Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель определила неоходимость решения следующих задач:
- исследование понятия, сущности, основных теорий занятости и безработицы;
- рассмотреть главные особенности безработицы в РФ;
- исследовать основные виды безработицы;
- провести анализ занятости и безработицы в РФ за 2009-2013 годы, а также в субъектах РФ;
- раскрыть методы борьбы с безработицей;
- определить основные пути регулирования безработицы в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ
И БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………………...……………6
1.1 Понятие занятости и безработицы………………………………………..6
1.2. Характерные черты безработицы в России…………………………..12
1.3 Сущность, причины и виды безработицы………………………………18

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………….27
2.1 Анализ занятости и безработицы в РФ за 2009-2013гг………………...27
2.2 Социальные последствия безработицы…………………………………42

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…..49
3.1 Методы борьбы с безработицей…………………………………………49
3 2. Основные направления по совершенствованию регулирования рынка
труда и процесса безработицы в РФ……………………………………………52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..67

Файлы: 1 файл

ЗУбайра безработица Дипломная.rtf

— 8.33 Мб (Скачать файл)

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за сентябрь 2010 г. снизилось на 21 тысячу и по состоянию на конец сентября текущего года составило 1,236 млн. вакантных рабочих мест. Однако, вследствие сокращения численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности (в расчете на 100 вакансий); так, в сентябре текущего года коэффициент напряженности составил 146,0 против 211,7 в сентябре прошлого года.

В таблице 2 представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.

 

Таблица 2

Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке труда (в %)

Федеральные округа

Уровень безрабо-тицы, в %

Среднее время поиска работы безработными, месяцев

Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в %

Центральный федеральный округ

5,6

7,2

25,3

Северо-Западный федеральный округ

7,1

6,9

24,6

Южный федеральный округ

8,7

7,3

29,5

Северо-Кавказский федеральный округ

19,5

9,0

40,8

Приволжский федеральный округ

9,1

7,2

27,3

Уральский федеральный округ

9,6

7,5

26,8

Сибирский федеральный округ

10,4

7,7

31,1

Дальневосточный федеральный округ

10,5

7,2

27,4


Примечание: таблица составлена на основе данных [14]

 

Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся наивысшими значениями уровня безработицы, представлен на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Субъекты РФ, характеризующиеся самым высоким уровнем безработицы (в процентах)

 

Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 4.

Таким образом, в среднем за 2011 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5 млн. человек или 6,6% экономически активного населения, что на 0,5 млн. человек меньше, чем в 2010 году (в сопоставимой методологии*). В конце 2011 года численность граждан, не имеющих работы, составила 4,6 млн. человек или 6,1% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в конце 2010 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.

Численность зарегистрированных безработных так же на протяжении всего года показывала позитивную динамику, снизившись к концу года до 1,3 млн. человек (падение на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и в среднем за год составила 1,4 млн. человек.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за декабрь 2011 года снизилось на 102 тысячи и по состоянию на конец 2011 года составило 1,2 млн. вакантных рабочих мест.

В то же время, коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в конце 2011  года ниже, чем в конце 2010 года - 120,7 человека против 177,3 человека.

По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по вине администрации и простое, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию на 28 декабря 2011 г. составила 0,2 млн. человек.

В 2011 году продолжалась реализация мер, позволивших в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, поддержать доходы граждан, сохранить кадровый потенциал предприятий. В 2011 году на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в федеральном бюджете предусмотрено 27,8 млрд. рублей. Однако с учетом улучшения ситуации на рынке труда израсходовано было около 18 млрд. рублей, а в самих программах приняли участие 0,5 млн. человек.

По сравнению с 2010 годом дополнительно предусматривалась возможность софинансирования в рамках региональных программ следующих мероприятий: организация переобучения женщин, работающих во вредных условиях; организация переобучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет; организация переподготовки врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы; дополнительные меры для граждан субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

При этом организация общественных работ в 2011 году осуществлялась только для работников градообразующих и системообразующих предприятий, а также для безработных граждан монопрофильных населенных пунктов. А опережающее профессиональное обучение организовывалось не только для работников, находящихся под риском увольнения, но и при реструктуризации и модернизации производства.

В связи с этим, необходимо отметить, что официальная безработица в Российской Федерации по настоящее время, а по точнее с 27 февраля 2013г. по 27 марта 2013г. снизилась на 1,75% (19 тыс. 397 человек) и составила 1 млн 86 тыс. 248 человек, сообщает Министерство труда и социальной защиты (Минтруд) РФ2

Наиболее заметно сократилось количество официально зарегистрированных безработных в Ингушетии и Северной Осетии, а также в Астраханской и Курской областях. Всего число безработных граждан снизилось в 65 регионах Российской Федерации.

Рост безработицы был отмечен в 18 регионах. Наибольшим он оказался в Тыве, Калмыкии и в Сахалинской области.

Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, снизилась на 15 тыс. 76 (11,5%) и составила 130 тыс. 754 человека.

Из них численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 24 тыс. 482 человека, работавших неполное рабочее время - 102 тыс. 626 человек, работников, которым был предоставлен отпуск по соглашению сторон - 3 тыс. 646 челове3к.

Численность экономически активного населения в февраля 2013 составила 75 337 000. Изменение составило 129 000 (0,17%) по сравнению с января 2013 (75 208 000) и 596 000 (0,80%) по сравнению с февраля 2012 (74 741 000).  Из общего числа экономически активного населения 71 000 000 были трудоустроены, и численность трудоустроенных людей изменилась на 269 000 (0,38%) по сравнению с января 2013, когда было 70 731 000 занятых людей, и на 1 083 000 (1,55%) по сравнению с февраля 2012, когда 69 917 000 людей имело работу. 
В это же самое время, количество безработных в  февраля 2013 составило 4 337 000. При этом изменение составило -140 000человек (-3,13%) по сравнению с января 2013 (4 477 000) и -487 000 (-10,10%) в сравнении с февраля 2012 (4 824 000). 

Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблиц и графиков: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 800 000

70 800 000

5 000 000

6,60

2010

75 440 000

69 804 000

5 636 000

7,47

2009

75 658 000

69 285 000

6 373 000

8,42

2008

75 757 000

70 965 000

4 791 000

6,32

2007

75 159 000

70 570 000

4 588 000

6,11

2006

74 167 000

68 855 000

5 312 000

7,16

2005

73 432 000

68 169 000

5 263 000

7,17

2004

72 950 000

67 275 000

5 675 000

7,78

2003

72 391 000

66 432 000

5 959 000

8,23

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58


Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам

Занятость и Безработица в Северо-Кавказском Федеральном Округе4

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2012

4 485 000

3 899 000

587 000

13,08

2011

4 417 000

3 755 000

663 000

15,00

2010

4 351 000

3 616 000

735 000

16,89

2009

4 387 000

3 665 000

723 000

16,47

2008

4 279 000

3 588 000

691 000

16,15

2007

4 208 000

3 388 000

820 000

19,49

2006

4 051 000

3 124 000

927 000

22,88

2005

3 588 000

2 961 000

627 000

17,48

2004

3 397 000

2 746 000

651 000

19,17

2003

3 352 000

2 777 000

575 000

17,16

2002

3 344 000

2 763 000

581 000

17,39

2001

3 264 000

2 653 000

611 000

18,71

2000

3 272 000

2 604 000

668 000

20,42


Таблица усредненных статистических данных о занятости и безработице в Северо-Кавказском Федеральном Округе по года

А также, по данным за 2012 год, Чеченская Республика находится на 79 месте по уровню безработицы, который составил 29.81%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.70% - в Республике Ингушетия.

Данные безработицы по Настоящее Время5

Год Экономически Активные Занятые Безработные Уровень Безработицы

2012 597 000                                 419 000 178 000 29,81

2011 544 000                                   344 000 200 000 36,70

2010 544 000                                  309 000 235 000 43,13

2009 549 000                                 357 000 192 000 34,98

2008 473 000                                 305 000 168 000 35,54

2007 484 000                                    228 000 257 000 53,04

2006 460 000                                    152 000 307 000 66,87

Таблица усредненных статистических данных о занятости и безработице в Чеченской Республике по годам

 

 

 

 

Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2013 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.

 

2.2 Социальные последствия безработицы

 

Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить [5, с.619].

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда