Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:17, реферат
В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству.
Введение
1. Государственное регулирование экономики................................................ 5 1.1 Границы вмешательства государства в экономики............................... 5 1.2 Субъекты экономической политики....................................................... 8 1.3 Цели государственного регулирования экономики.............................. 11 1.4 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы..................................................12
2. Государственное экономическое программирование................................. 20 2.1 Возникновение государственных экономических программ............... 20 2.2 Виды и объекты государственных программ, направленных на решение отдельных хозяйственных задач................................................... 21 2.3 Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного программирования......................................................................................... 26
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Содержание
Введение
Введение
В 1991 году Россия вступила
в полосу реформ. Этот процесс продолжается
до сих пор и носит глобальный характер.
Затронуты все сферы общественной жизни,
но наиболее сильным преобразованиям
подвергается экономика. В экономике перемены
очень сильны и наиболее заметны. Происходит
переход от сверхцентрализованной плановой
экономики к свободному рыночному хозяйству.
Тем интереснее становится тема государственного
регулирования экономики, то есть вмешательства
государства в экономические процессы
в обществе. Ранее государство выполняло
все экономические задачи глобального
характера, такие как ценообразование,
определение объемов производства того
или иного товара и т.д. Таким образом вся
экономика находилась в полном подчинении
правительству. Из этого ясно следует,
что вскоре частные лица потеряли интерес
к производственной сфере из-за подавляющего
и тотального контроля. Это падение интересов
привело к уменьшению эффективности производства,
замедлению научно - технического прогресса,
падению темпов экономического роста.
Таким образом, к началу 1980-х российская
экономика оказалась в глубочайшем кризисе.
Однако и совершенно свободная от вмешательства
государства рыночная экономика невозможна,
ведь хотя и рыночный механизм свободной
конкуренции имеет много достоинств, его
возможности велики, но все же не безграничны.
Существуют области, где механизм свободной
конкуренции не срабатывает и требуется
вмешательство государства.
Государственное регулирование
экономики в условиях рыночного хозяйства
представляет собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями в целях
стабилизация и приспособления существующей
социально-экономической системы к изменяющимся
условиям. По мере развития рыночного
хозяйства возникали и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась необходимость
значительных инвестиций в отрасли малорентабельные
или нерентабельные с точки зрения частного
капитала, но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной экономической
политики.
Теоретически понятие государственной
экономической политики шире, чем понятие
государственного регулирования экономики
, так как первая может основываться и
на невмешательстве государства в хозяйственную
жизнь (Известный принцип экономического
либерализма laisser faire – laisser passer). В современных
условиях невмешательство государства
в социально- экономические процессы немыслимо.
Уже давно споры идут не о необходимости
государственного регулирования, а о его
масштабах, формах и интенсивности. Поэтому
термины “государственное регулирование
экономики” и “государственная экономическая
политика” в наше время идентичны.
Объективная возможность
государственного регулирования экономики
появляется с достижением определенного
уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала. Необходимость,
превращающая эту возможность в действительность,
заключается в нарастании проблем, трудностей,
с которыми и призвано справиться государственное
регулирование экономики. В современных
условиях государственное регулирование
экономики является составной частью
процесса воспроизводства. Оно решает
различные задачи: это, например, стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости, поощрение прогрессивных сдвигов
в отраслевой и региональной структуре,
поддержка экспорта. Конкретные направления,
формы, масштабы государственного регулирования
экономики определяются характером и
остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный
период. В силу ряда причин наиболее развитый
механизм государственного регулирования
экономики сложился в некоторых странах
Западной Европы (ФРГ, Великобритания,
Франция, Нидерланды, Австрия, Испания
), в Японии, в ряде быстро развивающихся
стран Азии и Латинской Америки. Слабее
развито государственное регулирование
экономики в США, Канаде, Австралии. Тем
не менее государственное регулирование
экономики и в этих странах играет значительную
роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры,
при высоких показателях безработицы
и инфляции. Особенно важна роль государственного
регулирования экономики в развивающихся
странах, создающих независимую экономику,
в бывших социалистических странах, осуществляющих
переход от планового хозяйства на базе
государственной собственности к рыночному
хозяйству на базе частной собственности.
