Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 13:08, реферат
Описание работы
Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.
Экономические
средства государственного регулирования
экономики не менее разнообразны, чем
административные.
Одно из
важнейших экономических средств — прогнозирование
и планирование.
Рыночная
экономика в отличие от экономики административно-командного
типа является системой саморегулируемой,
не требующей постоянного и всеобъемлющего
внешнего вмешательства. Однако и эта
система требует внешнего регулирующего
воздействия с целью достижения пропорциональности
в рамках общественного воспроизводства.
Периодические кризисы, потрясавшие в
XIX и XX веках капиталистическую экономику,
привели к выводу о необходимости использования
государственного регулирования в целях
достижения стабильного и эффективного
развития рынка. Прогнозирование и планирование
и есть те инструменты, которые позволяют
устранить отмеченные выше недостатки
рыночной экономики, преодолеть ограниченность
ее возможностей. И прогнозирование, и
планирование — имманентно присущие любой
экономике инструменты, способы достижения
сбалансированности развития.
Государственное
прогнозирование социально-экономического
развития государства представляет собой
систему научно обоснованных представлений
о направлениях социально-экономического
развития страны, основанных на законах
рыночного хозяйства.
Планирование
— деятельность государства в лице его
органов управления, а также субъектов
экономической деятельности по разработке
планов, представляющих собой последовательность
действий, согласованных по целям, ресурсам
и направленных на достижение определенного
конечного результата. Прогнозирование
представляет собой предпосылку для планирования.
Систему
государственных прогнозов составляют
прогнозы на долгосрочную, среднесрочную
и краткосрочную перспективу.
Временной
промежуток прогноза социально-экономического
развития на долгосрочную перспективу
колеблется в различных государствах
по-разному. Обычно прогноз разрабатывается
раз в пять лет на десятилетний период.
На основе
прогноза на долгосрочную перспективу
разрабатывается концепция социально-экономического
развития государства на долгосрочную
перспективу, в которой конкретизируются
варианты социально-экономического развития
страны, определяются возможные цели социально-экономического
развития, пути и средства достижения
указанных целей.
Обычно
прогноз социально-экономического развития
на среднесрочную перспективу разрабатывается
на период от трех до пяти лет и ежегодно
корректируется.
Первое
после вступления в должность Президента
Российской Федерации Послание, с которым
он обращается к Федеральному Собранию,
содержит специальный раздел, посвященный
концепции социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Прогноз
социально-экономического развития на
краткосрочную перспективу разрабатывается
ежегодно. Документ содержит специальный
раздел, посвященный анализу выполнения
программы социально-экономического развития
государства на среднесрочную перспективу
и уточнению указанной программы с выделением
задач на предстоящий год.
Различают
государственное директивное и индикативное
планирование. Директивное планирование
предполагает обязательность и ответственность
соответствующих субъектов за выполнение
плановых показателей. Индикативное планирование
предполагает установление в плане определенных
показателей (например, характеризующих
динамику, структуру и эффективность экономики,
состояние финансово-кредитной системы
и денежного обращения и др.) с целью достижения
пропорциональности и планомерности развития
экономики или ее отдельных частей.
При планировании
используются различные методы или их
сочетание: балансовый метод, нормативный
метод, экономико-математические методы
и модели.
В современных
условиях широко используется программно-целевой
метод планирования, с выделением долгосрочных
целевых комплексных программ.
Действующим
законодательством государства установлен
порядок разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует страна.
Федеральная
целевая программа, финансируемая за счет
бюджетных средств или средств государственных
внебюджетных фондов, должна содержать
технико-экономическое обоснование, прогноз
ожидаемых социально-экономических (экологических)
результатов реализации указанной программы,
наименование заказчика программы, сведения
о распределении объемов и источников
финансирования по годам, другие документы
и материалы.
При разработке
федеральных целевых программ предусматриваются:
решение
приоритетных социально-экономических,
оборонных, научно-технических, природоохранных
и других важнейших задач;
согласование
финансовых, материальных и трудовых ресурсов,
целях их наиболее эффективного использования;
комплексность
и экономическая безопасность разрабатываемых
мероприятий;
согласованность
решения федеральных и региональных задач;
достижение
требуемого конечного результата в установленные
сроки.
Президент
страны в целях обеспечения решения особо
важных общегосударственных задач может
выступать инициатором федеральных программ,
называемых президентскими.
4. Государственный
контроль за частным бизнесом
Контроль
— средство государственного регулирования
экономики и частного бизнеса деятельности.
Поскольку государственный контроль осуществляется
государственными органами, то его следует
рассматривать как одну из форм государственной
власти.
Государственный
контроль в сфере частного бизнеса или
предпринимательской деятельности представляет
собой систему проверки и наблюдения за
соблюдением коммерческими и некоммерческими
организациями требований нормативных
актов.
Разновидностью
контроля является надзор, который подразделяется
на два вида: общий надзор прокуратуры
за соблюдением законности, в том числе
в сфере хозяйственной деятельности, и
административный надзор.
В науке
административного, права отличие контроля
от надзора сводится к следующим наиболее
характерным чертам:
а) органы
надзора (в том числе и прокурорского)
выполняют свои функции и полномочия в
отношении тех объектов, которые им организационно
не подчинены; органы контроля — в основном
в отношении организационно подчиненных
и в некоторых случаях в отношении неподчиненных
объектов;
б) в процессе
контроля могут применяться меры дисциплинарного
воздействия в отношении виновных лиц;
в процессе же административного надзора
применяются меры административного воздействия
к физическим и юридическим лицам;
в) по действующему
законодательству страны органы контроля
занимаются проверкой различных сторон
деятельности подконтрольных объектов;
органы административного надзора проверяют
соблюдение специальных правил на поднадзорных
им объектах.
Виды контроля
различаются в зависимости от оснований
классификации. Так, объем проверяемой
деятельности позволяет выделить общий
контроль и специальный контроль. К специальному
может быть отнесен валютный контроль,
при котором проверяется конкретный вопрос
соблюдения валютного законодательства.
В зависимости
от стадии контроля и цели проверки выделяют
предварительный, текущий и последующий
контроль. Предварительный контроль имеет
целью предупреждение и профилактику
параметров предпринимательской деятельности.
Текущий контроль преследует цель оценки
реально осуществляемой предпринимательской
деятельности. Последующий контроль предполагает
проверку исполнения тех или иных решений
государственных органов в сфере предпринимательской
деятельности и соответствующих результатов.
В зависимости
от того, кто осуществляет контроль, и
характера полномочий контролирующих
органов выделяются:
контроль
Президента страны;
контроль
органов законодательной (представительной
власти);
контроль
органов исполнительной власти;
контроль
органов судебной власти.
Значение
налогового контроля для частного бизнеса
огромно. Однако он не является контролем
собственно за ним. Основная его задача
заключается в проверке выполнения бизнесменом
требований законодателя по выплате налогов
и иных налоговых платежей.
К непосредственному
контролю за предпринимательской деятельностью
следует отнести, например, надзор лицензирующим
органом за соблюдением лицензиатом лицензионных
требований и условий.
Лицензирующие
органы в пределах компетенции вправе:
проверять
деятельность лицензиата на предмет соответствия
осуществляемой лицензиатом деятельности
лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать
и получать от лицензиата объяснения и
справки по вопросам, возникающим при
проверках;
составлять
на основании результатов проверок акты
(протоколы) с указанием конкретных нарушений;
осуществлять
иные предусмотренные законодательством
полномочия.
Непосредственный
государственный контроль за предпринимательской
деятельностью предусмотрен при международных
автомобильных перевозках.
Один из
характерных примеров непосредственного
контроля за частной деятельностью —
валютный контроль. Его цель — обеспечение
соблюдения валютного законодательства
при валютных операциях.
К большинству
валютных операций в различных станах
в соответствии с действующим законодательством
относятся:
а) операции,
связанные с переходом права собственности
и иных прав на валютные ценности, в том
числе операции, связанные с использованием
в качестве средства платежа иностранной
валюты и платежных документов в иностранной
валюте;
б) ввоз
и пересылка в государство, а также вывоз
и пересылка из государства валютных ценностей;
в) международные
денежные переводы;
г) расчеты
между резидентами и нерезидентами в валюте
страны.
Операции
с иностранной валютой и ценными бумагами
в иностранной валюте подразделяются
на текущие валютные операции и валютные
операции, связанные с движением капитала.
К текущим
валютным операциям относятся:
а) переводы
в страну и из страны иностранной валюты
для расчетов без отсрочки платежа по
экспорту и импорту товаров (работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности),
а также для расчетов, связанных с кредитованием
экспортно-импортных операций;
б) получение
и предоставление финансовых кредитов;
в) переводы
в страну и из страны процентов, дивидендов
и иных доходов по вкладам, инвестициям,
кредитам и прочим операциям, связанным
с движением капитала;
г) переводы
неторгового характера в государство
и из государства, включая переводы сумм
заработной платы, пенсии, алиментов, наследства,
а также другие аналогичные операции.
К валютным
операциям, связанным с движением капитала,
относятся:
а) прямые
инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал
предприятия с целью извлечения дохода
и получения прав на участие в управлении
предприятием;
б) портфельные
инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы
валюты и валютных ценностей в оплату
права собственности на здания, сооружения
и иное имущество, включая землю и ее недра,
относимое по законодательству страны
его местонахождения к недвижимому имуществу,
а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление
и получение отсрочки платежа на определенный
срок по экспорту и импорту товаров (работ,
услуг, результатов интеллектуальной
деятельности);
д) предоставление
и получение финансовых кредитов на установленный
срок;
е) все иные
валютные операции, не являющиеся текущим
валютными операциями.
Основные
направления валютного контроля:
а) определение
соответствия проводимых валютных операций
действующему законодательству и наличия
необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка
выполнения резидентами обязательств
в иностранной валюте перед государством,
а также обязательств по продаже и ной
валюты на внутреннем рынке страны;
в) проверка
обоснованности платежей в иностранной
валюте;
г) проверка
полноты и объективности учета и отчетности
по валютным операциям, а также по операциям
нерезидентов в валюте государства.
Валютный
контроль в государстве осуществляется
органами валютного контроля и их агентами.
Органами
валютного контроля в основном являются
Центральный банк страны и правительство.
Агенты
валютного контроля — организации, которые
в соответствии с законодательными актами
страны могут выполнять функции валютного
контроля. Агенты валютного контроля подотчетны
соответствующим органам валютного контроля.
Уполномоченные
банки являются агентами валютного контроля,
подотчетными Центральному банку государства.
Органы
валютного контроля в пределах своей компетенции
издают нормативные акты, обязательные
к исполнению всеми резидентами и нерезидентами
в стране.
Органы
и агенты валютного контроля в пределах
своей компетенции:
а) контролируют
проводимые в государстве резидентами
и нерезидентами валютные операции, соответствие
этих операций законодательству, условиям
лицензий и разрешений, а также соблюдение
ими актов органов валютного контроля;
б) проверяют
валютные операции резидентов и нерезидентов
государстве.
Органы
валютного контроля определяют порядок
и формы учета, отчетности и документации
по валютным операциям.
5. Регулирование
рыночных отношений как функция
российского государства
Одна из
основных функций государства — экономическая.
Она заключается в создании необходимых
условий для устойчивого развития экономических
отношений, в том числе общих правил деятельности
основных участников этих отношений.