Государственное регулирование основных секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:52, реферат

Описание работы

Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства. Методы косвенного воздействия на предприятия. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.02 Кб (Скачать файл)

Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической  обстановки реализуется в двух направлениях: переработка остающихся отходов  в товарную продукцию (применением  экологически чистых технологий) и  повышение степени использования  добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для  малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено  освобождение их от местных налогов.

Важнейшей предпосылкой сохранения за государством рычагов контроля и  регулирования сферы материального  производства является владение им материальными  факторами производства. Для отдельных  отраслей решающими факторами производства являются водные, земельные ресурсы, наличие развитой производственной инфраструктуры; для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений  полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных факторов минимальна, поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.

Недра в границах Российской Федерации, включая подземные пространства и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Участки недр не могут  быть предметом купли, или продажи, или иных действий, меняющих их правовой статус. Программой приватизации государственной  и муниципальной собственности  определено, что объектом приватизации не могут быть недра, лесной фонд, ресурсы континентального шельфа. Только федеральным законодательством регулируются процессы отчуждения или перехода права пользования недр от одного лица к другому.

Согласно законодательству, в частности в соответствии с  положениями Федерального закона «О недрах», в ведении федеральных  органов власти и органов власти субъектов Федерации находятся  вопросы лицензирования видов деятельности, связанных с использованием участков недр государственного, регионального  и местного значения. Право пользования  недрами предоставляется только путем выдачи лицензий, оформленных  в соответствии с действующим  законодательством.

До тех пор пока недра  и другие природные ресурсы будут  находиться в государственной собственности, государство сохраняет за собой  действенные рычаги воздействия  на весь добывающий и сырьевой комплекс страны.

Формирование сырьевого  комплекса является первоочередной государственной задачей. Это объясняется  следующими причинами. Сырьевые отрасли  связаны с эксплуатацией недр и других природных ресурсов (леса, реки, моря, подземные источники), находящихся  под юрисдикцией государства. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности  государству, им же и осуществляется. При передаче недр и других источников природных ресурсов в пользование  государство сохраняет за собой  контрольные функции. В привлечении  инвесторов в сырьевые отрасли государство  заинтересовано. Эксплуатация недр обычно требует больших капитальных  затрат, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях.

В структуре федеральных, региональных и местных органов  исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства. Для регулирования земельных отношений создан Государственный комитет РФ по земельным ресурсам, имеющий свои подразделения во всех субъектах Федерации.

Финансовая поддержка  производителей сельскохозяйственной продукции со стороны государства  выражается в следующих формах:

  • авансовая оплата поставок продукции, в том числе на стадии заключения договоров о поставках и после завершения сева;
  • выплаты дотаций из соответствующих бюджетов на продукцию животноводства в размерах, обеспечивающих рентабельность производства;
  • предоставление гарантий на оплату закупок, выделение кредитов на закупку минерально-технических ресурсов;
  • компенсация затрат сельских товаропроизводителей на закупку горючесмазочных материалов (ГСМ);
  • отмена штрафных санкций по просроченным процентным ставкам;
  • отсрочка и рассрочка погашения кредита.

Государство предоставляет  различного рода льготы, оказывает  финансовую поддержку и другие виды поддержки производителям сельхозпродукции, как правило, в том случае, если они вступают с ним в какие-либо договорные отношения.

Элементом государственного регулирования становится применение к предприятиям процедуры банкротства (несостоятельности). Несостоятельность  предприятия свидетельствует о  том, что оно не может нормально  функционировать в складывающихся на рынке условиях и должно реорганизоваться или прекратить свое существование как хозяйственная единица.

Налоговая политика в руках  государства может быть мощным рычагом  воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых  ставок непосредственным товаропроизводителям, налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы.

Дифференциация налоговых  ставок (прежде всего на прибыль, добавленную  стоимость, за пользование природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры  производства. Налоговые ставки для  производителей особо дефицитной продукции  на период необходимого подъема этого  производства могут снижаться до предельно возможного низкого уровня.


Информация о работе Государственное регулирование основных секторов экономики