Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:00, реферат
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим.
Введение……………………………………………………………………………...3
I. Методы государственного регулирования.
1. Государственное регулирование экономики……………………………………7
1.2. Методы государственного регулирования экономики……………………….8
1.3. Классификация методов государственного регулирования экономики…...10
II. Государственное регулирование инновационных процессов.
2. Понятие государственной инновационной политики…………………………13
2.1. Потребность государственного регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………………14
Методы государственного регулирования инновационных процессов………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………...23
Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В большинстве промышленно
развитых стран государственная
долгосрочная концепция инновационного
развития слагается из различного рода
частных концепций, например поддержки
малых и средних предприятий.
Хотя частные концепции различных
управленческих органов представляют
собой компоненты государственной
политики, в своей совокупности они,
как правило, с трудом соединяются
в единую, приведенную в соответствие
с намерениями предприятий
Признание необходимости
государственного регулирования в
этой сфере в большинстве развитых
стран сталкивается с противоречием,
существующим между свободным
Государственная инновационная
политика - это составная часть
социально-экономической
Государственная инновационная
политика представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на активизацию
инновационной деятельности, повышение
ее эффективности и широкое
Она включает три этапа:
Эффективность государственной
инновационной политики, методов
ее формирования и основных направлений
поддержки инноваций в
Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.
Государственная инновационная
политика в основном направлена на
создание благоприятных экономических,
организационных, правовых, информационных
и социально-психологических
2.1. ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Потребность государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.
Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
Потребность государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.
Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.
Второй аспект - воздействие
на структуру общественного
Третий аспект - существенное
влияние на институциональные
Четвертый аспект - все большая
тождественность способности
Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.
Шестой аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.
Седьмой аспект - активизация
международного научно-технического сотрудничества,
интернационализация
Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.
Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.
Наконец еще одним аспектом
в данном перечне является возможность
использования научно-
Потребность государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.
С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.
Методы воздействия
2.3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
Программно-целевая форма
государственного регулирования инноваций
предполагает контрактное финансирование
последних посредством
Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.
В системе прямых методов
воздействия государства на инновационный
процесс важное место занимают мероприятия,
стимулирующие кооперацию промышленных
предприятий в области
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.
Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов.
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.
Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.
Состав, структура и содержание
косвенных методов
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:
Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
Финансирование инновационной деятельности.
Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать: