Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 13:08, реферат
Описание работы
Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.
Данная
работа посвящена вопросам функционирования
государственного регулирования экономики,
путям и формам его обеспечения.
Сочетание
рыночного и государственного регулирования.
В течение XX в. сочетание государства и
рынка принимало разнообразные формы.
Сложность современной социально-экономической
жизни постепенно привела к органическому
сочетанию и тесному переплетению рыночных
и государственных начал.
Актуальность
рассмотрения данной темы определяется
следующими факторами. Многие фундаментальные
проблемы современного общества не могут
быть решены исключительно рыночными
механизмами и нуждаются в государственном
участии. К этим проблемам относится прежде
всего развитие социальной сферы, которая
из пассивного элемента экономической
системы превратилась в один из важнейших
источников экономического роста. В частности,
уровень образования, квалификации рабочей
силы и состояние научных исследований
непосредственно влияют на темпы и качество
экономического роста, что подтверждено
специальными исследованиями. В дальнейшем
роль образования и науки в экономическом
развитии будет, по всей вероятности, возрастать
за счет традиционных, материально-вещественных
факторов производства. К числу других
нематериальных факторов, оказывающих
огромное влияние на состояние рабочей
силы и производительность труда, на качество
экономического роста, относятся здравоохранение,
социальное обеспечение и состояние окружающей
среды. Высокий уровень материального
и духовного благосостояния граждан, доминирование
среднего класса в структуре общества
и, следовательно, реализация принципов
социального партнерства определяют долгосрочные
экономические перспективы страны и ее
социально-политическую стабильность.
Особым
фактором объективного усиления роли
государства выступает чрезвычайно возросшая
социально-организационная сложность
современной экономики, которая нарушает
обычные функциональные связи внутри
рыночной системы. Это явление «институциональная
ригидность» проявляется в том, что фундаментальные
рыночные переменные, теоретически способные
изменяться как в сторону увеличения,
так и в сторону снижения, в современном
обществе обычно изменяются только в одну
сторону из-за сопротивления правовых
институтов и организаций изменениям
в другом направлении (обычно даже при
ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный
уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены
увольнения рабочих и т.д.). Современная
экономика в значительной мере утратила
гибкость, которая была присуща раннему
капитализму.
Цель данной
работы – рассмотреть методы, пути и формы
государственного регулирования экономики.
Для реализации поставленной задачи был
произведен анализ учебной и общеэкономической
литературы. Отметим тот факт, что указанные
вопросы детально освещены в финансовой
периодике. Особо хочется отметить учебник
Губина Е. «Методы, свойства и формы государственного
регулирования экономики» и работу Ревенкова
А. «Планирование в системе государственного
регулирования экономики» опубликованную
в журнале «Экономист» в №8 за 2011 год.
Первая
глава работы посвящена рассмотрению
вопроса о границах вмешательства государства
в экономику страны. Вторая глава рассматривает
субъекты экономической политики. Следующая
глава затрагивает понятия методов, средств
и формы государственного регулирования
экономики. Четвертая глава показывает
как осуществляется государственный контроль
за частным бизнесом. И последняя глава
данной работы рассматривает регулирование
рыночных отношений как функцию российского
государства.
Границы вмешательства
государства в экономику
Рассмотрим
границы необходимого вмешательства государства
в экономику. Прежде всего это области,
где перестает эффективно действовать
механизм рыночной саморегуляции и требуется
срочное вмешательство государства.
Во-первых,
это правильная организация денежного
обращения.
Во вторых,
предоставление государством общественных
товаров. Механизм свободного рынка позволяет
удовлетворять потребности, которые выражаются
в денежной форме, через спрос. Однако
существуют такие потребности, которые
невозможно измерить в деньгах и превратить
в спрос. Речь идет об услугах коллективного
пользования : национальная оборона, государственное
управление, единая энергетическая система,
национальные сети коммуникаций, охрана
общественного порядка, вакцинация, хлорирование
питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись
без вмешательства государства в экономику.
В-третьих,
устранение государством последствий
внешних эффектов. В процессах рыночного
производства и потребления могут возникать
своеобразные дефекты, не имеющие денежного
выражения и не фиксируемые рынком. Эти
внешние эффекты нарушают рыночное равновесие
и обусловливают неоптимальное распределение
ресурсов, что делает необходимым вмешательство
государства в экономику.
