Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…...стр.3
1. Специфика рынка труда………………………………………….….....стр.4
2.Роль государства в регулировании рынка труда……………….……..стр.6
3. Методы государственного регулирования……………………………стр.8
4. Меры обеспечения занятости населения………………………….…стр.10
5. Содействие занятому населению………………………………….….стр.14
Заключение………………………………………………………………..…стр.16
Список литературы………………………………………………………….стр.17

Файлы: 1 файл

Экономика труда.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Для представителей вышеперечисленных  социальных групп служба занятости  разрабатывает и реализует специальные  программы. Так, например, реализация запланированных  мероприятий способствовала организации занятости в 2000 году 41 тыс. человек в возрасте 16-29 лет (81% от общего числа обратившейся молодёжи). На условиях временной занятости по итогам 2000 года трудоустроено 25,7 тыс. несовершеннолетних из числа особо нуждающихся в социальной защите и «трудных» подростков.

Значительное внимание службой  занятости отводится работе с  инвалидами, составлению индивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с учётом имеющихся  медицинских противопоказаний. В 2000 году из 1965 инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости, трудоустроено (без учёта прошедших профессиональное обучение) 1485 человек, или 75,6%. Основной формой их трудоустройства служит квотирование рабочих мест (установление минимальной  численности граждан, подлежащих трудоустройству  в той или иной организации). 89, 2% трудоустроены в счёт квоты. Кроме  того, 187 инвалидов по направлению  службы занятости прошли профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством под конкретное рабочее место.

Одной из форм социальной поддержки  безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий  по безработице. Пособия по безработице  и другая материальная поддержка  безработных – это главный  источник средств существования  для лиц, потерявших работу.

Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств  в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия  в полном размере и вовремя.

Влияние государственного регулирования  в сфере занятости идёт по следующим  важнейшим направлениям:

1) программы по стимулированию  повышения занятости и увеличению  числа рабочих мест в госсекторе;

2) программы по подготовке  и переподготовке рабочих кадров;

3) программы содействия  найму рабочей силы.

Государственными субсидиями поощряется частичная занятость  или работа с неполной рабочей неделей.

Для снижения безработицы  практикуется "досрочный" уход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих  мест за счёт досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими  способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

а) Пособие по безработице  – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в  фонд по безработице. Кстати, фонд страхования  по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.

Но всё же, пособие по безработице не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице  ограничен: в США – 30 недель, Япония – 40, ФРГ – 100.

б) Денежная поддержка. Это  вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых  странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие  по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ –  это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице  денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.

в) Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:

1. получать пособие и  денежную поддержку;

2. найти работу;

3. срок получения пособия  истёк,

То государство выделяет безработному и его семье: некоторые  денежные средства; выдаёт талоны на питание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы  поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содействие занятому населению

 

Регулирующая функция  государства на рынке труда не может ограничиваться содействием  трудоустройству незанятого населения, а охватывает и область «занятого» наёмного труда. Политику занятости  нельзя сводить лишь к помощи безработным, так как пространство рынка труда  – это ещё и вся совокупность отношений в сфере занятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные  – вакансии, а охватывает всю  сферу наёмного труда, имеет сугубо практическое значение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда  и занятости должен быть широкий  спектр трудовых отношений и вовлечённых в него лиц»

 Политика же помощи  безработным обязана являться  лишь узкой частью общей стратегии  политики государства на рынке  труда.

Политика занятости призвана задействовать весь спектр факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработка, продвижение по службе, стабильность занятости, возможность  переобучаться и повышать свою квалификацию непосредственно на производстве.

Если заострить внимание на области трудовых отношений, участниками  которых являются работник и работодатель, то и здесь, если общество желает достичь  результативного взаимодействия этих субъектов, необходимо вмешательство  государства. В этом случае государство  обеспечивает защиту интересов работника, как менее сильного партнёра, в  рамках законотворческой деятельности, путём установления гарантированного минимума трудовых прав работников и  максимума его обязанностей, учреждая правила приёма и увольнения работников. Так, например нормы Кодекса законов  о труде Российской Федерации  доскональное регламентируют основания  и порядок прекращения трудового  договора (контракта) по инициативе работодателя, предусматривает компенсации при  увольнении работника, ограничивает условия  привлечения к материальной ответственности работника и виды дисциплинарных взысканий.

Государство оказывает влияние на работодателей путём привлечения их к юридической ответственности, если ими допускаются нарушения трудовых договоров, коллективных договоров, ущемление социальных и экономических интересов работников. Такие нарушения приводят к социальной напряжённости и конфликтам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка  труда не порождает сомнений. Отдельно следует отметить, что те меры, предпринимаемые  государством, путём воздействия  на рынок труда, должны соответствовать  интересам и наёмных работников, и предпринимателей. Государству  на рынке труда надлежит выступать  в качестве законодателя и арбитра, не выказывая предпочтений ни одной, ни другой стороне. Соблюдение этого  принципа является неимоверно важным с точки зрения гармонизации социально-трудовых отношений и создания реальных предпосылок, обеспечивающих действительное равенство  сторон на рынке труда.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов и местных  органов власти в обеспечении  наибольшей и результативной занятости. Многое можно осуществить в рамках предприятий, но при содействии органов  власти. Это – решение проблем  избыточной рабочей силы путём создания альтернативной занятости, переобучения, расширения производства предметов  потребления, помощи высвобождаемым рабочим  в создании мелких предприятий или  кооперативов, увеличения сроков заблаговременного  уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, укорачивает  период вынужденной безработицы.

Государственная политика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том  числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Закон РФ "О занятости населения в РФ".
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://dic.academic.ru
  4. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - Москва, 2007г.
  5. Рынок труда и занятость населения // Экономика и учёт труда – 2008 - №12 – С.11-24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование рынка труда