1. Государственное регулирование экономики
1.1 Границы вмешательства государства
в экономику
Теперь рассмотрим границы
необходимого вмешательства государства
в экономику. Прежде всего это области,
где перестает эффективно действовать
механизм рыночной саморегуляции и требуется
срочное вмешательство государства.
Функции, выполняемые государством
по организации денежного обращения, предоставлению
общественных товаров и устранению последствий
внешних эффектов, составляют максимальные
границы его вмешательства в экономику
свободного рынка. Вместе с тем эти функции
образуют минимально необходимые границы
регулирования реального рынка. Как видно,
нерегулируемого рынка вообще не бывает,
ибо в определенном воздействии со стороны
государства нуждается даже идеальный
свободный рынок. Если обратиться к реальному
конкурентному рынку, то обнаружатся новые
области экономической жизни, где проявляется
ограниченность механизма рынка, что делает
необходимым более широкое участие государства
в хозяйственных процессах. Совокупность
таких областей определяет максимально
допустимые границы вмешательства в экономику.
Кратко обозначим эти сферы. Подробнее
они будут рассмотрены в анализе основных
сфер государственного вмешательства. 1
Перераспределение доходов.
Рынок признает справедливыми
доходы, полученные в результате свободной
конкуренции на рынках факторов производства,
размеры доходов зависят от эффективности
вложения факторов. В обществе же есть
люди, не владеющие ни землей, ни капиталом,
ни трудом (нетрудоспособные, неимущие).
Они не участвуют в конкуренции, не получают
никаких доходов. Существуют и люди, не
имеющие работу, но трудоспособные, они
не могут найти рыночное применение своему
труду. Рыночное распределение доходов
неприменимо к тем, кто занят производством
общественных товаров, их содержание становится
задачей государства, а не рынка.
Во всех вышеперечисленных
случаях государство вправе вмешаться
в перераспределение доходов, ибо то, что
справедливо с позиции рыночного механизма,
несправедливо с общечеловеческих норм
морали, нарушает право человека на достойное
существование в обществе .
Государство берет на себя
задачу обеспечения правовой базы и некоторых
важнейших услуг, являющихся предпосылкой
эффективного функционирования рыночной
экономики. Необходимая правовая база
предполагает такие меры, как предоставление
законного статуса частным предприятиям,
определение прав частной собственности
и гарантирование соблюдения контрактов.
Правительство устанавливает также законные
"правила игры", регулирующие отношения
между предприятиями, поставщиками ресурсов
и потребителями. На основе законодательства
государство выполняет функции арбитра
в области экономических связей. Основные
услуги, обеспечиваемые государством,
включают применение милицейских сил
для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и
качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающий обмен товаров и
услуг.
Конкуренция служит основным
регулирующим механизмом в экономике.
При конкуренции индивидуальные производители
и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться
к желаниям покупателей, которые рыночная
система регистрирует и доводит до сведения
продавцов. Конкурирующих производителей,
подчиняющихся воле рыночной системы,
ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом
же тех, кто нарушает законы рынка, являются
убытки и в конечном счете банкротство.
Рост монополий резко изменяет эту ситуацию.
Государство пытается регулировать ситуацию
двумя способами. Оно образовывает государственные
комиссии для регулирования цен и устанавливает
стандарты на предоставляемые услуги.
Федеральное правительство также использует
антимонопольные законы.
Механизм рынка не реализует
автоматически право на труд для тех,
кто может и хочет работать. Заметим, что
обеспечение указанного права не
аналогично наделению всех трудоспособных
членов общества гарантированными рабочими
местами. Для эффективной работы
рынка требуется оптимальный
резерв рабочей силы, по ряду причин
в рыночной системе неизбежна безработица,
что ставит перед государством немало
сложных проблем. Его обязанностью становится
регулирование рынка рабочей силы с целью
поддержания определенного уровня занятости,
материального обеспечения людей, утративших
рабочие места .
Монополизм и инфляция -
это две тяжелые “хронические болезни”
рыночной экономики, которая нуждается
в проведении антимонопольной и антиинфляционной
профилактики.2
Суть государственной антициклической политики,
или регулирования хозяйственной конъюнктуры,
состоит в том, чтобы во время кризисов
и депрессий стимулировать спрос на товары
и услуги, капиталовложения и занятость.
Для этого частному капиталу предоставляются
дополнительные финансовые льготы, увеличиваются
государственные расходы и инвестиции.
В условиях длительного и бурного подъема
в экономике страны могут возникнуть опасные
явления – рассасывание товарных запасов
, рост импорта и ухудшение платежного
баланса , превышение спроса на рабочую
силу над предложением и отсюда необоснованный
рост заработной платы и цен. В такой ситуации
задача государственного регулирования
экономики–притормозить рост спроса,
капиталовложений и производства, чтобы
по возможности сократить перепроизводство
товаров и перенакопление капиталов и,
таким образом, уменьшить глубину и продолжительность
возможного спада производства, инвестиций
и занятости в будущем.
Развитие фундаментальных
научных исследований с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью
риска и неопределенностью в отношении
прибыли практически не под силу рыночному
механизму. Здесь государство стимулирует
структурную политику и научно-технический
прогресс. Да и рынок более эффективно
работает при коммерческом освоении перспективных
видов новой техники и технологии.
Государство проводит региональную политику,
решая вопросы, возникающие при воздействии
на рыночную экономику исторических, национальных,
демографических и других нерыночных
факторов. Региональная политика осуществляется
при помощи финансовых стимулов и государственных
капиталовложений, которые обеспечивают
привелегированное положение отдельным
отраслям и регионам. В одних случаях поддержка
оказывается отраслям и территориальным
единицам , находящимся в состоянии затяжного
кризиса ; в других – поощряется развитие
новых отраслей и видов производств –
носителей научно - технического прогресса,
призванных привести к прогрессивным
структурным изменениям внутри отраслей
, между отраслями и во всем народном хозяйстве
в целом, к повышению его эффективности
и конкурентоспособности . В то же время
могут приниматься меры по притормаживанию
чрезмерной концентрации производства
.
Реализация национальных
интересов в мировой экономике (регулирование
внешнеэкономических связей) предполагает
проведение государством соответствующей
внешнеторговой политики, контроль над
международной миграцией капиталов и
рабочей силы, воздействие на валютные
курсы, управление платежными балансами
и многое другое . Таковы в общих чертах
верхние максимально допустимые пределы
государственного вмешательства в рыночную
экономику. Эти рамки достаточно широки
для того , чтобы разумный симбиоз государственного
регулирования и эффективно работающего
механизма рынка позволил решить основные
социально-экономические проблемы современного
общества . Если же государство пытается
делать больше, чем ему отмерено рыночной
экономикой , - продолжает распределять
производственные ресурсы , удерживает
административный контроль над ценами
, прощает предприятиям задолженность,
сохраняет рабочие места в технологически
отсталых производствах , ведет фискальную
налоговую политику , пытается обеспечить
высокую социальную защищенность населения
без учета реальных возможностей экономики
, то в народном хозяйстве консервируется
отсталая структура производства , низкое
качество продукции , увеличивается отставание
от развитых стран в области научно-технического
прогресса и уровня жизни народа . В результате
страдают те , ради которых государство
шло на превышение пределов разумного
вмешательства в экономику . Тогда рано
или поздно становится необходимым разгосударствление экономики,
избавление ее от чрезмерной государственной
активности.
1.2 Субъекты экономической
политики
Субъектами экономической
политики являются носители, выразители
и исполнители хозяйственных интересов
.
Носители хозяйственных интересов–это
социальные группы, отличающиеся друг
от друга по ряду признаков: имущественному
, по доходам , по видам деятельности при
аналогичных доходах , по профессиям ,
отраслевым и региональным интересам
. Это наемные рабочие и хозяева предприятий
, фермеры и земельные собственники , мелкие
и крупные предприниматели , государственные
служащие и т.д. У каждой из этих групп
есть свои интересы обусловленные их социально-экономическим
положением, а также принадлежностью к
тому или иному региону , виду деятельности
.
