Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:17, реферат

Описание работы

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству.

Содержание работы

Введение
1. Государственное регулирование экономики................................................ 5 1.1 Границы вмешательства государства в экономики............................... 5 1.2 Субъекты экономической политики....................................................... 8 1.3 Цели государственного регулирования экономики.............................. 11 1.4 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы..................................................12
2. Государственное экономическое программирование................................. 20 2.1 Возникновение государственных экономических программ............... 20 2.2 Виды и объекты государственных программ, направленных на решение отдельных хозяйственных задач................................................... 21 2.3 Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного программирования......................................................................................... 26
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

     В условиях централизованной системы значительную часть работы, связанной с прогнозированием, маркетингом, планированием производства и сбыта продукции, материально-техническим обеспечением предприятий, ценообразованием, разработкой технической политики, финансированием и некоторыми другими управленческими и распределительными операциями, выполняют специализированные централизованные хозяйственные органы. Централизованная система в Советском Союзе оказывала постоянное давление на предприятие, заставляя его быть не пассивным исполнителем, а инициатором всех взаимоотношений с управляющими государственными органами. В противном случае предприятие теряло возможность защищать собственные интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непременно наказывались его руководители.

     Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в децентрализованной. Централизованная система Управления позволяет интегрировать в одном месте управленческие операции, создает возможность, когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.) сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать предприниматели всех индустриально развитых стран.

Например, в I988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством  и обменом, рабочие составляли 38 % всей численности персонала, служащие - 49 %, а инженеры и администраторы - 13 %. В том же году на производственных предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а служащие, инженеры, администраторы вместе взятые - 28%.

Современные рыночные отношения  промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень  производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

Советскую экономику  в прошлом удушало не государственное управление. Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного комплекса, «помощь Друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50 % доходов государства. Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая, посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения структуры управления экономикой страны.

     Расчеты показывают, что в прошлом при условии сохранения в России централизованного управления экономикой для налаживания нормального ритма работы предприятий требовалось отстранить от власти компартию и вовлечь в систему хозяйственного управления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату не более 6 -7 млн. человек. Наряду с этим при переводе экономики на неуправляемые рыночные отношения единовременные и текущие расходы на управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как минимум в 3 - 4 раза. В систему хозяйственного управления, прежде всего в органы управления предприятий, а также различных посреднических и коммерческих контор, требуется дополнительно привлечь не менее 25 - 35 млн. человек. Безусловно, надо заранее определить, где взять ресурсы на образование огромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям дополнительного управленческого аппарата в новых условиях работы, где (и откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно возникает вопрос: а надо ли вообще заниматься делом, которого не знаем, практически не имея шансов для, его благополучного завершения.

 

 

 

     Заключение

 

     Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах , в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы . Этих сфер с развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы . На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО) , кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение , стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные . Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов , находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того , на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список использованной литературы

 

  1. Булатов А. С. “Экономика” , М.-2007 г. – с 47
  2. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики /Изд-во: Дело и Сервис, 2010. – с 18 – 19
  3. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М, 2008 – с 31 - 34
  4. Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” , М.-2009. – с 35 – 36
  5. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления - 2005 - № 6. – с 76
  6. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения, 2007. – с 77 - 78
  7. Осин Г. П. “Рыночная экономика” , Минск - 2008 г.
  8. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики, 2011. – с 32 – 33
  9. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000. – с 82.
  10. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для экон. спец. вузов / под ред. Л.И. Якобсона – М.: ГУВШЕ, 2002. – с 51

1 Васильев В.П. Государственное регулирование экономики /Изд-во: Дело и Сервис, 2010. – с 18 - 19

2  Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” , М.-2009. – с 35 - 36

3  Булатов А. С. “Экономика” , М.-2007 г. – с 47

4  Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения, 2007. – с 77 - 78

5  Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000.. – с 82

6  Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики, 2011. – с 32-33




Информация о работе Государственное регулирование экономики