Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально - ориентированной экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Суть государственного регулирования рынка труда…………………..7
2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда…...15
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………...…24

Файлы: 1 файл

государственное регулирование.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

•  организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят  к пассивной форме политики государства  на рынке труда. Безработным гражданам  государство гарантирует:

•  обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

•  бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

С точки зрения активной борьбы с безработицей наиболее важными  представляются те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку спрос  на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может  стимулировать производство так таковое. Хотя, на первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем не менее, сила их взаимодействия на рынок труда очень велика. Изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест, как на национальном рынке труда в целом, так и в его территориальных и отраслевых подсистемах.

Несколько иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения труда.

«2010 год в рекрутинговом бизнесе, который является одним из индикаторов  уровня экономической активности, ознаменовался  увеличением оборотов на 20-50% по сравнению  с кризисным периодом. Конечно, мы еще не восстановились до показателей 2008 года, однако можно с уверенностью сказать, что большинство компаний снова начали набирать персонал», - говорит Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор рекрутинговой компании Antal Russia.

К концу ноября 2010 года ежемесячный  пул активных проектов, поступивших  в работу консультантам КА МАКСИМУМ, увеличился на 28% по сравнению с январем-февралем. При этом реальный рост объемов заказов от работодателей по сравнению с докризисным периодом (до III квартала 2008 года включительно) составил 30,5%.

Также специалисты агентства отмечают традиционное повышение соискательской активности в начале IV квартала 2010 года - на 17% по сравнению с январем (в 2009 году этот показатель составил 69%, а ранее - в 2008 году - 83%!). При этом, если в «мертвый» период конца 2008-начала 2009 года это провоцировало нездоровый ажиотаж на рынке труда, связанный с высочайшим конкурсом резюме, и затрудняло взаимодействие с соискателями, бросавшимися из одной профессиональной области в другую, то в 2010г. данные показатели пришли к адекватному равновесию. Таким образом, в среднем на одну вакансию сегодня приходится 4-5 жизнеспособных резюме.

По информации отдела маркетинга КА МАКСИМУМ, в 2010 году пальма первенства в том, что касается активности в поиске и подборе персонала, принадлежит следующим отраслям, давшим совокупно более 64% общего пула заказов: Некоммерческий сектор (20%), Недвижимость (13%), Банки (12%), Страхование и консалтинг (10%) и Лизинг (9%). Называя конкретные сегменты, следует отметить, что часто такие показатели свидетельствуют об отраслевой специфике деятельности компании, предоставившей данные.

 

 Естественной основой  масштабов предложения труда  является численность трудовых  ресурсов общества, которая формируется  под влиянием процессов рождаемости  и смертности, а также миграции населения. Однако даже самый прогрессивный мировой опыт разработки и осуществления демографической политики свидетельствует об иных целях и приоритетах, чем наращивание численности именно трудовых ресурсов.

По прогнозам  с 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения в РФ составит 9 млн. человек. Ожидается также естественная убыль населения вследствие длительной тенденции к старению во всех федеральных округах, хотя и с уменьшением ее интенсивности. В любом случае даже явные позитивные демографические сдвиги не смогут дать результаты в короткие сроки. По мнению ряда экспертов, России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. Некоторые авторитетные ученые даже высказывают тезис, что «любая миграция является благом для страны». Это опасное заблуждение. В погоне за экономической выгодой не следует забывать о необходимости сохранения традиционного этнокультурного баланса страны. Для будущего важно не только количество, но и качество иностранной рабочей силы.

За последние годы сократилось число занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности, и четко обозначилась тенденция роста числа вакансий на рынке строительства и недвижимости, в информационно-банковском секторе, на фармацевтическом рынке. Более всего востребованы специалисты в области продаж и административные сотрудники, специалисты по персоналу и коммуникациям.

Оборотная сторона  медали такова: налицо нехватка квалифицированных  рабочих кадров в промышленности. Еще до распада Советского Союза  ПТУ и техникумы стали восприниматься как удел неспособной молодежи. Вдобавок, нет смысла отрицать, что и уровень преподавания в данной категории учебных заведений снизился за время «перестройки». Ныне же средний возраст тех, кто готов работать в качестве технического специалиста, — предпенсионный, и в ближайшее время не стоит ждать чудес. Ведь в настоящее время в России от 30 до 50% предприятий испытывают острую нехватку кадров. Наибольший дефицит кадров ощущается в таких сегментах как добыча полезных ископаемых, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.

В современных условиях государство реально воздействует на формирование структуры предложения  труда путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Особое внимание при этом уделяется безработной молодежи.

Предусмотрено участие  самого безработного в выборе типа, содержания и программы обучения. Эти успешные программы профессионального  обучения безработных охватывают следующие  направления:

  1. Устранение недостатка мастерства;
  2. Трудовая адаптация для безработных в течение длительного периода времени;
  3. Возвращение на работу, т.е. специальные программы для женщин, желающих вернуться к работе после перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка;
  4. Обучение граждан из социально уязвимых групп населения.

Особое значение в  системе государственного регулирования  рынка труда играют виды и формы  материальной поддержки безработных. Помимо того, что выплачивая пособия  по безработице, государство реализует свои социальные функции на рынке труда, оно одновременно регулирует масштабы предложения рабочей силы. Поэтому, решая вопрос о праве на получение пособия, его размерах и сроках получения, правительство каждой страны должно учитывать конкретную ситуацию на национальном рынке труда. Одновременно именно через механизм выплаты пособий по безработице государство осуществляет меры по социальной защите граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда

 

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие противоречия, как между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования  рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся  меры, регулирующие количественные соотношения  между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование  рынка труда должно развиваться  как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются  занятость в государственном  секторе экономики и влияние  на занятость на негосударственных  предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер. Заключается в организации общественных работ, в стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, в развитии системы производственного обучения и переподготовки, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании развития производства в тех или иных регионах, в регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, в организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать  «точки роста» в экономике, проводить  соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Для регулирования рынка  труда существует Государственная  система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами  РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной  системы управления трудовыми ресурсами  являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в  области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда