Государственное регулирование рыночной экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования редко встретишь абсолютно непригодные или совершенно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры - основная задача государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику………………………………………………………………………….5
2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики..……………………………………………………………………….11
3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика)…………………………………………………………...…20
Разбор экономической ситуации………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………….……..25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 100.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Государственное регулирование

рыночной экономики»

Вариант №15.

 

 

Выполнил:

Студент

 (ФИО)

Курс 2

Группа

Личное дело №

Преподаватель:

 

 (должность, ученая степень, ФИО)

 

 

 

Тула 2014

План

Введение…………………………………………………………………….…….3

1. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику………………………………………………………………………….5

2. Функции, методы и главные направления государственного регулирования экономики..……………………………………………………………………….11

3. Подходы российского государства к макроэкономической политике (стратегия, тактика)…………………………………………………………...…20

Разбор экономической ситуации………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………….……..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общепризнанно то, что   современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории А.Смит, Д. Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе  саморегулирования, то есть без участия каких-либо внешних сил, в том  числе  и государства.

Однако рыночный механизм не способен разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железной дороги, почты, телеграфа и т. д. Усиление государственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, экологией. Появляется острая необходимость вмешательства государства в механизм принятия регулируемых решений. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В большинстве развитых и развивающихся стран, в том числе и в России, произошли существенные изменения в традиционных сферах государственного регулирования экономики - бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной сфере, регулировании предпринимательской деятельности, стимулирования инвестиций, государственном секторе экономики, вызвавшие сокращение государственного вмешательства в экономику.

Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние годы привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования редко встретишь абсолютно непригодные или совершенно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры - основная задача государства.

 

 

 

1. Необходимость вмешательства национального государства

в рыночную экономику.

Следует,ромаппреждеромапвсего,ромапявственноромапразграничитьромапэкономическуюромапрольромапгосударстваромапвромапусловияхромапсвободнойромапконкуренцииромаплиборомапсвободногоромапрынкаромапиромапэкономическуюромапрольромапгосударстваромапвромапусловияхромапрегулируемойромапрыночнойромапэкономики.Такромапкакромапсвободныйромап(норомапнеромапреальный)ромапрынокромапхарактеризуетсяромаптакимиромаппризнаками,ромапкак:

неограниченноеромапчислоромапучастковромапконкуренции,ромапабсолютноромапсвободныйромапдоступромапнаромапрынокромапиромаптакойромапжеромапвыводромапизромапнего;

абсолютнаяромапмобильностьромапматериальных,ромаптрудовых,ромапфинансовыхромапиромаппрочихромапресурсов;

наличиеромапуромапкаждогоромапучастникаромапконкуренцииромапполногоромапобъемаромапрыночнойромапинформацииромапоромаппредложенииромапиромапспросе,ромапценах,ромапнормахромапиромапт.ромапп.

абсолютнаяромаподноименностьромаподнородныхромаппродуктов,ромапвромапчастностиромапотсутствииромапторговыхромапмарокромапиромапдругихромапиндивидуальныхромапхарактеристикромапкачествромаптовара;

ниромаподинромапучастникромапсвободнойромапконкуренцииромапнеромапвромапсостоянииромапоказатьромапвлияниеромапнаромапрешения,ромаппринимаемыеромапдругимиромапучастниками,

торомаптеоретическиромапясно,ромапчторомапвромапсистемеромапсвободногоромапрынкаромапнеромапостаётсяромапместаромаплюбымромаптипамромапмонополий.ромапИсключеныромапинфляция,ромапбезработица,ромапперепроизводство.ромапХотяромапнаромаппрактикеромапделоромапобстоитромапзначительноромапсложнее.ромапОсобоеромапзначениеромапздесьромапимеетромапэкономическаяромапрольромапгосударстваромапвромапрегулированииромапрыночныхромапотношений.

Возможностиромапсвободногоромапрынкаромапникакромапнеромапбезграничны.ромапОнромапникакромапнеромапвромапсостоянииромапгарантироватьромапрешениеромапвсехромапсоциальныхромапиромапэкономическихромаппроблемромапсовершенногоромапобщества,ромаппотомуромапвромаптехромапобластях,ромапвромапкакомромапместеромапсвободный рынок никак не имеет возможность отдать результата, нужно экономическое вмешательство государства. В том числе и в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются, сообразно крайней мере, три следующие проблемы, которые никак не подвластны рыночному механизму:

государственное регулирование внешних эффектов.

Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего сделать не может. Без участия государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды. Современное государство несёт ответственность за жизнь человека в условиях здоровой окружающей среды, которая постоянно нарушалась как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом;

государственное регулирование потребления общественных товаров.

Речь идет, прежде всего, о товарах и услугах коллективного пользования. Таких как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции;

обеспечение государством экономики нужным количеством денег.

Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два ведущих звена - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве.

Государство также участвует в распределении товаров, так как рыночное распределение не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Здесь государство активно включилось в перераспределение доходов, чем ослабило острые социальные конфликты.

Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна безработица. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.

Вмешательство государства необходимо и в области науки и технологий, глубоких структурных преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.

Для решения региональных проблем также требуется вмешательство государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.

Любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

Таковы основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.

Провалы рынка

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага -- это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен (см. гл. 7). На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики"