Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынков труда, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Содержание работы

I. Рынок труда
Понятие рынка труда
Тендерные аспекты состояния рынка труда
О ситуации на рынке труда
II. Государственное регулирование рынка труда
Политика занятости и регулирования рынка труда
Инструменты государственного регулирования

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по грэ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

I. Рынок труда

Понятие рынка труда

Тендерные аспекты состояния  рынка труда

О ситуации на рынке труда

II. Государственное регулирование  рынка труда

Политика занятости  и регулирования рынка труда 

Инструменты государственного регулирования

 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование рынка труда в  Республике Казахстан

Введение

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

В связи с этим ряд  проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными.

Переход к рынку, вызывая  структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.

Целью данной работы является исследование рынков труда, уяснение понятия  рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

I. Рынок труда

1.1 Понятие  рынка труда

Рынок - это не географическое место, а процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товара (спроса и предложения). Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства между различными сферами их применения, осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

Общественное воспроизводство  в условиях рыночных отношений обслуживается  системой рынков, а именно рынками  товаров и услуг, рабочей силы и др.

К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы - безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости, кто в настоящее время занят, тот занят и в настоящий момент проблемы с занятостью не создает.

 

В то же время этот подход сужает проблему занятости, выводит  из рынка труда другие, кроме поиска рабочего места, ее аспекты, такие, как  стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в создании, но и в распределении национального дохода и другие. Не учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может считаться потребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывно меняются условия самой занятости, возникают вопросы территориального или профессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры и прочие. В стабильных условиях западных экономик рынок труда есть непрерывная борьба между предпринимателями и работником, по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения. Ограничение масштабов рынка труда только лицами, в данный момент свободными от работы, резко сужает круг активных действий социальных партнеров на рынке труда, в частности профсоюзов и т.д. Целесообразнее поэтому альтернативный подход - рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение “работник-работодатель”, которое включает в себя взаимодействие между ними на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации безработицы, спада производства, закрытия предприятия).

В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно-технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы - социальные, демографические и т.д. В числе проблем рынка труда-массовая безработица трудящихся в развитых рыночных экономиках.

Социальные институты, обслуживающие рынок труда, включают:

-сложившуюся систему  оплаты труда (чем и кем она  определяется, какие факторы участвуют  в ее формировании, какие организационные  структуры соразмеряют трудовой  вклад и вознаграждение работника и т.д.);

-систему регулирования  рынка труда (структуры, выполняющие  посреднические функции между  работниками и работодателем,  обеспечивающие в общенациональном  или региональном масштабе соответствие  между работой и работником, помощь в подготовке и переподготовке рабочей силы, в разрешении серьезных трудовых конфликтов);

-иерархию организационных  форм, обеспечивающих прямые и  обратные связи между общенациональными  и региональными(местными) рынками  труда;

-систему образования и подготовки кадров;

-социальное страхование  (вопросы пенсионного обеспечения,  пособия по случаю производственного  травматизма и потери работы  и др.)

1.2 Тендерные  аспекты состояния рынка труда

 

 

Рассматривая тендерные  аспекты состояния рынка труда, прежде всего, анализируется соотношение спроса на мужской и женский труд. И, как правило, в первую очередь выявляются проблемы обеспечения занятости женщин.

Уровень женской безработицы  в последние годы динамично снижается. Но проблемы обеспечения занятости  женщин остаются актуальными. Женская рабочая сила характеризуется низкой конкурентоспособностью по сравнению с мужской. На это влияют несколько факторов:

- экономическая активность  женщин всегда была ниже на 9-11 %, что обусловлено более активной  ролью женщин в семье, как домохозяйки и матери, занятой по уходу за детьми, и пассивной ролью  в общественном труде;

- на рынке труда  наиболее востребован мужской  труд, до 70 % заявляемых вакансий  по характеру и тяжести работы  предназначаются для мужчин;

- 60 % безработных женщин имеют среднее и основное общее образование, соответственно они могут быть большей частью заняты низкоквалифицированной работой;

- 61 % женщин относятся  к категории длительно не работавших  и слабо адаптированы к условиям  современного рынка труда.

При отсутствии явных  форм дискриминации ощущаются ее косвенные проявления. Во многих случаях  при выборе работников работодатель явное предпочтение отдает мужчинам, даже если на рабочем месте применим женский труд.

Немаловажной проблемой  при устройстве на работу является возрастной ценз - 55 % женщин, состоящих на учете, находятся в возрасте старше 40 лет, 60 % безработных предпенсионного возраста - женщины. Анализируя рубрику найма на работу в газетах, обращаешь внимание на то, что сегодня для работодателя самый популярный возраст работника - до 35 лет. И, хотя при включении в банк данных поступающих вакансий, специалисты органов занятости прослеживают, чтобы работодатели не указывали возрастные пределы, тем не менее, для некоторых руководителей предприятий возраст является основной причиной отказа в приеме на работу, хотя об этом прямо не указывается.

