Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…...стр.3
1. Специфика рынка труда………………………………………….….....стр.4
2.Роль государства в регулировании рынка труда……………….……..стр.6
3. Методы государственного регулирования……………………………стр.8
4. Меры обеспечения занятости населения………………………….…стр.10
5. Содействие занятому населению………………………………….….стр.14
Заключение………………………………………………………………..…стр.16
Список литературы………………………………………………………….стр.17

Файлы: 1 файл

Экономика труда.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОУ ВПО  САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита

и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина  « Экономика труда»

 

              Тема: Государственное регулирование рынка труда               

 

По специальности 080109.65  Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка__ курса

Гуляева Ю.С.

(Ф.И.О.)

Проверил:

_ ____________.

(Ф.И.О.)

 

НОВОКУЗНЕЦК

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…...стр.3

     1. Специфика рынка труда………………………………………….….....стр.4

2.Роль государства в  регулировании рынка труда……………….……..стр.6

     3. Методы государственного  регулирования……………………………стр.8

     4. Меры обеспечения  занятости населения………………………….…стр.10

     5. Содействие  занятому населению………………………………….….стр.14

Заключение………………………………………………………………..…стр.16

Список литературы………………………………………………………….стр.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок труда — сфера  формирования спроса и предложения  на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Современный рынок труда  испытывает на себе ощутимое государственное  воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму  трудовых отношений. Оно не только предъявляет  спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя  основные параметры найма в масштабах  национальной экономики.

 Большое влияние на  рынок труда оказывают государственные  социальные программы (помощь  малоимущим, пособия по безработице,  различные социальные выплаты,  пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной  стабилизации социально- экономического  положения трудящихся в зонах  повышенного рыночного риска,  смягчают болезненные рывки рыночного  механизма. Значительна и вспомогательная  роль государства на рынок  труда. Оно частично берет на  себя функцию поиска и предоставления  рабочих мест, а также создания  общенациональной сети по трудоустройству.  Государственные системы обучения  и переобучения рабочей силы  содействуют максимально быстрой  адаптации последствий и меняющихся  требований рынка.

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования. 

  1. Специфика рынка труда

 

Как на всяком рынке, количество реализуемого товара (в рассматриваемом  случае – это уровень занятости) и его цена (заработная плата) устанавливаются  вследствие взаимодействия спроса и  предложения. Всё же рынок труда  значимо отличается от других рынков, например, рынка обычных товаров  и услуг. В чём специфика рынка  труда?

1. Неотделимость труда  от его обладателя. На рынке  труда покупатель приобретает  право на использование трудовых  услуг и в то же время  вступает в контакт с человеком,  права которого обязан соблюдать.

2. Длительная продолжительность  контакта продавца и покупателя.

3. Существенная роль не денежных аспектов договора. Покупатель должен соблюдать регламентированные условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы карьерного и профессионального роста, микроклимат в коллективе и т.д. Не денежные аспекты могут быть не менее, а в ряде случаев более значимы, чем сумма заработков.

4. Наличие немалого числа  институциональных структур специфического  рода. К ним относят:

- система трудового законодательства, регламентирующая условия найма,  оплаты и увольнения работников;

- разнообразные организации  и службы регулирования занятости;

- государственные программы  в сфере труда и занятости;

- профсоюзы и прочие  организации наёмных работников  различных уровней.

5. Высокая степень индивидуализации  сделок. Каждый работник в своём  роде уникален, а всякое рабочее  место в той или иной степени  отличается от другого и запрашивает  к претендентам свои специфические  требования.

Известно несколько теорий функционирования рынка труда, и  каким является механизм его регулирования. Можно выделить два главных подхода  к решению данного вопроса.

Первая концепция – неоклассическое направление регулирования занятости.

Эта концепция родилась в  период расцвета капитализма. Представители  неоклассического подхода (американские и английские экономисты Дж. Перри, А. Лаффер, М. Фелдстайн, Д. Гилдер, Р. Холл и др.) выступали за либерализацию  экономических отношений и избавление от государственного вмешательства  в эту сферу. Согласно данному  подходу главным рыночным регулятором  выступает цена рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью зарплаты регулируется спрос и предложение  рабочей силы, поддерживается их равновесие. При определённых условиях равновесие нарушается и тогда вероятно возникновение  такого негативного явления как  безработицы. К условиям, способствующим отклонению заработной платы от её равновесного значения, представители  неоклассической теории относят  государство, профсоюзы и крупные  корпорации.

Вторая концепция – кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическая теория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.

Рынок труда, по мнению Кейнса, находится в состоянии постоянного  неравновесия. Регулирование подобного  рынка за счёт ставок заработной платы  и гибкости цен не представляется возможным, поскольку цена рабочей  силы (заработная плата) жёстко фиксирована. Полная занятость (предельно достижимая на практике занятость при наличии  определённого уровня безработицы  – структурной, фрикционной) обеспечивается путём регулярного вмешательства  в экономику государства, которое, увеличивая или уменьшая совокупный спрос (объем производства), может  устранить имеющееся неравновесие на рынке труда.

