Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:47, реферат
Целью работы является изучение государственного регулирования регионального развития. Из цели вытекают следующие задачи:
- изучить понятие, сущность государственного регулирования регионального развития;
- охарактеризовать институты регулирования регионального развития;
- на основе вышеназванной информации сформулировать выводы о значимости государственного регулирования регионального развития.
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция государства. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.
В современной экономике
периодически возникает необходимость
систематических регулирующих воздействий
со стороны государственных
Пространственный аспект социально-экономического
развития страны вносит два существенных
момента в методологию и практику государственного
управления: необходимость регионализации
инструментов и методов государственного
регулирования социально-экономических
процессов и появление особой функции
государства, воплощаемой в самостоятельном
инструменте государственной региональной
политике. В этой связи крайне актуальным
представляется необходимость упорядочения
государственного регулирования территориального
развития.
Исследования в области государственного
регулирования регионального развития
в экономической литературе традиционно
считаются актуальными. Именно этим можно
объяснить, что за последнее десятилетие
выполнено большое количество исследований
как концептуального, так и прикладного
характера по региональной проблематике.
Причем, значительно больше внимания стало
уделяться теории и практике управления
на региональном уровне, поскольку при
построении реального федеративного государства
усилилась роль субъектов государства,
ставшими активными участниками региональных
социально-экономических процессов.
Целью работы является изучение государственного регулирования регионального развития. Из цели вытекают следующие задачи:
- изучить понятие, сущность
государственного
- охарактеризовать институты регулирования регионального развития;
- на основе вышеназванной
Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения.
Характерные признаки государственного
регулирования регионального
В осуществлении регионального регулирования участвуют в той или иной степени все государственные институты, поскольку их деятельность, так или иначе, привязывается к определенной территории. Однако решение региональных проблем далеко не всегда является для них основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития целесообразно выделять специализированную регионально ориентированную деятельность, называемую региональной политикой.
Имеется много определений
понятия "региональная политика"
и частности, понятия "региональная
экономическая политика". Но принципиально
они мало различаются. Э.Б. Алаев
в своем известном понятийно-
Необходимыми составляющими региональной политики (при любых модификациях ее определения) являются четко сформулированные цели, объекты и субъекты, а также средства осуществления.
Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране, но в разных формах. Частые же споры о том, существует или нет региональная политика, объясняются тем, что осознанную и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, оказывающих влияние на региональное развитие. Региональная политика может быть активной, институционально обособленной, оснащенной специализированными инструментами и т.п., а может быть и малозаметной, слабо выделяющейся среди других направлений деятельности государства.
Цели региональной экономической (или социально-экономической) политики (РЭП) при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью в регионах.
Экономические цели включают в себя:
- оживление производства в депрессивных регионах,
- создание полюсов роста
и зон эффективного
- повышение
- усиление межрегиональной
экономической интеграции и т.
Социальные цели включают в свой состав:
- приоритетное увеличение занятости и доходов населения,
- улучшение социальной
инфраструктуры в наиболее
- расширение доступности общественных благ и т.д.
Принцип социальной справедливости
в региональном аспекте состоит
в том, что граждане и социальные
группы должны иметь равные возможности
получения работы, доходов и общественных
благ независимо от места проживания.
Реализация этого принципа (или идеи
"территориальной солидарности"
Стремления к экономической эффективности и социальной справедливости в территориальном развитии страны могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Соотношения между основными целями, способы и возможности их согласования зависят от многих обстоятельств.
На стадии экономического
подъема государство имеет
В идеологии региональной экономической политики важное место занимает представление, что главным ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства — различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д. Из этого следует, что суть региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, препятствуют социально-экономическому развитию страны в целом. Поэтому, для того чтобы определить задачи РЭП и средства их решения, необходимо выявить основные неравенства и их причины.
Основными причинами региональных неравенств являются:
• резкие различия природно-климатических
условий жизни и
• агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей и развитая инфраструктура) и агломерационные недостатки (перенаселение);
• политические и институциональные факторы (например, степень региональной автономии);
• социально-культурные факторы (степень урбанизации, образованность населения, наличие научных и культурных центров и др.).
Государственная региональная политика является многоуровневой. Ее субъектами выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления, а также различного рода межрегиональные ассоциации. Принципы, организация, методы, формы региональной экономической политики существенно различаются по странам.
Международный опыт регулирования
регионального развития и региональной
политики рассматривается далее
по важнейшим компонентам с
Законодательная форма регулирования
означает, что принимаются специальные
законодательные акты, обеспечивающие
относительно равные возможности для
соперничества, расширяющие границы
конкуренции, препятствующие развитию
монополизированного
Налоговая и кредитная
формы регулирования
Информация о работе Государственное регулирование регионального развития