Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Государственное  регулирование экономики

 

Курсовая работа

 

«Государственное регулирование  экономики»

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Рыночный механизм  макроэкономического регулирования  и    

 необходимость государственного вмешательства в экономику….4

1.1. Основные виды макроструктур  как объекты экономического       

 управления……………………………………………………………..4

1.2. Рыночный механизм саморегулирования  и распределение      

 доходов. Неоклассическая теория  рыночного регулирования……..5

1.3. Государственное регулирование  экономики и его 

необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11

2. Основные формы и  методы государственного     

 регулирования экономики………………………………………….21

2.1. Государство в экономической  системе общества и его функции..21

2.2. Формы государственного регулирования  экономики…………….25

2.3. Методы и инструменты государственного  воздействия       

 на рыночную экономику…………………………………………….26

2.4. Экономическая политика государства……………………………..29

3. Особенности государственного регулирования    

 экономики в России…………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………..36

Литература………………………………………………………………...37

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема  данной работы представляет несомненный  интерес ввиду того, что современная  экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.  

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Смешанная экономика характеризуется многообразием  отношений собственности, которые  реализуются соответственно в множестве  форм хозяйствования. Важным показателем смешанного характера экономической системы являются степень и формы государственного в экономику, его эффективность, что во многом определяет результативность экономического развития. Вопросу качества государственного регулирования экономики уделяется огромное внимание в высокоразвитых странах.

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства  в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.

 

1. Рыночный механизм  макроэкономического регулирования  и необходимость государственного вмешательства в экономику.

1.1. Основные виды макроструктур  как объекты экономического управления.

Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность предприятий, создающих все многообразие благ. Вo-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.

Эти макроэкономические структуры представлены в виде трех круговых диаграмм (рис. 1.1). [3]                

                                      

Рис. 1.1. Микроэкономические структуры  общества

Между всеми объектами управления прежде всего существует прямая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что возросшие совокупные потребности влияют на изменение структуры совокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять структурные изменения в общественном производстве.

Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет  обнаружить главную цель макроэкономического  регулирования. Его целью является постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональности. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.

1. Для нормального снабжения общества  материальными условиями его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объемов: производства всех благ;  совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.

2. Одновременно необходимо обеспечить  соответствие друг другу структур:  общественного производства (его отраслевого состава);  совокупного общественного продукта (его разбивки на виды благ);  общественных потребностей (их расчленения на разнообразные виды).

Если  данные соотношения не соблюдаются, возникают различные дисбалансы. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает не зависимое от воли и желания люден условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокупных величин производства, общественного продукта и потребностей.

Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных  нам видах макроэкономического  неравновесия: а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей); б) экономических кризисах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда);       г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом).

1.2. Рыночный механизм саморегулирования  и распределение        

 доходов. Неоклассическая теория  рыночного регулирования.

Рыночная  экономика – сложный и постоянно  развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка и потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. 

Макроэкономический регулятор – это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет следующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Регулятор макроэкономики начинает действовать  при наличии определенных объективных предпосылок, в частности — в условиях единого национального хозяйства. [4] Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма — рыночный.

В условиях товарно-рыночного хозяйства  специфической формой взаимоувязки хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает в специфической форме — как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.

Макроэкономический  спрос — это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен;  доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);  налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.

Макроэкономическое  предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции;  коммерческой выгодой ее выпуска.

Между макроэкономическим спросом  и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Они выступают в виде сквозных взаимозависимостей. 

Объекты регулирования в масштабе всего рыночного хозяйства можно графически отобразить в виде двух круговых диаграмм (рис. 1.2).                                

            

Рис. 1.2. Макроэкономические пропорции  рыночного хозяйства.

Закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII—XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.

Первое положение — о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. — “Пусть все идет своим чередом”). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.

Второе положение — о "невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель “невидимой рукой” направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребностей общества.

Третье положение — о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

Прямая связь заключается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели.

Всех  товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей: они переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.

Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынкам, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Сею приписывают изречение: “предложение порождает свой собственный спрос”. Однако “закон Сея” безусловно верен только для бартерной. Когда же имеет место обращение "товар - деньги - товар", автоматическое равенство объема предложения и объема спроса чаще всего не устанавливается.

Неоклассики предприняли попытку спасти”  закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для  себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за определенный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы “следит” за тем, чтобы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.

Модель  классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно отображена на рисунке 1.3.

Рис. 1.3. Модель саморегулирующейся экономики.

Представим  себе гигантскую ванну. В ней объем  “воды” (ее “запас”) соответствует  объему выпускаемой продукции и занятости рабочей силы. Сливная труба изображает поток сбережений населения Сб. Кран обозначает ставку процента Пц , которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций И, пополняющий ванну.

Согласно  этой схеме, “закон рынка обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (безработица исключается). Так – чисто теоретически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.

Наряду  с этой проблемой неоклассики  задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную с  распределением доходов? Этот же вопрос можно поставить следующим образом: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт, национальный доход) среди всех граждан?

Информация о работе Государственное регулирование экономики