 

 

  1. Роль государства в регулировании рынка труда

 

Какова же может быть оценка роли государства на российском рынке  труда в настоящий период?

«Ситуация в сфере занятости  в Российской Федерации свидетельствует  о том, что способность рынка  труда к саморегулированию на сегодняшний момент всё ещё незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов  государственного правового регулирования в этой сфере».

Основные принципы государственной  политики в сфере применения труда  выражает российская Конституция. Статья 37 Конституции признаёт право каждого  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать вид деятельности и профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, право на труд в условиях, соответствующих  требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы, право  на отдых.

В статье 5 Федерального Закона «О занятости населения в Российской Федерации» конкретизированы важнейшие  направления государственной политики в сфере занятости населения. Согласно данной статье государство  ведёт политику содействия реализации прав граждан, направленную на полную, плодотворную и свободно избранную занятость. В частности государственная политика нацелена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в осуществлении права на добровольный труд и свободный выбор занятости, обеспечение социальной защиты в области занятости населения, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места и другие мероприятия.

 

При переходе к рыночным отношениям государство утрачивает своё монопольное положение как  единственного работодателя, но приобретает  функцию регулирования рынка  труда. Поскольку российский рынок  труда находится в этапе формирования, государственное регулирование  рынка рабочей силы необходимо для  того, чтобы не допустить перерастания безработицы в хроническую и  массовую. Отказ от такого регулирования  может привести к тяжёлым социальным последствиям. Необходимость государственного регулирования рынка труда в  России в настоящий период обусловливается  также особенностью нашего массового  сознания. Привычку находиться под  непрерывным наблюдением, содействием, руководством государства в массовом сознании нелегко искоренить за столь  короткий период реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы государственного регулирования

 

В целях уменьшения остроты  социальных проблем, вызванных ростом безработицы, и создания условий  экономического роста государством разрабатываются меры противодействия  росту безработицы и обеспечения  устойчивого функционирования рынка  труда. Вся совокупность употребляемых  форм и методов при этом подразделяется на две группы: меры активного и  пассивного характера.

Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых  рабочих мест, расширение производственного  потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение  их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости на функционирующих  предприятиях.

Пассивный метод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий, предоставление неоплачиваемых отпусков.

Активные меры оказывают  содействие заполнению вакантных рабочих  мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные  меры выполняют функцию социальной поддержки.

Политику государства  на рынке труда можно охарактеризовать как составную часть социальной политики. Социальная политика любого государства – одно из немаловажных направлений его деятельности. Вопросы  социальной политики в целом и  политики на рынке труда, в частности, являются традиционными для государств, экономика которых основана на соблюдении законов рынка. Формирование социальных ориентиров развития общества неразрывно связано с обеспечением социальной защищённости всех граждан. У личности нет более надёжного защитника, чем государство.

Понятие «социальное государство» впервые применено в Конституции 1993 года. Введение данного термина  в текст Конституции подчёркивает обязанность государства проводить определённую социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие всякого человека.

Социальная деятельность государства возникла существенно  раньше возникновения понятия «социальное  государство». Государство никогда  не было только «ночным сторожем». Элементы социального государства существовали всегда, так как оно выполняло  некоторые «общие дела», но такие  элементы были нередко ничтожны и незаметны.

Стоящие пред социально ориентированным  государством трудности связаны  с тем, что государство должно соблюдать баланс между свободной  экономикой и определёнными способами  воздействия на распределительные  процессы в духе справедливости, «выравнивания  социальных неравенств». Отказываясь  от односторонней роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам  достойный уровень жизни, государство  не должно переступить черту, за которой  начинается дерзкое вмешательство  в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства.

Стараясь создать «общество  всеобщего благосостояния», государство  не может применять административно-командные  средства. Его задача – применять  такие экономические методы, как  гибкое налогообложение и создание социальных программ.

Государство должно принимать  меры, чтобы сгладить остроту социального  неравенства, несмотря на то, что устранить  его совсем невозможно. Оно обязано  создавать социальную стабильность в обществе, обеспечивать социальную защищённость личности и нормальные условия для всех членов общества.

 

 

 

 

 

  1. Меры обеспечения занятости населения

 

Важнейшим направлением деятельности государства на рынке труда служит разработка и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству  лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.

Для осуществления государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации в 1991 году была создана  государственная служба занятости  населения.

Государственная служба занятости  является структурой особых государственных  органов, призванных обеспечить решение  вопросов занятости населения, координацию, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки и оказании социальной поддержки безработным. Служба занятости работает как организация  публичной власти в силу прямого  указания закона, и рассматривается  как универсальный поставщик  государственных услуг соискателям  работы. Например, за годы её существования  в службу занятости Нижегородской  области обратилось почти 1 млн. граждан. В период с 1991 по 1999 годы при поддержке  службы занятости нашли постоянное место работы около 570 тыс. человек. За этот же срок служба занятости направила  на профессиональное обучение более 66 тысяч безработных граждан. Особое положение в деятельности службы занятости занимает работа со слабо  защищёнными категориями населения  на рынке труда: инвалидами, молодёжью, одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного  возраста, гражданами, долгое время  не имеющими работу.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда