Государственное регулирование основных секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства. Методы косвенного воздействия на предприятия. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

 Государственное регулирование экономики

На тему:

Государственное регулирование основных  секторов экономики

 

                                   

 

 

 

 

 

 

г.  Кимры

2012 год

 

Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе современная  статистика и управление выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы, используются и другие виды группировок.

К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в  виде продукта, энергии и в форме  перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Наиболее общий  принцип выделения сферы материального  производства - участие соответствующих  предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода. Другими  словами, сфера материального производства - это любая деятельность, затраты  на осуществление которой относятся  на стоимость произведенной продукции  или выполненных работ.

В соответствии с Классификатором  отраслей экономики к материальному  производству отнесены 14 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение  и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая  и гидрометеорологическая служба.

Определяющим признаком  для выделения крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых  предприятиями и организациями  функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли  является предприятие, имеющее самостоятельный  баланс и счет в банке.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей - электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая, промышленность строительных материалов и др. В сельском хозяйстве выделяют подотрасли в виде растениеводства и животноводства, на транспорте - его отдельные виды (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный).

Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

В последнее десятилетие  в статистике, планировании и управлении оперируют понятиями межотраслевых  хозяйственных комплексов. В сфере материального производства обычно выделяют следующие комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, химико-лесной, машиностроительный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный.

Государственное регулирование  отраслей материального производства осуществляется различными методами, которые можно условно разделить  на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов: установление законодательных рамок самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических лиц), предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности, различные формы кадровой политики, размещение заказов на поставку продукции, директивное определение номенклатуры выпускаемой продукции, использование органами государственного управления права «вето» на принимаемые руководством АО решения при наличии у фондов имущества «золотой акции» и др.

Методы косвенного воздействия  на предприятия принимают разнообразные  формы в зависимости от состояния  хозяйственного законодательства, юридической  самостоятельности предприятия, действенности, приемлемости и отработанности различных форм воздействия на юридические лица, характера объекта регулирования, задач, стоящих перед органами власти. Эти методы базируются на экономическом стимулировании. Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

  • стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;
  • структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса как обязательного условия поступательного движения экономики;
  • техническое перевооружение отраслей материального производства;
  • вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;
  • повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка;
  • рационализация размещения производства по территории России;
  • обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности энергетики, химической, металлургической промышленности.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной  и инвестиционной политики. Выделяя  из бюджета средства на государственные  закупки (например размещение заказа на продукцию ВПК), государство стимулирует рост как в отраслях-исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства.

Рычагами воздействия  на материальное производство могут  рассматриваться регулирование  процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение (увеличение или уменьшение) резервной нормы для коммерческих банков, государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Решение об изменении ставки рефинансирования Центробанка РФ автоматически  отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлекательными оказываются кредиты (особенно долгосрочные), и наоборот. Снижение процентных ставок Центробанком страны способствовало бы оживлению капитального строительства, производства строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, техническому обновлению предприятий, создавало базу экономического роста в целом по стране.

Непосредственное влияние  на материальное производство государство  оказывает путем бюджетного финансирования инвестиций.

В стране в последние годы принят ряд законодательных и  других нормативных актов, касающихся инвестиционной политики: федеральные  законы об инвестиционной деятельности в России, об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  Российской Федерации, постановления Правительства РФ.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредством направления  финансовых ресурсов на выполнение целевых  программ и на другие государственные  нужды. Средства на эти цели предусматриваются  в государственном бюджете и  в некоторых внебюджетных фондах.

Основной контроль за использованием централизованно выделяемых финансовых ресурсов на инвестиции в производственную сферу ложится на Министерство экономики, Министерство финансов и особенно Казначейство РФ.

Финансовая поддержка  из средств Федерального бюджета  предоставляется предприятиям всех организационно-правовых форм и видов  собственности выделением ссуд на срок, не выходящий за пределы финансового  года, на возвратной основе и за плату  в размере, обеспечивающем оплату процентов  по государственному долгу, т.е. фактически без процентов. Финансовая поддержка  может быть предоставлена также  в виде отсрочки в уплате налогов.

Краткосрочная финансовая поддержка  предоставляется:

  • на проведение структурной перестройки производства;
  • для расчетов по кредитам, взятым на закупку оборудования и материалов;
  • на разработку, внедрение и приобретение новых технологий, оборудования и материалов, в том числе за рубежом.

Для обеспечения баланса  интересов потребителей и производителей государство регулирует деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями. К числу естественных монополий  относится передача электроэнергии, транспортировка нефти и газа, железнодорожные перевозки, перевозки  любым транспортом в труднодоступные  регионы РФ, услуги общедоступных  электрической и почтовой связи  и др. Образованы государственные  органы, призванные контролировать деятельность естественных монополий и других монополистических образований  в России.

Одним из способов воздействия  на важнейшие отрасли сырьевого  и обрабатывающего комплексов является система государственного заказа. Согласно Федеральному закону РФ «О поставках  продукции для общегосударственных  нужд» государственный заказ  может размещаться на предприятиях, в организациях и учреждениях  любой формы собственности. Госзаказ на поставку продукции размещается  для создания и поддержания государственных  материальных резервов, обеспечения  необходимого уровня обороноспособности страны и ее безопасности, выполнения экспортных поставок, реализации федеральных  программ. Поставки продукции для  федеральных нужд финансируются  за счет средств федерального бюджета  и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Для организации работы по поставкам продукции Правительство  Российской Федерации утверждает государственных  заказчиков, которыми могут быть федеральные  органы исполнительной власти, казенные предприятия или государственные  учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может  быть предусмотрен контроль за ходом работ по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции.

Размещение государственных  заказов на поставку продукции проводится путем организации торгов, конкурсов, аукционов.

Длительность и сложность  процесса развития предпринимательства  приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому во многом успех развития предпринимательства зависит от центральных органов государственной власти.

Перспективное развитие предпринимательства  ориентируется на два основных направления:

1. Создание крупных организационно-хозяйственных  структур (должно придать экономике  стабильность и управляемость,  открыть путь к широкомасштабной  реализации научно-технических новаций);

2. Развитие малого бизнеса  (должно создать конкурентную  среду, обеспечить производству  гибкость и индивидуализацию).

В рамках первого направления  возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные  структуры нового типа - государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, способные успешно действовать  на внутреннем и внешнем рынках. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного  производства и одновременно условием его дальнейшего развития.

В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Эта черта  малого бизнеса приобретает в  современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и  производственные ресурсы, населения, в том числе трудовые и сырьевые, которые в его отсутствие не были бы использованы.

Значительна роль малого бизнеса  и в осуществлении прорыва  по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области  электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости.

Государство оказывает всемирную поддержку малому бизнесу,

Основная задача федеральных  органов поддержки малых предприятий  состоит в том, чтобы разработать  единые для всех территорий России принципы организации малого предпринимательства.

Программа поддержки малых  предприятий в сфере внешнеэкономической  деятельности в первую очередь направлена:

  • на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;
  • на общее расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на сохранение в социально необходимых рамках импорта по таким товарным группам, как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и обувь.

Информация о работе Государственное регулирование основных секторов экономики