Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:32, реферат
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.
Введение………………………………………………………………….…...стр.3
1. Специфика рынка труда………………………………………….….....стр.4
2.Роль государства в регулировании рынка труда……………….……..стр.6
3. Методы государственного регулирования……………………………стр.8
4. Меры обеспечения занятости населения………………………….…стр.10
5. Содействие занятому населению………………………………….….стр.14
Заключение………………………………………………………………..…стр.16
Список литературы………………………………………………………….стр.17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита
и естественнонаучных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина « Экономика труда»
Тема: Государственное регулирование рынка труда
По специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Выполнил:
Студентка__ курса
Гуляева Ю.С.
(Ф.И.О.)
Проверил:
_ ____________.
(Ф.И.О.)
НОВОКУЗНЕЦК
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Специфика рынка
труда………………………………………….….....
2.Роль государства в
регулировании рынка труда……………
3. Методы государственного регулирования……………………………стр.8
4. Меры обеспечения
занятости населения………………………….
5. Содействие
занятому населению………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на
рынок труда оказывают
Целью данной работы является
исследование рынков труда Российской
Федерации, уяснение понятия рынка труда,
определение основных тенденций и направлений
его развития и регулирования.
Как на всяком рынке, количество реализуемого товара (в рассматриваемом случае – это уровень занятости) и его цена (заработная плата) устанавливаются вследствие взаимодействия спроса и предложения. Всё же рынок труда значимо отличается от других рынков, например, рынка обычных товаров и услуг. В чём специфика рынка труда?
1. Неотделимость труда
от его обладателя. На рынке
труда покупатель приобретает
право на использование
2. Длительная продолжительность
контакта продавца и
3. Существенная роль не денежных аспектов договора. Покупатель должен соблюдать регламентированные условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы карьерного и профессионального роста, микроклимат в коллективе и т.д. Не денежные аспекты могут быть не менее, а в ряде случаев более значимы, чем сумма заработков.
4. Наличие немалого числа
институциональных структур
- система трудового
- разнообразные организации
и службы регулирования
- государственные программы в сфере труда и занятости;
- профсоюзы и прочие
организации наёмных
5. Высокая степень
Известно несколько теорий функционирования рынка труда, и каким является механизм его регулирования. Можно выделить два главных подхода к решению данного вопроса.
Первая концепция – неоклассическое направление регулирования занятости.
Эта концепция родилась в
период расцвета капитализма. Представители
неоклассического подхода (американские
и английские экономисты Дж. Перри,
А. Лаффер, М. Фелдстайн, Д. Гилдер, Р. Холл
и др.) выступали за либерализацию
экономических отношений и
Вторая концепция – кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическая теория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.
Рынок труда, по мнению Кейнса,
находится в состоянии
Какова же может быть оценка роли государства на российском рынке труда в настоящий период?
«Ситуация в сфере занятости
в Российской Федерации свидетельствует
о том, что способность рынка
труда к саморегулированию на
сегодняшний момент всё ещё незначительна.
Данное обстоятельство предопределяет
необходимость использования
Основные принципы государственной политики в сфере применения труда выражает российская Конституция. Статья 37 Конституции признаёт право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности и профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, право на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы, право на отдых.
В статье 5 Федерального Закона
«О занятости населения в
При переходе к рыночным
отношениям государство утрачивает
своё монопольное положение как
единственного работодателя, но приобретает
функцию регулирования рынка
труда. Поскольку российский рынок
труда находится в этапе
В целях уменьшения остроты
социальных проблем, вызванных ростом
безработицы, и создания условий
экономического роста государством
разрабатываются меры противодействия
росту безработицы и
Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, расширение производственного потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.
Пассивный метод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий, предоставление неоплачиваемых отпусков.
Активные меры оказывают содействие заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки.
Политику государства
на рынке труда можно
Понятие «социальное государство»
впервые применено в
Социальная деятельность
государства возникла существенно
раньше возникновения понятия «
Стоящие пред социально ориентированным государством трудности связаны с тем, что государство должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определёнными способами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости, «выравнивания социальных неравенств». Отказываясь от односторонней роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается дерзкое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства.
Стараясь создать «общество
всеобщего благосостояния», государство
не может применять
Государство должно принимать меры, чтобы сгладить остроту социального неравенства, несмотря на то, что устранить его совсем невозможно. Оно обязано создавать социальную стабильность в обществе, обеспечивать социальную защищённость личности и нормальные условия для всех членов общества.
Важнейшим направлением деятельности государства на рынке труда служит разработка и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.
Для осуществления государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
Государственная служба занятости
является структурой особых государственных
органов, призванных обеспечить решение
вопросов занятости населения, координацию,
регулировать спрос и предложение
на рабочую силу, содействовать неработающим
гражданам в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки и оказании
социальной поддержки безработным.
Служба занятости работает как организация
публичной власти в силу прямого
указания закона, и рассматривается
как универсальный поставщик
государственных услуг
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда