Государственное регулирование рынка экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является раскрытие сущности и необходимости государственного регулирования рынка экономики.
В соответствии с целью ставятся и решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие и сущность рынка экономики;
- раскрывается необходимость государственного регулирования экономики;
- определяются формы и инструменты государственного регулирования рынка экономики;
- анализируется регулирование государством экономики в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики 4
2. Необходимость государственного регулирования рынка экономики 6
3. Формы и инструменты государственного регулирования рынка экономики 9
4. Регулирование государством экономики в России 14
Заключение 18
Список литературы

Файлы: 4 файла

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ОСНОВНОЕ.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

- регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законода­тельства о труде и занятости;

- регулирование охраны и восстановления окружающей среды - это меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загряз­нение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий;

- антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов за исключе­нием области естественной монополии;

- внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экс­ порта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товар­ными потоками, пересекающими государственную границу, дви­жение капитала в страну и из страны, валютный обмен.

Схема государственного регулирования рынка экономики представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Схема государственного регулирования экономики

Источник: [11, с. 42]

 

Государственное регулирование экономики представляет собой сис­тему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочной институциональной системой государства и общественными организациями в целях стабилизации обще­ства и его адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государ­ственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирова­ние экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрес­сивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулиро­вания экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Основной целью государственного регулирования экономики является достижение сбалансированности (равномерности) развития национальной экономики, выявление и преодоление противоречий социально-экономического развития национальной хозяйственной системы. С помощью мер государ­ственного воздействия ликвидируются диспропорции экономического раз­вития, а национальное хозяйство приспосабливается к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам развития. Конкретные цели госу­дарственного регулирования экономики подчиняются главной цели и взаимо­действуют между собой.

Из всей совокупности целей государственного регулирования эконо­мики особо следует выделить четыре главных:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабилизация роста цен (устойчивость денег);

- внешнеэкономическое равновесие.

Из всей совокупности инструментов, используемых системой госу­дарственного регулирования экономики, наибольшее распространение полу­чили следующие:

- кредитно-денежная политика - главный инструмент (ставка по кре­дитам, норма резерва в коммерческих банках, операции с ценными бумагами на открытом рынке). С ее помощью регулируется спрос-предложение на финансовом рынке;

- бюджетная политика (фискальная политика и политика формирова­ния и исполнения госбюджета);

- амортизационная политика (ускоренное и разрешенное налоговой системой списание основного капитала и стимулирование структур­ной перестройки);

- комплексный способ экономической политики посредством управ­ления государственным сектором: игра инвестициями через бюд­жет и политика национализации - денационализации;

- комплексное внешнеэкономическое регулирование, включающее стимулирования экспорта, кредитования экспорта, гарантий кредитов и инвестиций, различных форм протекционизма (явных и скрытых), структурной инвестиционной политики.

Главным предметом государственного регулирования экономики в долго­срочном аспекте является рост национального богатства и национального имущества.

 

4. Регулирование государством экономики в России

 

Экономические основы конституционного строя РФ – отношения собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Особенностью экономического регулирования РФ является то, что в РФ действует система рыночной экономики.

Элементы экономических основ конституционного строя РФ:

1) отношения собственности (в РФ признаются и в равной степени охраняются государственная и частная собственность);

2) материальное производство (оно – основной способ организации труда населения, значит, основа всего экономического строя РФ).

РФ гарантирует право граждан на занятие таким видом экономической деятельности как предпринимательская, которая, хотя и не является производственной, все же обслуживает указанную деятельность, а потому обеспечивает товарооборот в стране и рыночный уклад экономики. [10, с. 56]

В мире можно выделить три характерных модели рыночной экономики, используемых в современных условиях:

Американская модель. «Либеральная модель капитализма». Её характерными особенностями являются минимальная регулирующая роль государства в экономике, малый удельный вес государственной собственности, большое различие на уровне заработной платы между главой фирмы и служащими.

Немецкая модель. Особенности: сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем; решающая роль отводится банкам, различие в уровне заработной платы незначительно.

Шведская модель. Отличительной особенностью является социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, частое вмешательство государства в процесс ценообразования, весьма высокий уровень государственного сектора. [2, с. 38]

               Государственная экономическая политика в России схожа по своим особенностям со шведской моделью.

Практически все  - как иностранные, так и российские эксперты отмечают, что за последнее время резко увеличилось государственное присутствие в экономике России. Большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад доля госсектора в ВВП составляла 34%, то в конце 2011 года, если просуммировать объемы производства  всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составила не менее 50% ВВП, и в дальнейшем будет увеличиваться. Таким образом, в экономике России налицо по существу огромный государственный холдинг. [12, с. 32]

Общие параметры государственного сектора: объем реализованной продукции десяти самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП; в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежит государству; «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров.

Крупнейшие государственные компании  можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

1. Инфраструктура - транспортная - РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»; коммуникационная - «Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, «Газпром», РЖД, РАО «ЕЭС»; энергетическая - «ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ.

2. Добыча и экспорт сырья - «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром». По данным Организации экономического сотрудничества и развития, госкомпании контролируют 33% нефти и 80% газа в России.

3. Оборонно-промышленный комплекс - «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФГПУ по видам вооружений.

4. Финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего - Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%.

5. Информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа» (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др. ), «Российская газета» и другие. [12, с. 33]

Очевидно, что данная система позволяет выполнять 3 основные функции. 

1.      Контрольная функция.

Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. Также без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен.

2.Функция перераспределения финансовых потоков.

Тарифное регулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес, причем на законных основаниях. Производство цветных металлов в России конкурентоспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергию значительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральных удобрений регулируется стоимостью газа и т.д. Для оптимального использования финансовых ресурсов существует финансовый государственный сектор, который, играя на ставке кредитов, может перераспределить финансовые потоки в любом направлении, выделяя кредиты намеченным организациям по разным ставкам, от беспредельных до сверхльготных.

3.      Функция мобилизационная.

Сегодня государство предпринимает попытку концентрации ресурсов на государственном уровне для реализации крупных проектов, полагая, что даже сверхкрупные частные компании  осуществить подобные проекты не способны. Основой для этого служат инвестиционные программы крупных государственных корпораций.  

Таким образом, за последние годы параллельно с созданием суверенной демократии в России в её экономике создается государственный сектор, занимающий особое положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. [5, с. 226]

 

Заключение

 

              По результатам проведённого теоретического исследования можно сделать следующие выводы.

Основным направлением государственного регулирования экономики явля­ется достижение макроэкономической сбалансированности и обеспечения бескризисного развития взаимосвязей различных хозяйствующих субъек­тов и потребителей (населения страны).

К объективным факторам, способствующим развитию государствен­ного регулирования экономики и форм вмешательства государства в про­цесс развития национальной экономики, можно отнести следующие:

- сбои в функционировании рыночного механизма или «провалы» рынка, приводящие к серьезным нарушениям в действии самого рыночного механизма и отрицательным социально-экономическим последствиям и потрясениям, что невыгодно как самим хозяйст­вующим субъектам, так и населению и государству, воплощающему общественные интересы;

- необходимость обеспечения качественного удовлетворения потреб­ности общества в общественных благах, создаваемых и развиваемых государством (они представляют собой в основном услуги, оказывае­мые государством в лице всех ветвей власти всем жителям страны за счет налогов, отчислений во внебюджетные фонды, прочих при­нудительных сборов).

Конечная цель развития государственного регулирования экономики -  создание компактного и эффективного государства, повышение качества всех его основных функций.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

2.      Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: ДиС, 2010. – 176 с.

3.      Котерова Н.П. Основы экономической теории: Учебник. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

4.      Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2010. – 503 с.

5.      Ларионов И.К. Экономическая система России: стратегия развития. – М.: Дашков и К0, 2011. – 336 с.

6.      Липсиц И.В. Основы экономики: Учебник. – М.:Вита-Пресс, 2011.– 320 с.

7.      Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011. – 335 с.

8.      Стрелец И.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: Национальное образование, 2011. – 192 с.

9.      Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. Том 1. – М.: ЦПА ГУП, 2011. – 842 с.

10. Тихомиров Ю.А. Эффективность законодательства в экономической сфере: Учебное пособие. – М.: Контракт, 2010. – 384 с.

11. Шаров Ф.Л. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: Учебное пособие. – М.: МИЭП, 2010. – 108 с.

12. Григорьева А.А., Коновалова М.Е. Особенности государственной экономической политики в России // Экономика и государство. – 2011. - № 6. – с. 32-34.

 

 

 

 

 

 

 



СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственное регулирование рынка экономики