Это первая линия связи
хозяйственных интересов с государственной
экономической политикой.
Носители экономических
интересов объединены в развитых странах
рыночного хозяйства в многочисленные
союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы
предпринимателей и т.п. Некоторые их них
насчитывают миллионы членов (профсоюзы,
например), другие играют огромную роль
в экономике страны из-за представляемых
ими капиталов (союзы предпринимателей,
банковских учреждений, торговые палаты
). Есть и совсем малозначащие объединения,
например ассоциация физических и юридических
лиц, заинтересованных в приватизации
какого- либо земельного участка , принадлежащего
муниципалитету . Такие объединения являются выразителями хозяйственных
интересов .
Это вторая линия связи
хозяйственных интересов с государственной
экономической политикой. 3
Исполнителями хозяйственных
интересов – субъектами государственного
регулирования экономики – являются органы
трех ветвей власти , построенные по иерархическому
принципу , а также центральный национальный
банк . Они и будут проводить в жизнь программу
государственной экономической политики
. В государствах с федеративным устройством
(США , Канада , ФРГ , Испания , Бразилия
и др.) существуют федеральные и местные
парламенты и правительства , соответственно
защищающие общегосударственные и местные
экономические интересы . Заметна тенденция
усиления роли центральных органов власти
среди субъектов государственного регулирования
экономики , все более независимыми в осуществлении
государственного регулирования от законодательной
власти становятся исполнительные органы
. Это главная , третья линия трансформации
частных экономических интересов в государственной
экономической политике .
Интересным с точки зрения
изучения механизма государственного
регулирования экономики является слияние
субъектов государственной и частной
экономической политики и возникновение
в результате этого новых регулирующих
органов, не вписывающихся теоретически
в классическую схему парламентской или
президентской республики. Например ,
создается орган из представителей профсоюзов
, союзов предпринимателей и исполнительной
власти для регулирования тарифных соглашений
между предпринимателями и трудящимися
. Основная часть таких органов формально
осуществляет консультативную деятельность,
но в действительности решающим образом
воздействует на государственную экономическую
политику. К таким органам относятся различные
советы экспертов при правительстве, министерствах
финансов и т.п.
Другая группа государственно
- частных органов хозяйственного регулирования
– это советы по сферам деятельности,
например, научно- технический, по региональной
политике, по профессиональному образованию.
В отличие от отраслевых советов в них
наряду с сотрудниками правительственных
органов входят представители самых разных
фондов, отраслей, банков, различных организаций
и общественных движений.
Это четвертая линия связи
между носителями экономических интересов
и государственным регулированием экономики:
носители (в данном случае заинтересованные
фирмы) – выразители (союзы предпринимателей)
– советы при государственных регулирующих
органах. По этой линии происходит корректировка
интересов частного хозяйства с интересами
других социальных, профессиональных,
общественных групп.
Обратная связь государственного
регулирования экономики с носителями
хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых,
успех регулирования проявляется в темпах
роста, улучшении структуры хозяйства,
росте занятости, здоровом платежном балансе,
снижении темпов инфляции, повышении жизненного
уровня.
Во-вторых, успехи государственного
регулирования экономики отражаются в
показателях, не всегда поддающихся точному
количественному измерению: в уровне социальной
напряженности (забастовки, выступления
профсоюзов и т.д.), оценка деятельности
государства средствами массовой информации
, состояние окружающей среды, качество
жизни в городах.
В-третьих, носители хозяйственных
интересов прямо или косвенно через свои
объединения поддерживают или не поддерживают
правительство . Могущественные объединения
предпринимателей или профсоюзы могут
выступить с предупреждением в адрес правительства
в связи с несовместимостью государственных
мер регулирования с их интересами . Наконец,
союзы – выразители хозяйственных интересов
своих членов, так же как и отдельные лица,
финансируют или отказывают в средствах
той или иной партии на выборах, избиратели
голосуют за партию, а значит и за экономическую
часть программы этой партии, или нет.