При найме на работу работодатели зачастую выдвигают необоснованно  завышенные требования и условия, в  результате которых рабочие места  становятся непривлекательными, так как моральные и трудовые затраты неадекватны его оплате.

Значительную роль в  конкурентоспособности женщин на рынке  труда имеет уровень образования. Из состоящих на учете в органах  занятости безработных женщин только 35 % имеют специальное профессиональное образование, остальные - среднее и основное общее образование. Причем доля безработных женщин, имеющих профессиональное образование, в городах выше (68 %), чем на селе (32 %).

 

Если в сельской местности  высокий уровень образования  позволяет женщинам находить работу, то в городах многие женщины-специалисты остаются невостребованными. На официальном рынке труда предлагаемые вакансии в основном состоят из рабочих должностей (77 %), которые не удовлетворяют людей с высшим и средним профессиональным образованием.

Таким образом, в условиях конкуренции на рынке труда и  в сфере занятости имеют сто  проявления различных форм скрытой  и косвенной дискриминации женщин, следствием которой является то, что  им предоставляются в основном работы, требующие сравнительно невысокого уровня квалификации, ответственности, и поэтому низкооплачиваемые.

В последние годы в  числе обратившихся за трудовым посредничеством  в органы занятости граждан безработные  женщины составляют от 52 до 56 %. В  первом полугодии 2006 года официально зарегистрировалось 6982 женщины, оказано содействие в трудоустройстве 2333, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень трудоустройства женщин по отношению к обратившимся возрос до 41 % (2001 г. - 27 %).

В числе участников общественных работ доля женщин в текущем году возросла до 65 % (3447 чел.). При этом общественные работы популярны как среди жительниц городов, так и сельской местности. Финансирование из бюджета усиливает значимость общественных работ как формы социальной защиты населения для обеспечения временной занятости безработных. По сравнению с 2001 годом средства на финансирование общественных работ увеличены почти вдвое (со 129,8 млн. тенге до 264,8 млн. тенге). Это в свою очередь позволило увеличить сроки их предоставления отдельным гражданам, особенно из числа получателей АСП - от 3 до 6 месяцев на селе и почти до 1 года в городах области. Популярность общественных работ среди женщин объясняется также тем, что решениями местных исполнительных органов некоторым категориям: одиноким и многодетным и матерям, имеющих малолетних детей, лицам, имеющим ограничения в труде, они предоставляются на льготных условиях с полной оплатой труда (работа неполный день, гибкий график работы). Участвуя в общественных работах, женщины имеют возможность не только реализовать свой трудовой потенциал, но адаптироваться к условиям современного рынка труда, что повышает социальную значимость работ.

В отличие от общественных работ, доля женщин в числе направленных на профессиональную подготовку, переподготовку намного меньше. В первом полугодии на обучение направлено 369 безработных женщин или 43 % от общего числа охваченных обучением безработных. Это обусловлено зависимостью профессиональной подготовки, переподготовки кадров от конъектуры рынка труда. Как уже говорилось выше, сегодня на рынке труда преимущественным спросом пользуется мужская рабочая сила.  Кроме того, несмотря на то, что все затраты на обучение безработных финансируются из средств бюджета, обучающиеся  безработные не получают стипендии, за счет чего могли бы обеспечить себя в период обучения. Это - один из сдерживающих факторов, влияющих на пассивное отношение безработных, особенно имеющих семьи, к возможности прохождения обучения на краткосрочных курсах.

 

В своем Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года Глава государства сказал: "Государственная система поддержки граждан должна быть выстроена таким образом, чтобы стимулировать их к переобучению и получению новой профессии". В соответствии с данным положением нами акимам городов и районов рекомендовано рассмотреть  вопрос о выплате материальной помощи безработным в период прохождения ими профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в размере государственной стипендии.

В Стратегии тендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677, одной из стратегических задач, направленных на достижение тендерного равенства на рынке труда, является дальнейшее развитие предпринимательства и самозанятости среди женщин.

В области имеются  положительные примеры развития таких национальных художественных промыслов, как  изготовление национальной одежды, ковровых изделий, музыкальных  инструментов, изделий из кожи, шерсти, дерева, в сфере которых применим женский труд. Известен опыт ОФ "Жауказын" с. Сарышыганак (г. Аксу), организовавшего безработных женщин села на производство изделий из шерсти, а также выпуск сыра на основе швейцарской технологии.

В 2004 году в 9 районах области  с целью снижения уровня бедности 831 малообеспеченной семье оказана  социальная помощь на развитие личных подворий и самостоятельной занятости, на эти цели из местных бюджетов выделено 29,1 млн. тенге. В 2005 году такая помощь оказана 175 семьям на сумму 7,1 млн. тенге. В п. Майкаин и с. Коктобе семьи оралманов полученную помощь с целью обеспечения самостоятельной занятости направили на приобретение швейного оборудования для оказания услуг населению по шитью национальной одежды, изготовлению предметов национального быта.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда