Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:33, курсовая работа
Поставленная цель определила неоходимость решения следующих задач:
- исследование понятия, сущности, основных теорий занятости и безработицы;
- рассмотреть главные особенности безработицы в РФ;
- исследовать основные виды безработицы;
- провести анализ занятости и безработицы в РФ за 2009-2013 годы, а также в субъектах РФ;
- раскрыть методы борьбы с безработицей;
- определить основные пути регулирования безработицы в РФ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ
И БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………………...……………6
1.1 Понятие занятости и безработицы………………………………………..6
1.2. Характерные черты безработицы в России…………………………..12
1.3 Сущность, причины и виды безработицы………………………………18
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………….27
2.1 Анализ занятости и безработицы в РФ за 2009-2013гг………………...27
2.2 Социальные последствия безработицы…………………………………42
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…..49
3.1 Методы борьбы с безработицей…………………………………………49
3 2. Основные направления по совершенствованию регулирования рынка
труда и процесса безработицы в РФ……………………………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..67
3 2. Основные направления по совершенствованию регулирования рынка труда и процесса безработицы в РФ
Реформирование российской экономики показало, что наряду со свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике и др.
Произошедшие радикальные изменения в общественно - политической и экономической жизни страны, преобразовавшие социально - трудовую сферу, показывают, что переход от “полной” занятости времён социализма к рыночной экономической активности, присущей рынку, осуществился. Заметные изменения произошли в пропорции распределения занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами растёт деловая активность в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально технического снабжения и торгового посредничества, страхования, финансов и др.
Развитие многообразных форм сопровождается институциональными преобразованиями в экономике, которые привели, в частности, на некоторых участках экономики к соединению трёх, ранее искусственно разделённых факторов: труда, собственности и управления в сфере малого бизнеса. Реанимированный ремесленник отчасти потеснил промышленность. Многие, особенно крупные промышленные предприятия показали свою неконкурентоспособность, что и явилось главной причиной обострения целого комплекса проблем, которые не были разрешены в ходе приватизации и требуют дальнейшего реформирования производственных отношений.
Особенность сложившейся в настоящее время в российской экономике ситуации состоит в том, что старые производственные структуры, оказавшиеся неспособными адаптироваться к изменившемся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса, обуславливая глубину спада производства. Сокращение объёмов производства в них пока не компенсируется его увеличением на новых или модернизированных предприятиях. Частный капитал продолжает накапливаться в сфере обращения и финансовом секторе, поскольку инвестирование в промышленность чревато большим риском и малыми выгодами.
Особенно ощутимо влияние экономического кризиса на ситуацию в социально - трудовой сфере (Рис.5.). Всё это приводит к тому, что преобразования, происходящие в социально - трудовой сфере, имеют противоречивый характер.
Рис. 5 - Экономический кризис
Поэтому при решении проблемы занятости важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда, к которым можно отнести, в частности, влияние высокой степени развития материализма и своеобразного коллективизма, сложившейся традиционно за годы строительства социализма и предполагаемый приоритет полной занятости по сравнению с требованиями экономической эффективности; неравномерность развития различных отраслей и секторов экономики; неодинаковые темпы движения к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности, неразвитое состояние рынка труда; увеличение числа безработных в результате как сокращение объёмов производства, так и деградация части производственных мощностей.
Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:
- территориального размещения
свободных рабочих мест (вакантных должностей)
и незанятой части экономически активного
населения;
- характеристик рабочих мест (по содержанию
труда, уровню оплаты труда, условиям труда
и т.п.) и возросших запросов незанятой
части экономически активного населения;
- профессионально-
Менять ситуацию на рынке труда
в нужную сторону, т.е. регулировать его,
можно, воздействуя на отдельные факторы.
Но необходимо ли вообще регулирование
и не положиться ли лучше на саморегулирование,
в определенной мере свойственное рыночной
системе? Однако известно, что рыночный
механизм не безупречен. Сам по себе он
не обеспечивает "полной, продуктивной
и свободно избранной занятости", как
того требует Закон о занятости населения
России. Неорганизованный рынок труда
не в состоянии своевременно приспособить
структуру рабочей силы к изменяющемуся
спросу на нее или обеспечит это с большими
социальными издержками.
Цель может быть достигнута при направленном
воздействии на рыночный механизм, осуществляемом
через совокупность взаимосвязанных мер
экономического, правового, организационного
характера, призванных изменить ситуацию
на рынке труда, обеспечить нормальное
его функционирование, снять или предупредить
возникновение социального напряжения.
Чисто конкурентные (основанные
на свободной конкуренции) и чисто регулируемые
рынки труда существуют лишь в теоретических
моделях. В различных странах реально
существующие рынки находятся между этими
двумя крайностями, сдвигаясь в ту или
иную сторону в зависимости от действующей
экономической системы, а на разных предприятиях
- в зависимости от стиля руководства (демократического
или авторитарного).
Регулирующее воздействие носит различный
характер: защитный (особенно для отдельных
слоев населения), поощрительный (для администрации,
населения), ограничительный, директивный,
контрольный, организационный и т.д. Объектом
регулирования служит поведение как собственников
рабочей силы, так и работодателей.
Целенаправленное регулирование
процессов на рынке труда требует внесения
соответствующих корректировок в законодательные
акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную,
демографическую и социальную политику,
учета региональных особенностей развития
общественного производства. Следовательно,
регулирование рынка труда - это взаимоувязанная
работа государства (правительства), территориальных
органов управления, объединения предпринимателей
и руководства предприятий.
Есть два типа регулирования рынка труда:
пассивное, когда объектом внимания
становится рабочая сила, уже попавшая
на рынок труда и активно ищущая применения,
т.е. мероприятия касаются в основном безработных
и направлены на их скорейшее трудоустройство,
а в необходимых случаях - на переподготовку;
активное,
направленное на предупреждение безработицы,
вытеснения рабочей силы с предприятия
на рынок труда, на переход населения из
категории экономически неактивного в
категорию экономически активного, т.е.
меры воздействия в этом случае носят
во многом упреждающий характер.
Регулирующая функция государства
осуществляется через:
- пересмотр важнейших норм государственного,
трудового и административного права,
регулирующих наем и увольнение, рабочее
время, охрану и условия труда, формы трудоустройства
и т.п.;
- установление минимума заработной платы;
- социальную защиту малоимущих слоев населения, высвобождаемых работников;
- контроль за уровнем безработицы;
- организацию системы подготовки и переподготовки населения;
- федеральную программу занятости и т.д.
Непосредственно регулирование
рынка труда осуществляется через такие
государственные структуры, как федеральная
служба занятости, министерство труда,
федеральная миграционная служба и пр.
Ведущая роль здесь принадлежит Федеральной
службе занятости, функции которой были
определены Верховным Советом Российской
Федерации .
По наиболее важным вопросам принимаются правительственные решения. Например, в целях реализации Закона о занятости населения и предупреждения массового высвобождения рабочей силы издано постановление, где содержатся критерии массового высвобождения работников, перечень мероприятий по содействию занятости населения, основные принципы взаимодействия работников, работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти по организации занятости населения, требования к предоставлению предприятиями и организациями в территориальные службы занятости населения информации о сроках массового высвобождения работников, объемах высвобождения, сведений о каждом высвобожденном работнике.
Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д.
Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как:
развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;
развитие новых форм хозяйствования;
разрешение нестандартных форм занятости;
организация общественных работ;
стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;
субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда);
льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости;
снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.
Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д.
Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как
- изменения трудового законодательства,
расширяющие возможности трудоустройства;
- расширение масштабов профессионального
обучения, переобучения кадров и повышения
квалификации;
- миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;
- информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;
- разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения.
А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:
- миграционная политика в регионе;
- сокращение рабочего времени, -разрешение неполной занятости;
- увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме;
- увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;
- повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию;
- интеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и др.
Как видим, среди мер, используемых правительством и местными органами управления в регулировании рынка труда, названы финансовая помощь и выделение кредитов предприятиям (организациям) и даже целым отраслям, оказавшимся в сложном экономическом положении. Однако здесь необходимо учитывать и негативные последствия такого рода шагов. Инвестиционная политика, направленная на искусственное сдерживание безработицы, может привести к наращиванию инвестиционных процессов, падению объемов производства и производительности труда и как следствие - к хронической безработице, дальнейшему обострению социальных проблем, что ставит под сомнение сами экономические реформы.
Следовательно, инвестиционная политика государства должна быть рациональной, а подход к приватизации государственных предприятий и привлечению иностранных инвестиций - взвешенным.
Нормально функционирующий рынок труда предполагает наличие механизма, обеспечивающего полное возмещение затрат на расширенное воспроизводство рабочей силы и устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.
Применительно к локальным рынкам труда (отраслевым, профессиональным) методы решения проблемы сбалансирования предложения и спроса на рабочую силу имеют свою специфику.
Для управления процессами, происходящими на рынке труда, необходимо знать его количественные характеристики, иметь систему показателей, позволяющую оценить "наполнение" рынка на определенный момент времени и описать его в динамике с учетом всех изменений.
Прежде всего необходимы данные о
- численности непосредственных участников рынка труда на определенную дату и средней за период;
- количестве лиц, побывавших среди участников рынка труда за период;
- времени пребывания в категории безработных и распределении последних по срокам и т.п.
Источником информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о предполагаемом и фактическом высвобождении работников, сведения службы занятости о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования и т.д.
К сожалению, целостной картины "наполнения" рынка труда, точной количественной и качественной его характеристики получить пока не удается, что затрудняет оценку текущей ситуации и, следовательно, эффективное управление занятостью населения. Особенно сложен сбор информации об участниках рынка труда, которые трудоустроились самостоятельно. Их численность рассчитывается приблизительно, с использованием косвенных методов. Сведения же, которыми располагают службы занятости, отражают лишь тех, кто обратился к ним в поисках работы, и не учитывают тех, кто ищет работу самостоятельно, а последние составляют примерно две трети от общего количества трудоустраивающихся.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда