеко-дней, в 1998 году - свыше 11 тыс. предприятий и 2,9 млн. человеко-дней потерянного рабочего времени. В результате экономика дополнительно несла колоссальные потери.

В августе 1998 года накопленные за ряд лет противоречия вкупе с внешними негативными факторами - самой низкой ценой на энергоносители за длительный период времени и азиатский кризис - привели к внутреннему и внешнем дефолту, резкой девальвации рубля, масштабному кризису экономики. В итоге страна была отброшена назад, в период начала реформ, но с гораздо худшими стартовыми условия ми для них, поскольку общество, утратив остатки доверия к власти, перестало их поддерживать. И хотя в 1999 году ситуация была стабилизирована и положение в экономике по многим параметрам по сравнению с 1998 годом даже улучшилось, достичь уровня макроэкономических показателей докризисного 1997 года не удалось. И только 2000 год принес ощутимый экономический рост, однако пока еще нет оснований для уверенности в его долговременном характере.

Основными направлениями, по которым проводилась реформа, были:

* либерализация цен;

* переход к жесткой финансовой и кредитной политике;

* введение новой налоговой системы;

* изменения во внешнеэкономической и валютной политике;

* разработка и реализация программы приватизации.

В рамках программы приватизации осуществлялись институциональные преобразования отношений собственности, а именно: создание института частной собственности, сокращение доли и роли государственной собственности.

Можно сказать, что к настоящему времени вопрос о предпочтительности частной собственности перед государственной в нашей стране перестал быть дискуссионным. Об этом свидетельствует даже так называемая программа Ю.Д. Маслюкова, в которой признается эффективность этой формы собственности для легкой и пищевой промышленности. Весомым аргументом в пользу частной формы собственности служит практика приватизации западных стран, добившихся высокой производительности общественного труда.

Однако современное западное промышленно развитое общество отнюдь не спешит отказываться от государственной собственности. Более того, периодически, в зависимости от экономической ситуации, государство усиливает свое присутствие в экономике (пример Франции в этом отношении особенно характерен).

В Западной Европе государственным предприятиям отводится значительная роль. На них трудится около 8 млн. человек (10,5% занятых), на их долю приходится 12,5% вновь созданной стоимости и около 19% валовых капиталовложений в основные фонды стран Европейского сообщества, не считая сельского хозяйства. Максимальный вклад государственных предприятий в экономику страны имеет место в Греции - 23,2 %, минимальный в Нидерландах - 8,3%. В отраслевом разрезе доля государственного сектора преобладает в энергетике (70% занятых), на транспорте и в связи-(60%); в финансовом секторе (30%). Во Франции, Италии, Испании и Португалии государственный сектор особенно влиятелен в таких важнейших отраслях, как металлургия, авиа строение, космическая промышленность, судо- и автомобилестроение, химия и пищевая промышленность, В Италии даже имеется специальное министерство участия государства в акционерном капитале.

В то же время частная собственность - это только один из элементов модели, и ее нельзя рассматривать отдельно от уровня промышленного развития, способа регулирования экономики, культуры производства, предпринимательской этики, прозрачности бизнеса, законопослушания, наконец. Иначе невозможно объяснить, почему господство частной собственности в развивающихся странах не приносит большинству из них таких же впечатляющих успехов.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России