Государственное регулирование регионального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение государственного регулирования регионального развития. Из цели вытекают следующие задачи:
- изучить понятие, сущность государственного регулирования регионального развития;
- охарактеризовать институты регулирования регионального развития;
- на основе вышеназванной информации сформулировать выводы о значимости государственного регулирования регионального развития.

Файлы: 1 файл

реферат ГРЭ.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий и налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).     

Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.      

К административному относятся  разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным  процентом и др. Эти меры имеют  силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие  их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в  рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых  им норм и правил.     

Особое внимание должно быть уделено экономически слабым регионам.      

Государство может оказывать  различную поддержку таким регионам: в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока  частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, дополнений трансфертов и др. Но главное направление, основной путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала.      

Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений  государства и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений  термина «бюджетный федерализм». Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы государства с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.     

В последнее десятилетие экономические  и политические структуры  государства развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе произошли сдвиги в сторону более демократичной и представительской формы управления, которая требует от политических деятелей повышенного внимания к избирателям и ответственности перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной , эффективность таких политических изменений зависит от того, насколько успешно развиваются отношения между федеральным правительством и субъектами Государства (региональными и местными органами власти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНСТИТУТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Ни в одной стране нет  монополии какого-либо одного центрального государственного органа, ответственного за регулирование регионального  развития. Так или иначе, эта функция  государства разделяется между  несколькими или многими центральными ведомствами. Как правило, выделяется один-два ведущих или координирующих органа. В Германии — это Министерство транспорта, строительства и жилищного  хозяйства, в Италии — Министерство по делам регионов, в Испании —  Генеральный административный совет  по планированию, в Нидерландах —  Министерство жилищного хозяйства, физического планирования и охраны среды, в Австралии — Комитет  по городам, на который возложены  задачи физического планирования.

В США на федеральном уровне ответственность за разработку и реализацию региональной политики более рассредоточена. Выделяется роль Администрации экономического развития, входящей в состав Министерства торговли. Основная деятельность этого органа связана с реализацией программ развития отстающих и депрессивных районов ("реконструируемых ареалов", "округов экономического развития", "зон предпринимательства" и т.д.). Региональными проблемами занимаются также Управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при Президенте страны, Государственный консультативный совет по экономическому развитию. Комиссия по междуштатной торговле. Значительными полномочиями в выработке и осуществлении федеральной региональной политики обладает непосредственно Президент США: согласно Закону о сотрудничестве федеральных и местных властей, Президент устанавливает правила разработки и рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих значительное влияние на экономическое развитие тех или иных регионов.

Высшие законодательные  органы большинства стран имеют  специальные Комитеты (комиссии) по региональной политике, а в двухпалатных высших законодательных органах  верхние палаты нередко являются по существу палатами Регионов. Так, в  Сенат США избираются по два представителя  от каждого штата, в Бундесрат  ФРГ избираются от трех до шести  представителей от каждой Федеральной  земли пропорционально их населению. Во Франции мэры городов составляют половину парламента.

Кроме административных и  законодательных органов государственной  власти важную роль в регулировании  регионального развития играют разного  рода консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации.

В Германии действует Комитет по пространственной организации, председателем которого является канцлер ФРГ, а членами — федеральные министры отвечающие за основные аспекты регионального развития. Конференция министров по пространственной организации, объединяющая министров федерального и земельного уровня, вырабатывает согласованные рекомендации. Консультативный комитет по пространственной организации работает в непосредственном контакте с ведущим министерством. Агентство по строительству и пространственному планированию, обладающее статусом общественного института, готовит для правительственных учреждений аналитические отчеты, экспертизы региональных проектов, предложения по региональному развитию.

Во Франции авторитетным представительным органом управления, вырабатывающим рекомендации и осуществляющим координационные функции, том числе непосредственно в регионах, является Делегация по обустройствам территории и региональному развитию (ДАТАР). Межведомственный комитета по обустройству и развитию территории (СИАДТ) подчиняется Премьер-министру, а его членами являются министры. Свои решения СИАДТ принимает по предложениям ДАТАР. Национальный комитет по обустройству территории (КНАДТ) готовит предложения по осуществлению согласованной региональной политики национальным правительством, органами местного самоуправления и Европейским союзом, а также участвует в подготовке планов регионального развития. Фонд обустройства и развития территории (ФНАДТ) участвует финансировании проектов, отобранных указанными выше институтами.

В Италии, кроме Министерства по делам регионов, важную роль играет Конференция "Государство — регионы". В работе Конференции, собираемого два раза в месяц, принимают участие представители всех регионов страны. Прав созыва — у Председателя Совета министров. Он имеет один голос, а регион вместе взятые — также один голос (т.е. по 50%). Главными задачами Конференции являются подготовка согласованных предложений к проекту бюджета, выделении государственной помощи слаборазвитым регионам. В случае необходимости на Конференцию приглашаются представители тех или иных министерств ведомств.

В Испании значительную роль в реализации региональной экономического политики играют Генеральный административный совет по планирований Совет по финансовой политике автономных сообществ, Национальная комиссия по местной администрации. Наряду с ними функционируют совместные комиссий (ассоциации, конференции) центрального правительства и автономных сообществ, регулирующие определенные аспекты регионального развития, а также Союз итальянских провинций и Национальная ассоциация итальянских коммун.

В США существует большая сеть организаций, оказывающих содействие региональному развитию. Их число стало быстро расти в 1960-е гг. в связи с активизацией государственного вмешательства в экономику регионов (к этому времени относится принятие ряда федеральных законов о региональном развитии). Возникающие организации назывались по-разному: региональные агентства по планированию, советы (комитеты) при местных властях, организации развития и т.д. К 1967 г. было создано более 350 подобных организаций, которым дано было общее название — "Совет". Для координации их работы была образована Национальная ассоциация региональных советов, которая стала ежегодно проводить свои конференции. В обосновании региональной политики федерального правительства и штатов участвуют крупные исследовательско-информационные центры.

В ряде стран важную роль в управлении государственной собственностью и реализации целей государственного регулирования играют государственные корпорации (компании) регионального развития.

Главными их задачами являются:

• усиление влияния общественного (государственного и муниципального) сектора на развитие региона посредством целенаправленной деятельности государственных и муниципальных предприятий и фирм со смешанным капиталом;

  • осуществление проектов совершенствования региональной инфра структуры, оздоровления социальной и экологической среды;
  • привлечение инвесторов, особенно в проблемные ареалы, оказание частным предпринимателям финансовой, правовой и другой помощи в создании новых и реструктуризации действующих фирм, стимулирование инновационной деятельности;
  • выполнение функций банков развития и др.

В США региональные корпорации осуществляют комплексные мероприятия по стимулированию регионального развития, прежде всего путем сооружения и модернизации объектов инфраструктуры. Мировую известность получила государственная корпорация по развитию долины реки Теннеси на юго-востоке страны (см. параграф 7.5). В Нидерландах с 1970-х гг. функционируют пять государственных инвестиционных компаний со своими ареалами деятельности. Так, компания регионального развития LIOF участвовала в реконструкции Южного Лимбурга. Компания продолжает действовать и сейчас; в ее уставном Капитале доля центрального правительства составляет 91%, доля провинции Лимбург — 8%, доля муниципалитетов — 1%. Аналогичные по своим функциям региональные инвестиционные компании действуют в Бельгии, Швеции и ряде других европейских стран.

Растущая солидарность регионов в решении различных вопросов экономической, социальной, культурной жизни находит свое выражение  в создании координирующих организаций-ассоциаций. В Германии — это Национальная ассоциация муниципалитетов (общин), в Италии — Постоянный совет регионов и Ассоциация коммун, в Нидерландах — Ассоциация местных органов власти в Швеции — Ассоциация советов городов и Ассоциация муниципалитетов. Эти ассоциации обмениваются опытом управления и хозяйствования, отстаивают общие интересы регионов (муниципалитетов) в отношениях с центральными властями. Последние в большинстве стран официально признают ассоциации как своих деловых партнеров.

региональный экономический  политика социальный

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы регионального  деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными  на современном этапе становления  государства как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием региона является региональная политика государства. Для каждого субъекта  Государства, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов  Государства. Другим инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы. направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно терминологический словарь [Текст] Э.Б. Алаев – М.: Наука, 1983. -С. 189 190.

2 Ларина Н.И. Государственное регулирование регионального развития [Текст] / Н.И. Ларина. - Мир, Россия, Сибирь – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2005. – 512 с.

Информация о работе Государственное регулирование регионального развития