Потеря доверия избирателей
и объединений хозяйственных интересов
к правящей партии или партиям – это
главная линия обратной связи между государственной
экономической политикой и носителями
хозяйственных интересов.
Одной из форм обратной связи
является анкетирование. Органы
государственного регулирования экономики
не могут позволить себе выяснят реакцию
носителей государственных интересов
на общую направленность и конкретные
меры государственной экономической политики
во время выборов , дожидаться , когда недовольство
экономической ситуацией примет крайние
формы (забастовки , бегство капитала )
. Правительственным органам нужна оперативная
информация , по возможности достоверный
прогноз поведения хозяйственных субъектов
в случае осуществления той или иной меры
государственного регулирования. Для
этого существует отработанный механизм
в виде анкетных опросов , которые проводятся
специализированными научно-исследовательскими
центрами. Он сыграл значительную роль
в разработке арсенала средств государственного
регулирования экономики и государственной
экономической политики, завоевал большой
авторитет не только в научных кругах
, но и в государственном аппарате , занимающемся
хозяйственными вопросами . Этот метод
превратился в рабочий инструмент государственного
регулирования экономики , обеспечивающий
обратную связь между регулирующими органами
и носителями экономических интересов
.
Мы рассмотрели идеальную
картину зависимости государственного
регулирования экономики от экономических
интересов, механизм этой зависимости
от обратной связи . В реальной жизни наблюдается
масса отклонений от модели – идет борьба
между отдельными группами интересов
за влияние на органы регулирования , широкое
распространение получил лоббизм , известны
факты коррупции в органах государственной
экономической политики в разных странах
. Но механизм государственного регулирования
экономики функционирует все-таки по правилам
, а не по отклонениям .
1.3 Цели государственного
регулирования экономики
Генеральной целью государственного
регулирования экономики является
экономическая и социальная стабильность
и укрепление существующего строя внутри
страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся
условиям.
От этой генеральной цели
распространяется дерево так называемых
опосредующих конкретных целей, без осуществления
которых генеральная цель не может быть
достигнута. Эти конкретные цели неразрывно
связаны с объектами государственного
регулирования экономики. Цель – выравнивание
экономического цикла -- направлена на
объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование
отраслевой и региональной структуры
хозяйства – на секторальную и отраслевую,
региональную структуру ; улучшение окружающей
среды – на окружающую среду и т. п.
Названные цели , во-первых
, неодинаковы по значению и масштабам
и , во-вторых , находятся в тесной взаимосвязи
. Чаще всего одна цель не может быть поставлена
и достигнута вне зависимости от других
. Например , невозможно представить стимулирование
фундаментальных научных исследований
без благоприятных условий накопления
капитала , без выравнивания конъюнктуры
, совершенствования отраслевой структуры
экономики , стабильного денежного обращения
.
Конкретные частные цели
могут служить опосредующими для достижения
других , более высоких для данного момента
текущих целей . Так , конкретная цель –
обеспечение дополнительных капиталовложений
на модернизацию угольных шахт – может
быть опосредующей для стабилизации и
снижения издержек в отечественной угледобывающей
промышленности . Цели могут частично
перекрывать друг друга , одна может оказаться
временно более важной и подчинить себе
другие в зависимости от реальной хозяйственной
и социальной ситуации уровня осознания
этой ситуации субъектами государственного
регулирования экономики и от установленной
правительственными органами на данный
момент системы приоритетов целей .
Итак, в дереве целей государственного
регулирования экономики существуют не
только отношения подчинения конкретных
целей генеральной , но и отношения соподчинения
и взаимозависимости между самими конкретными
целями , т.е. конкретные цели внутри дерева
целей могут быть первичными , вторичными
, третичными и т.д.
Положение отдельных целей
в дереве целей государственного регулирования
экономики нестабильно. Оно постоянно
изменяется в зависимости от хозяйственной
ситуации, экономических задач , выступающих
на передний план . В условиях кризиса
первичной целью становится выход из кризиса
в узком конкретном смысле – оживление
конъюнктуры .