Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.
Все экономисты сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства

Содержание работы

Введение
«Фиаско» рынка и необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.
Экономические интересы государства.
Методы и формы государственного регулирования.
Экономические методы государственного регулирования.
3.1.1. Кредитно-денежная политика.
3.1.2. Налогово-бюджетная политика.
Государственное предпринимательство.
Государственное программирование.
Административные методы государственного регулирования.
4. Антимонопольная политика и защита конкуренции.
5. Политика поддержания доходов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

    К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

    Административное  регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

    Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

    В группе административных методов регулирования  особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, формы, госучреждений в системе рыночных отношений.

    Применение  государством разнообразных методов  воздействия на экономику имеет  свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма.

    4. Антимонопольная  политика и защита  конкуренции.

    К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

    Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

    Защита  конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к  регулированию правил поведения  монополий или борьбы с ними. Важнейшим  условием создания конкурентной среды  является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

    Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который  выступает как средство поддержания  государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке.

    Конкретный  характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах  имеют свои особенности, однако можно  выделить общие для всех стран  основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

    Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.

    Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

    Высокая степень монополизации экономики  России как стартового состояния, предшествовавшего  рыночной трансформации, обуславливает  необходимость реструктуризации экономики и введения системы антимонопольного регулирования. В настоящее время, ввиду недостаточно эффективного опыта работы в этом направлении, система противодействия монополиям носит локальный характер и неэффективна.

    Наибольшее  значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще попадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка , близкую к контролируемому государством уровню концентрации.

    В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  на основе представленных компаниями документов и проводимого собственными силами анализа возможных изменений  на рынке. Антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния. Товарные границы рынка взаимозаменяемых товаров для потребителей устанавливаются на основе социологического опроса, что дает объективные результаты.

    Важный  элемент системы антимонопольного регулирования совокупность антимонопольных  органов, их задачи, функции и полномочия. В Росси главный антимонопольный  орган - это Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП), создающий в регионах территориальные отделения. К его задачам относятся:

    • содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
    • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

    МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией  коммерческих организаций и их объединений  на предмет их соответствия требованиям  антимонопольного законодательства. Этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций. Система антимонопольного регулирования включает также и меры административно-организационного воздействия. Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. В качестве субъектов выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, производство и сбыт алкогольной продукции и др.

    В России система антимонопольного регулирования  формируется в условиях, когда  устойчивые рыночные связи находятся  в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики. Неразвитость рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного регулирования.

    5. Политика поддержания  доходов.

    Это - особый пункт. Неравенство в распределении  доходов, строго говоря, нельзя назвать  фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

    Помимо  компенсации фиаско рынка, государство  выполняет и такую важнейшую  задачу, как правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

    Рынок представляет собой систему добровольного  обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). В связи с этим напомним, что под государством в широком смысле слова подразумевается «набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество».

    На  государство возлагается серьезная  задача – защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. В этом случае мы вновь видим пример того, как деятельность государства экономит трансакционные издержки. Конечно, можно представить себе, что каждый продавец или покупатель создают на частной основе собственную систему защиты своих прав собственности. Примером такого решения во многих отношениях является переходная экономика России, когда не только мелкие лавочки, но и довольно солидные фирмы прибегают к помощи различных «крыш», «братвы» и прочих криминальных группировок. Сам  факт их существования говорит о том, что государство плохо справляется с задачей охраны прав собственности. Но суммарные трансакционные издержки такой частной системы защиты прав очень велики. Как отмечал видный английский социолог Карл Поппер «… промышленное общество, основанное на рыночных отношениях и предлагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона».

    Итак, прежде всего, государство должно обеспечить право частной собственности. Хозяйствующий  объект, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться  ее отчуждения и ограничения своего права не нее, и не может функционировать как эффектный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности.

    Государство разрабатывает законы относительное  защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковой сферы и других областей экономической жизнью Наконец, экономическое законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

    Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско. Но каков механизм принятия решений правительством?  Как выявляются общественные предпочтения и осуществляется коллективный выбор? На эти вопросы отвечает теория общественного выбора. 
 

Заключение.

    Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства  в рыночных отношениях.

    Активное  вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

    И государство, и рынок - две параллельно  развивающиеся и взаимодействующие  формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении  экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

1. Курс общей экономической теории: Учебное пособие / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 1996

2. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001

3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебное пособие. М.: Владос. 2001.

4. Общая экономическая  теория: учебник для студентов,  обучающихся по экон. специальностям / В. З. Баликоев.-5-е изд., стер.-м.: изд-во ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сиб.  соглашение, 2006.

5. Экономическая теория: кр. курс: учебник / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков,         Т. А. Борисовская.-3-е изд., пер.-м: КНОРУС,2008

6.Экономическая  теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. В. Д. Камаева. - М.: Владос, 1998.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики