Государственное регулирование оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:58, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой является рассмотрение понятия заработной платы, её состояния и методов государственного регулирования в Республике Беларусь. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определение сущности понятия заработной платы;
- ознакомление с основными формами и системами заработной платы;
- изучение методов государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
I Теоретическая часть
1. Сущность заработной платы и методы ее регулирования
1.1 Сущность, формы и системы заработной платы
1.2 Методы регулирования оплаты труда
2. Состояние и проблемы государственного регулирования труда и заработной платы
2.1 Государственное регулирование труда и заработной платы
3. Направления совершенствования государственного регулирования оплаты труда
II Расчетная часть
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование оплаты труда.docx

— 241.20 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 87 ТК РБ, становление, замена и пересмотр норм труда осуществляются нанимателем с участием профсоюзов. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за один месяц.

 

 

1.2 Методы регулирования оплаты  труда

 

 

Методы  регулирования оплаты труда неотделимы от государственной политики доходов. Можно выделить законодательные, экономические, административные, согласительные методы.

Законодательные методы. Важное место в регулировании  доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной  базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени - для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, предельные нормы загрязненности окружающей среды - для приложения соответствующих средств и технологий, очистных сооружений, создания безопасных условий труда; ставки налогов - для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др.


Для регулирования доходов и уровня жизни населения наиболее значимы: Конституция Республики Беларусь, Гражданский  кодекс, Трудовой Кодекс, Семейный кодекс, постановления Совета министров (о  повышении минимальной заработной платы, правовое обеспечение коллективно-договорной системы, социального обеспечения  и страхования, социальных гарантий и т.п.).

Экономические методы. К ним относится определение  минимальной оплаты труда, налоговая  политика, регулирование цен, оплаты труда работников госпредприятий и  государственных служащих, занятости, др.

Рост  минимальной заработной платы, зависит  от экономических (финансовых) возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Недоучет этого фактора может  привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета  и т.д. В то же время уровень  минимума оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, необходимых  для физического воспроизводства  рабочей силы (прожиточный минимум), а это напрямую зависит от денежной политики.

Налоговая политика обеспечивает налоговые поступления  в бюджет, без нее невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста, организовать перераспределение  доходов. К налоговому регулированию  присоединяется политика государственных  расходов, позволяющая осуществить  структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы.

К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, позволяющая  осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы безработицы.


Государство идет на предоставление экспортерам  налоговых льгот, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует многосторонние соглашения и т.п. для усиления экспортного  потенциала страны, что оборачивается  для населения созданием новых  рабочих мест, а значит, и доходов. Государство регулирует оплату труда  в бюджетной сфере, исходя из своих  экономических возможностей. Роль этой сферы высока в части удовлетворения духовных потребностей населения. Именно усилиями этой сферы формируется  человеческий потенциал любого общества. Здесь прослеживается взаимосвязь  с профессионально-квалификационной структурой рабочей силы, научно-техническим  прогрессом и нововведениями. Велика роль этой сферы в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы  на содержание этой сферы, государство  осуществляет социальную ориентацию экономики  на развитие личности. Существует и  обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времени большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.

Административные  методы. Эти методы не связаны с  созданием дополнительного материального  стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения.

Меры  принуждения: государственные органы обязывают, например, промышленные предприятия  вести обучение молодежи, создавать  определенные бытовые условия для  занятых, устанавливать очистные сооружения. Это и квота рабочих мест на предприятиях для социально уязвимых групп населения (для подростков, инвалидов и т.д.), и обязательность предприятий (организаций) выделять определенную норму работников на сельскохозяйственные, строительные работы, на работу по благоустройству территорий и т.д. Меры запрета проявлялись в том, что запрещалось совместительство (за некоторым исключением, например, для медицинских работников, научных сотрудников и преподавателей и т.д.).

С переходом  к рыночной экономике некоторые  прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный  контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание  минимально допустимых параметров жизни  населения, той планки, ниже которой - нищета (установление минимума заработной платы, пенсий, пособий по безработице), защита интересов нации, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

Экономические и административные методы имеют некоторое сходство и противоположность. Административные методы ограничивают свободу экономического выбора. Государственный контроль может быть всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, потребительские качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль, т.е. весь хозяйственный механизм. При таком подходе не только не будет экономической свободы, но не будет никакой экономической выгоды, скорее всего, может быть ущерб, сужение мотивации к предпринимательской деятельности и т.д.

Согласительные  методы (социальное партнерство). Во многих странах эти методы находят широкое  распространение и считаются  самыми экономичными и "бескровными". Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.


В соглашениях  разного уровня, в отраслевых и  региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах - на предприятиях. В них отражаются вопросы о  размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие. Коллективные договоры на предприятиях (в организациях) наиболее детализированы.[1, с. 203]

Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы  лиц наемного труда.