Функции,
выполняемые государством по организации
денежного обращения, предоставлению
общественных товаров и устранению последствий
внешних эффектов, составляют максимальные
границы его вмешательства в экономику
свободного рынка. Вместе с тем эти функции
образуют минимально необходимые границы
регулирования реального рынка. Как видно,
нерегулируемого рынка вообще не бывает,
ибо в определенном воздействии со стороны
государства нуждается даже идеальный
свободный рынок.
Если обратиться
к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся
новые области экономической жизни, где
проявляется ограниченность механизма
рынка, что делает необходимым более широкое
участие государства в хозяйственных
процессах. Совокупность таких областей
определяет максимально допустимые границы
вмешательства в экономику. Кратко обозначим
эти сферы.
1. Перераспределение
доходов.
Рынок признает
справедливыми доходы, полученные в результате
свободной конкуренции на рынках факторов
производства, размеры доходов зависят
от эффективности вложения факторов. В
обществе же есть люди, не владеющие ни
землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные,
неимущие). Они не участвуют в конкуренции,
не получают никаких доходов. Существуют
и люди, не имеющие работу, но трудоспособные,
они не могут найти рыночное применение
своему труду. Рыночное распределение
доходов неприменимо к тем, кто занят производством
общественных товаров, их содержание становится
задачей государства, а не рынка.
Во всех
вышеперечисленных случаях государство
вправе вмешаться в перераспределение
доходов, ибо то, что справедливо с позиции
рыночного механизма , несправедливо с
общечеловеческих норм морали, нарушает
право человека на достойное существование
в обществе.
Государство
берет на себя задачу обеспечения правовой
базы и некоторых важнейших услуг, являющихся
предпосылкой эффективного функционирования
рыночной экономики. Необходимая правовая
база предполагает такие меры, как предоставление
законного статуса частным предприятиям,
определение прав частной собственности
и гарантирование соблюдения контрактов.
Правительство устанавливает также законные
"правила игры", регулирующие отношения
между предприятиями, поставщиками ресурсов
и потребителями. На основе законодательства
государство выполняет функции арбитра
в области экономических связей. Основные
услуги, обеспечиваемые государством,
включают применение милицейских сил
для поддержания общественного порядка,
введение стандартов измерения веса и
качества продуктов, создание денежной
системы, облегчающий обмен товаров и
услуг.
2. Конкуренция
служит основным регулирующим механизмом
в экономике. При конкуренции индивидуальные
производители и поставщики ресурсов
могут лишь приспосабливаться к желаниям
покупателей, которые рыночная система
регистрирует и доводит до сведения продавцов.
Конкурирующих производителей, подчиняющихся
воле рыночной системы, ждут прибыль и
упрочение их позиций; уделом же тех, кто
нарушает законы рынка, являются убытки
и в конечном счете банкротство.
Рост монополий
резко изменяет эту ситуацию. Государство
пытается регулировать ситуацию двумя
способами. Оно образовывает государственные
комиссии для регулирования цен и устанавливает
стандарты на предоставляемые услуги.
Федеральное правительство также использует
антимонопольные законы.
Механизм
рынка не реализует автоматически право
на труд для тех, кто может и хочет работать.
Заметим, что обеспечение указанного права
не аналогично наделению всех трудоспособных
членов общества гарантированными рабочими
местами. Для эффективной работы рынка
требуется оптимальный резерв рабочей
силы, по ряду причин в рыночной системе
неизбежна безработица, что ставит перед
государством немало сложных проблем.
Его обязанностью становится регулирование
рынка рабочей силы с целью поддержания
определенного уровня занятости, материального
обеспечения людей, утративших рабочие
места.
3. Монополизм
и инфляция - это две тяжелые “хронические
болезни” рыночной экономики, которая
нуждается в проведении антимонопольной
и антиинфляционной профилактики.
Суть государственной
антициклической политики, или регулирования
хозяйственной конъюнктуры, состоит в
том, чтобы во время кризисов и депрессий
стимулировать спрос на товары и услуги,
капиталовложения и занятость. Для этого
частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы, увеличиваются государственные
расходы и инвестиции. В условиях длительного
и бурного подъема в экономике страны
могут возникнуть опасные явления – рассасывание
товарных запасов, рост импорта и ухудшение
платежного баланса, превышение спроса
на рабочую силу над предложением и отсюда
необоснованный рост заработной платы
и цен. В такой ситуации задача государственного
регулирования экономики – притормозить
рост спроса, капиталовложений и производства,
чтобы по возможности сократить перепроизводство
товаров и перенакопление капиталов и,
таким образом, уменьшить глубину и продолжительность
возможного спада производства, инвестиций
и занятости в будущем.
4. Развитие
фундаментальных научных исследований
с длительными сроками окупаемости,
высокой степенью риска и неопределенностью
в отношении прибыли практически
не под силу рыночному механизму.
Здесь государство стимулирует
структурную политику и научно-технический
прогресс. Да и рынок более
эффективно работает при коммерческом
освоении перспективных видов
новой техники и технологии.
Государство
проводит региональную политику, решая
вопросы, возникающие при воздействии
на рыночную экономику исторических, национальных,
демографических и других нерыночных
факторов. Региональная политика осуществляется
при помощи финансовых стимулов и государственных
капиталовложений, которые обеспечивают
привелегированное положение отдельным
отраслям и регионам. В одних случаях поддержка
оказывается отраслям и территориальным
единицам, находящимся в состоянии затяжного
кризиса ; в других – поощряется развитие
новых отраслей и видов производств –
носителей научно - технического прогресса,
призванных привести к прогрессивным
структурным изменениям внутри отраслей,
между отраслями и во всем народном хозяйстве
в целом, к повышению его эффективности
и конкурентоспособности. В то же время
могут приниматься меры по притормаживанию
чрезмерной концентрации производства.
5. Реализация
национальных интересов в мировой
экономике (регулирование внешнеэкономических
связей) предполагает проведение государством
соответствующей внешнеторговой политики,
контроль над международной миграцией
капиталов и рабочей силы, воздействие
на валютные курсы, управление платежными
балансами и многое другое.
Таковы
в общих чертах верхние максимально допустимые
пределы государственного вмешательства
в рыночную экономику. Эти рамки достаточно
широки для того, чтобы разумный симбиоз
государственного регулирования и эффективно
работающего механизма рынка позволил
решить основные социально-экономические
проблемы современного общества.
Если же
государство пытается делать больше, чем
ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает
распределять производственные ресурсы,
удерживает административный контроль
над ценами, прощает предприятиям задолженность,
сохраняет рабочие места в технологически
отсталых производствах, ведет фискальную
налоговую политику, пытается обеспечить
высокую социальную защищенность населения
без учета реальных возможностей экономики,
то в народном хозяйстве консервируется
отсталая структура производства, низкое
качество продукции, увеличивается отставание
от развитых стран в области научно-технического
прогресса и уровня жизни народа. В результате
страдают те, ради которых государство
шло на превышение пределов разумного
вмешательства в экономику. Тогда рано
или поздно становится необходимым разгосударствление
экономики, избавление ее от чрезмерной
государственной активности.
2. Субъекты экономической
политики
Субъектами
экономической политики являются носители,
выразители и исполнители хозяйственных
интересов.
Носители
хозяйственных интересов – это социальные
группы, отличающиеся друг от друга по
ряду признаков: имущественному, по доходам,
по видам деятельности при аналогичных
доходах, по профессиям, отраслевым и региональным
интересам. Это наемные рабочие и хозяева
предприятий, фермеры и земельные собственники,
мелкие и крупные предприниматели, государственные
служащие и т.д. У каждой из этих групп
есть свои интересы, обусловленные их
социально - экономическим положением,
а также принадлежностью к тому или иному
региону, виду деятельности.
Это первая
линия связи хозяйственных интересов
с государственной экономической политикой.
Носители
экономических интересов объединены в
развитых странах рыночного хозяйства
в многочисленные союзы, ассоциации : это
профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п.
Некоторые их них насчитывают миллионы
членов (профсоюзы, например), другие играют
огромную роль в экономике страны из-за
представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей,
банковских учреждений, торговые палаты).
Есть и совсем малозначащие объединения,
например ассоциация физических и юридических
лиц, заинтересованных в приватизации
какого- либо земельного участка, принадлежащего
муниципалитету. Такие объединения являются
выразителями хозяйственных интересов.