Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Основной целью работы является раскрытие сущности и необходимости государственного регулирования рынка экономики.
В соответствии с целью ставятся и решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие и сущность рынка экономики;
- раскрывается необходимость государственного регулирования экономики;
- определяются формы и инструменты государственного регулирования рынка экономики;
- анализируется регулирование государством экономики в России.
Введение 3
1. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики 4
2. Необходимость государственного регулирования рынка экономики 6
3. Формы и инструменты государственного регулирования рынка экономики 9
4. Регулирование государством экономики в России 14
Заключение 18
Список литературы
4
1. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики
Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. [6, с. 62]
Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети ХVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция» для того, чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов. [8, с. 42]
Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов есть монопсония. Это - крайности несовершенной конкуренции. [3, с. 74]
К функциям рынка относятся:
- информационная: рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
- посредническая: рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
- ценообразующая: цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
- регулирующая: рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
- координирующая: рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. [6, с. 74]
Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка – материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.
Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.
Рынки классифицируются по следующим параметрам и признакам.
1. По территориальному признаку.
2. По субъектам, вступающим в обмен.
3. По объектам обмена.
4. По степени соблюдения законности.
5. По степени насыщенности.
6. По степени развитости экономической свободы (свободный и регулируемый). [3, с. 82]
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами:
- в экономике присутствует многообразие форм собственности, или как минимум две: государственная и частная;
- рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;
- любое вмешательство государства в экономику является ограниченным. [8, с. 56]
Рыночная экономика - социально - экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. [6, с. 85]
Рыночная экономика - это экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. [10, с. 102]
Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности, хотя в действительности возможности определяет социальное положение.
По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.
2. Необходимость государственного регулирования рынка экономики
Экономика представляет собой сложнейшую систему состыковки природных и общественных связей в процессе использования естественных и искусственно созданных ресурсов в целях удовлетворения различных потребностей общества.
В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.
Многими исследователями подчеркивалось, что никогда в истории человеческой цивилизации не было страны или региона, в которых экономика функционировала бы исключительно на основе рыночного механизма. Всегда использовался, а в настоящее время очень широко, механизм государственного воздействия на экономические процессы. Вот почему следует постоянно помнить о том, что понятия «рынок» и «рыночная система» являются научными абстракциями, т.е. упрощенными моделями реальной экономической действительности. [4, с. 112]
Государственное регулирование экономики связано с функционированием национальной экономики и всецело направлено на достижение оптимального результата ее развития как в текущий период времени, так и в перспективе.
Основным направлением государственного регулирования экономики является достижение макроэкономической сбалансированности и обеспечения бескризисного развития взаимосвязей различных хозяйствующих субъектов и потребителей (населения страны). [7, с. 92]
К объективным факторам, способствующим развитию государственного регулирования экономики и форм вмешательства государства в процесс развития национальной экономики, можно отнести следующие:
- сбои в функционировании рыночного механизма или «провалы» рынка, приводящие к серьезным нарушениям в действии самого рыночного механизма и отрицательным социально-экономическим последствиям и потрясениям, что невыгодно как самим хозяйствующим субъектам, так и населению и государству, воплощающему общественные интересы;
- необходимость обеспечения качественного удовлетворения потребности общества в общественных благах, создаваемых и развиваемых государством (они представляют собой в основном услуги, оказываемые государством в лице всех ветвей власти всем жителям страны за счет налогов, отчислений во внебюджетные фонды, прочих принудительных сборов);
- необходимость выравнивания, сглаживания внешних эффектов (разницы между общественными и частными выгодами и издержками), внешних экстерналий - загрязнение окружающей среды, отсутствие побудительных мотивов частного сектора в развитии промышленной и социальной инфраструктуры и т.д. Решение этих задач вынуждены взять на себя государство и госсектор экономики;
- необходимость обеспечения рамочных условий сохранения экономического строя общества (сохранение конкурентных начал экономического развития, выработка «правил игры» хозяйствующих субъектов, разработка законодательной и контролирующей основ функционирования рынка и т.д.);
- координация хозяйственной деятельности отдельных субъектов рынка, отраслей, секторов экономики, видов деятельности и регионов. Это воздействие, как правило, носит принудительный характер, но в рыночной экономике оно осуществляется экономическими средствами;
- необходимость обеспечения экономической системы государства достоверной, оперативно функционирующей и доступной для всех заинтересованных экономических субъектов информацией;
- создание системы мотиваций (наказаний и поощрений) системы государственного регулирования экономики, обеспечивающей достижение поставленных целей развития национальной экономики;
- необходимость совершенствования национальной экономической системы для обеспечения ее наиболее эффективного встраивания в процесс общемирового развития. [9, с. 412]
Государственное регулирование экономики условно развивается в двух формах: прямого и косвенного воздействия на национальную экономику.
Прямое воздействие развивается через своего рода огосударствление, при котором государство регулирует рыночные отношения через различные формы участия в процессе производства (например, участие государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из ее субъектов).
Косвенное, опосредованное, характерно для воздействия государства на воспроизводственный процесс посредством различных экономических средств и методов (основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги).
3. Формы и инструменты государственного регулирования
рынка экономики
Среди важнейших форм государственного регулирования экономики выделяются планирование (прямое, директивное и индикативное) и прогнозирование.
Планирование в обеих формах дополняется анализом достигнутого уровня тенденций развития национальной и мировой экономик и составлением на этой базе плана-прогноза. В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение модели желаемого и намечаемого состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий. Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Его задача - обеспечить нововведения и планируемые изменения в государстве. [5, с. 97]
Планы практически всегда ориентированы на определенные цели, на решение задач, стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана.
Индикативное планирование предстает процессом формирования системы параметров (индикаторов), достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы.
В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование представляет собой наиболее совершенную форму организации взаимодействия всех звеньев государственных органов управления между собой, а также с союзами предпринимателей и профсоюзами. Индикативные планы органично соединяют концепции экономической и промышленной политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, объемы государственных капитальных вложений и на этой основе обеспечивают взаимосвязь государственных и региональных программ, а также регламентируют процессы управления государственными предприятиями и регулирования рыночных структур. [4, с. 146]
В качестве самостоятельной формы в теории государственного регулирования экономики выделяется нормативно-правовое регулирование. В системе нормативов важнейшая роль отводится тем, которые используются для распределения национального дохода. Следует учитывать, что получение и распределение доходов регламентируется центром на основе принципов:
- примата материально-вещественных пропорций по отношению к финансово-стоимостным;
- воздействия финансово-стоимостных пропорций на материально-вещественные процессы, в частности на повышение эффективности общественного производства. [10, с. 47]
В настоящее время существуют и применяются разнообразные формы государственного регулирования. Наиболее значительными из них являются:
- непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Это военные, оборонные, энергетические объекты, заповедники, музеи, парки и т. д.; [1, с. 24]
- налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов;
- денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги;
- бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования;
- ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов;
- социальное регулирование направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;
Информация о работе Государственное регулирование рынка экономики