Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:17, реферат
В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству.
Введение
1. Государственное регулирование экономики................................................ 5 1.1 Границы вмешательства государства в экономики............................... 5 1.2 Субъекты экономической политики....................................................... 8 1.3 Цели государственного регулирования экономики.............................. 11 1.4 Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы..................................................12
2. Государственное экономическое программирование................................. 20 2.1 Возникновение государственных экономических программ............... 20 2.2 Виды и объекты государственных программ, направленных на решение отдельных хозяйственных задач................................................... 21 2.3 Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного программирования......................................................................................... 26
3. Заключение
4. Список использованной литературы
В условиях централизованной системы значительную часть работы, связанной с прогнозированием, маркетингом, планированием производства и сбыта продукции, материально-техническим обеспечением предприятий, ценообразованием, разработкой технической политики, финансированием и некоторыми другими управленческими и распределительными операциями, выполняют специализированные централизованные хозяйственные органы. Централизованная система в Советском Союзе оказывала постоянное давление на предприятие, заставляя его быть не пассивным исполнителем, а инициатором всех взаимоотношений с управляющими государственными органами. В противном случае предприятие теряло возможность защищать собственные интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непременно наказывались его руководители.
Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в децентрализованной. Централизованная система Управления позволяет интегрировать в одном месте управленческие операции, создает возможность, когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.) сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать предприниматели всех индустриально развитых стран.
Например, в I988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством и обменом, рабочие составляли 38 % всей численности персонала, служащие - 49 %, а инженеры и администраторы - 13 %. В том же году на производственных предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а служащие, инженеры, администраторы вместе взятые - 28%.
Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.
Советскую экономику в прошлом удушало не государственное управление. Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного комплекса, «помощь Друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50 % доходов государства. Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая, посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения структуры управления экономикой страны.
Расчеты показывают, что в прошлом при условии сохранения в России централизованного управления экономикой для налаживания нормального ритма работы предприятий требовалось отстранить от власти компартию и вовлечь в систему хозяйственного управления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату не более 6 -7 млн. человек. Наряду с этим при переводе экономики на неуправляемые рыночные отношения единовременные и текущие расходы на управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как минимум в 3 - 4 раза. В систему хозяйственного управления, прежде всего в органы управления предприятий, а также различных посреднических и коммерческих контор, требуется дополнительно привлечь не менее 25 - 35 млн. человек. Безусловно, надо заранее определить, где взять ресурсы на образование огромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям дополнительного управленческого аппарата в новых условиях работы, где (и откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно возникает вопрос: а надо ли вообще заниматься делом, которого не знаем, практически не имея шансов для, его благополучного завершения.
Заключение
Итак, государственное вмешательство
в рыночную экономику необходимо в тех
сферах , в которых механизм рынка не в
состоянии устранить различные последствия
внешних эффектов либо несправедливостей
самой рыночной системы . Этих сфер с развитием
экономики становилось все больше , и тем
сложнее становились формы государственного
вмешательства в экономические процессы
. На нынешнем уровне развития рыночного
способа производства формы вмешательства
государства приобрели настолько сложный
вид , что рассмотреть все последствия
экономической деятельности государства
невозможно . Тем не менее существует ряд
сфер , вмешательство государства в которые
жизненно необходимо . Это : перераспределение
доходов и ресурсов , регулирование занятости
, антиинфляционная и антимонопольная
политика , исправление последствий внешних
эффектов и многое другое . Вмешательство
государства в экономику носит прямой
и косвенных характер . К прямым мерам
государственного регулирования нужно
в первую очередь отнести государственный
сектор экономики (также и долевое участие
государства в АО) , кредитование или льготное
налогообложение отдельных субъектов
, принятие регулирующих законодательных
актов . К косвенным мерам относятся стимулирование
инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение
, стимулирование экспорта/импорта и т.
д. Средства государственного вмешательства
подразделяются на экономические и административные
. Экономические осуществляются при помощи
экономических рычагов , находящихся в
распоряжении государства , а административные
используют законодательную власть и
осуществляются в приказном порядке .
Генеральной целью государственного регулирования
экономики является стабильность национальной
экономики , приспособление ее к изменяющимся
внешним условиям . Кроме того , на современном
этапе именно от государственной экономической
политики зависит здоровье частного сектора
экономики – основы рыночного хозяйства,
а значит и всей страны.
Список использованной литературы
1 Васильев В.П. Государственное регулирование экономики /Изд-во: Дело и Сервис, 2010. – с 18 - 19
2 Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” , М.-2009. – с 35 - 36
3 Булатов А. С. “Экономика” , М.-2007 г. – с 47
4 Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения, 2007. – с 77 - 78
5 Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000.. – с 82
6 Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики, 2011. – с 32-33