Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:00, реферат

Описание работы

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
I. Методы государственного регулирования.
1. Государственное регулирование экономики……………………………………7
1.2. Методы государственного регулирования экономики……………………….8
1.3. Классификация методов государственного регулирования экономики…...10
II. Государственное регулирование инновационных процессов.
2. Понятие государственной инновационной политики…………………………13
2.1. Потребность государственного регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………………14
Методы государственного регулирования инновационных процессов………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Госуд. регулирование экономики.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

I. Методы государственного  регулирования.

1. Государственное регулирование экономики……………………………………7

1.2. Методы государственного  регулирования экономики……………………….8

1.3. Классификация методов  государственного регулирования  экономики…...10

II. Государственное  регулирование инновационных процессов.

2. Понятие государственной инновационной политики…………………………13

2.1. Потребность государственного  регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………………14

Методы государственного регулирования инновационных процессов………...17

Заключение………………………………………………………………………….22

Список используемой литературы………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных  методов (экономических, административных, административно-экономических, технических  приемов, форм и способов целесообразного  действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно  расширяется. Это обусловлено двумя  основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением  структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим.

Отдельные инструменты государственной  экономической политики могут употребляться  для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей  будет меняться роль того или иного  инструмента в арсенале средств  государственного регулирования в  определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия  очень важно знать сущность и  специфику каждого метода, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных  критериев существует несколько  классификаций методов государственного регулирования экономики.

 По степени непосредственного  воздействия государства на процесс  принятия субъектами управленческих  решений различаются методы прямого  и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают  непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают  их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

            Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

            Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

            Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

Так же для государственного регулирования экономики необходимо регулирование инновационных процессов.

Инновация – это нововведение в той или иной отрасли, ранее  не использовавшееся, но открытое в  настоящий момент, приносящее определенную пользу.

Механизмы государственного регулирования инновационных процессов  могут быть следующими:

    • аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
    • координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;
    • стимулирование инноваций;
    • создание правовой базы инновационных процессов;
    • формирование научно-инновационной инфраструктуры;
    • институциональное обеспечение инновационных процессов;
    • регулирование социально-экологической направленности инноваций;
    • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
    • региональное регулирование инновационных процессов;
    • регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансферта инноваций).

Сложность объекта и широта аспектов регулирования государством инновационных процессов обусловливают  необходимость разработки государственной  инновационной политики – комплекса  целей, а также методов воздействия  государственных структур на экономику  и общество в целом, связанных  с инициированием и повышением экономической  и социальной эффективности инновационных  процессов. Меры государственной инновационной  политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции  и услуг. Помимо этого, государство  должно осуществлять поддержку инновационной  деятельности. Эта поддержка может  осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся  финансирование инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной  инновационной инфраструктуры и  рынка инноваций, подготовка квалифицированных  кадров, а также моральная поддержка  инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т.д.). Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует выделить различные налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и т.д. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга. Лизинг – это ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия  государственное регулирование  экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных  частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование  производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование  сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

    • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из за малой прибыльности);
    • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
    • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
    • государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
    • усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

1.2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Свои регулирующие функции  государство выполняет посредством  административных (прямых  или дирижистских) и экономических (косвенных) методов.

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских (прямых) методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Для командной экономики  характерно преобладание административных методов регулирования. Система  государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании  экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно  установленные цены на товары и услуги лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде. Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государств ценных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений. Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ  МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

Для обоснования существования  многочисленных и разнообразных  видов деятельности, попадающих под  понятие государственного регулирования  экономики, необходимо дать их классификацию.

Деятельность по государственному регулированию экономики может  быть классифицирована в зависимости  от того, в чью пользу оно осуществляется. Так, некоторые виды регулирования  нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет дискриминации среди  конкурирующих субъектов предпринимательской  деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например, регулирование  безопасности товаров) или общественных интересов в целом (например, защита окружающей среды).

Классификация регулирования  возможна по масштабам его влияния, либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.

Государственное регулирование  экономики также можно разделить  на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции  или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для  достижения других специфических целей.

Классическим примером первого  типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом  продукции, где в силу технологических  особенностей производства наиболее эффективное  удовлетворение спроса достигается  при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.

Второй тип регулирования  отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением  к рынку и предназначен для  достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда  нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке).

Государственное регулирование  также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых  при оказании влияния на экономику. Так, регулирование может осуществляться как административными, так и  экономическим методами.

Административные методы управления наиболее характерны для  планово-административной экономики  и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других. В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые функции в экономической сфере. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время таким весомым инструментом было государственное планирование.

Информация о работе Государственное регулирование экономики