Законодательная база регулирования коллективных договоров  нуждается в улучшении. Самое  главное - это выполнение заключенных  соглашений, их всеобъемлющий характер, повышение качества разработки соглашений, включение в них проблем занятости, установление предельного размера  безработицы тарифное регулирование  оплаты труда (не абсолютные значения, а относительные - в виде пропорций) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние и проблемы государственного  регулирования труда и заработной  платы

 

 

2.1 Государственное регулирование  труда и заработной платы

 


Методы  регулирования оплаты труда имеют  в своем распоряжении прямые и  косвенные меры воздействия.

Прямое  регулирование - это непосредственное установление определенных количественных параметров (ставки налогообложения, размеры  минимальной заработной платы, тарификационные  разряды и коэффициенты для работников бюджетной сферы).

Косвенное регулирование осуществляется путем  рекомендаций о применении тарифных ставок в производственных отраслях, по организации прогрессивных форм и систем оплаты труда, предоставлением  информации об уровне заработной платы  в отраслях экономики и др.

В соответствии со статьей 56 Трудового Кодекса Республики Беларусь, существует система государственных  гарантий по оплате труда работников, которая включает в себя:

1) величину минимальной заработной  платы в Республике Беларусь;

2) величину размера тарифной  ставки первого разряда Единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь для работников бюджетной  сферы;

3) республиканские тарифы оплаты  труда - часовые и (или) месячные  тарифные ставки (оклады), определяющие  уровни оплаты труда для конкретных  профессионально-квалификационных  групп работников бюджетных организаций  и иных организаций, получающих  субсидии, работники которых приравнены  по оплате труда к работникам  бюджетных организаций;

4) размеры увеличения оплаты  труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;

5) меры по поддержанию уровня  реального содержания заработной  платы, индексации заработной  платы;

6) ограничения размеров удержаний  из заработной платы, в том  числе размеров налогообложения  доходов;

7) государственный контроль и  надзор за своевременностью выплат  заработной платы и реализацию  государственных гарантий в части  ее размеров;

8) ответственность нанимателей  за нарушение условий коллективного  договора, соглашения по оплате  труда.

Основные  функции государственного регулирования  оплаты труда:

- установление гарантий в области заработной платы;

- создание системы социальных  стандартов, характеризующих не  только минимально достаточный  уровень жизни населения, но  и динамику его повышения;


- сохранение покупательской способности  через индексацию заработной  платы и адаптацию ее к расширению  платности социальных услуг и  жилья;

- не допускать дискриминации  среди работников и субъектов  хозяйствования в отношении заработной  платы.

Практическая  реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:

1) минимальной заработной платы  (МЗП);

2) минимального потребительского  бюджета (МПБ);

3) бюджета прожиточного минимума (БПМ);

4) индексации заработной платы;

5) разработки и утверждения Единой  тарифной системы (ЕТС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления совершенствования  государственного регулирования  оплаты труда

 


В Республике Беларусь продолжается целенаправленная политика по повышению уровня жизни  населения, обеспечению роста реального  содержания денежных доходов населения  и заработной платы, снижению дифференциации уровней доходов и малообеспеченности.

В целях  реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 "О некоторых  мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее - Указ № 181), вступивший в действие с 1 июня 2011г., главной  новацией которого является придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС).

Субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 года предоставлено право  самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников, как с применением ЕТС, так и без её применения.

В соответствии с законодательством наниматели коммерческих организаций всех форм собственности самостоятельно в  коллективных договорах, положениях, иных локальных нормативных правовых актах, трудовых договорах (контрактах) определяют формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе тарификацию, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (премии, надбавки, доплаты и другие выплаты).

При разработке систем оплаты труда работников нанимателям следует руководствоваться  пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 "О некоторых  мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011г., № 54, 1/12519). В соответствии с которым коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить:

- недопущение снижения размеров  заработной платы работников  на момент их введения;

- установление гибких условий  оплаты труда, направленных на  усиление материальной заинтересованности  работников в повышении производительности  труда и максимально учитывающих  сложность выполняемых работ,  уровень квалификации, эффективность,  качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;


- соблюдение для работников  гарантий в области оплаты  труда, предусмотренных законодательством  о труде.

При введении в организации гибкой системы  оплаты труда, заработная плата работника, при выполнении им установленной  месячной или часовой нормы труда, должна быть не менее минимальной  заработной платы, также должны быть соблюдены нормы статьи 65 Трудового  кодекса Республики Беларусь.

В целях  реализации норм Указа №181 практически  пересмотрена нормативная правовая база, регулирующая вопросы оплаты труда в реальном секторе экономики.

В целях  оказания методологической помощи организациям в вопросах формирования условий оплаты труда работников Министерством труда и социальной защиты совместно с Научно-исследовательским институтом труда разработаны и приняты:

-Рекомендации по применению  гибких систем оплаты труда  в коммерческих организациях (постановление  Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 104);

Информация о работе Государственное регулирование оплаты труда