Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:00, реферат

Описание работы

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
I. Методы государственного регулирования.
1. Государственное регулирование экономики……………………………………7
1.2. Методы государственного регулирования экономики……………………….8
1.3. Классификация методов государственного регулирования экономики…...10
II. Государственное регулирование инновационных процессов.
2. Понятие государственной инновационной политики…………………………13
2.1. Потребность государственного регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………………14
Методы государственного регулирования инновационных процессов………...17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Госуд. регулирование экономики.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

Однако более приемлемыми  и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические  методы. В их основу положено использование  таких экономических рычагов  и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого  влияния на подчиненные объекты  регулирования, а лишь создает для  них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В большинстве промышленно  развитых стран государственная  долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки  малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных  управленческих органов представляют собой компоненты государственной  политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются  в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

Признание необходимости  государственного регулирования в  этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная инновационная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию  инновационной деятельности, повышение  ее эффективности и широкое использование  результатов в целях ускоренного  социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Она включает три этапа:

  • разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
  • определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
  • осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

Эффективность государственной  инновационной политики, методов  ее формирования и основных направлений  поддержки инноваций в известной  мере находит отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Научно-техническое лидерство  является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству  по тем направлениям, по которым  имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная  политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий  для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций.

2.1. ПОТРЕБНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Потребность государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

Главная функция государства  в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности  и предпринимательства. Государство  должно работать с рынком в одной упряжке.

Потребность государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании  экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической  динамики приобретают интенсивные  факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Второй аспект - воздействие  на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств  и отраслей, постепенного отмирания  и исчезновения других.

Третий аспект - существенное влияние на институциональные экономические  механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре  хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и  реализации различных форм собственности  и т. п.

Четвертый аспект - все большая  тождественность способности нации  к прогрессу и ее способности  продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления  как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятый аспект - влияние инноваций  на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни  населения, способствует решению проблем  занятости, повышает уровень образования  и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой аспект - влияние  инноваций на окружающую среду, решение  экологических проблем.

Седьмой аспект - активизация  международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной  жизни, объединение ресурсов различных  стран, трансфер технологий.

Восьмой аспект - зависимость  глобальной конкурентоспособности  национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Девятый аспект - взаимосвязь  уровней научного потенциала и национальной безопасности.

Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность  использования научно-технических  достижений в антиобщественных целях.

Потребность государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.

С одной стороны, в настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих  субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических  результатов было бы существенно  затруднено, многие нововведения не могли  бы быть внедрены в хозяйственную  практику.

Методы воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической  ситуацией в стране и выбранной  в связи с этим концепцией государственного регулирования.

2.3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в  двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  финансирования, осуществляемого в  соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия инновациям.

Программно-целевая форма  государственного регулирования инноваций  предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных  целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных новшеств (товаров, технологических  процессов, услуг), и фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления нововведений.

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов  распространенной в настоящее время  системы контрактных отношений - договоров между заказчиками  и подрядчиками.

В системе прямых методов  воздействия государства на инновационный  процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с  промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых  научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий  для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется  ее ориентация на научную новизну  промышленных инноваций, что нередко  является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

Косвенные методы государственного регулирования инновационных  процессов.

В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной  политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов  достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует  отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

    • в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;
    • исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;
    • снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;
    • уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные  меры государственного регулирования  инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов  инновационных разработок, нововведений.

 Финансирование  инновационной деятельности.

Развитие инновационной  деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных  структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

    • четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
    • логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
    • множественность источников финансирования; широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
    • адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
    • В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
    • создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;
    • сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
    • создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Информация о работе Государственное регулирование экономики