Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выработка путей совершенствования государственного регулирования в промышленности строительных материалов Республики Беларусь. Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
- изучение направлений и приоритетов государственной политики в области строительства и производства строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь;
- анализ состояния промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь на современном этапе;
- разработка предложений по повышению эффективности государственного регулирования промышленного потенциала строительного комплекса Республики Беларусь.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ………………………...6
1. Основные звенья строительного комплекса …………………………………..6
2. Классификация отраслей промышленности строительных материалов …….6
3. Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций……………………………………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………………...12
2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами ……….12
2.2 Промышленность строительных материалов как отрасль производства .....16
2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций………………………………………………………………………...16
2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами …………………………………………………………………………..18
2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий………………………………………………………………….…………..19
2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкций ………………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШДЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2006-2010 гг……………………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Распределение энергопотребления по видам продукции и в общем объеме промышленного производства МАиС…………………………...43
В
системе предприятий
Требования
строительного комплекса к
От
предприятий строительных материалов
и конструкций зависят темпы
изменения структуры
Производимая продукция, предлагаемая для реализации на товарных рынках, должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям экономичной эксплуатации объектов жилья и комфортности проживания в жилых зданиях.
Развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть сбалансировано с объемом строительных мощностей, спросом на товарных рынках.
Постоянно требуется снижение энерго- и материалоемкости продукции во многих подотраслях промышленности строительных материалов, а также повышение технического уровня и экономической эффективности производств, как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых предприятий на основе современных технологий и оборудования.
Эти вопросы должны решаться одновременно с совершенствованием нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными. [9, с. 4]
Для промышленности строительных материалов важен фактор опережения объемов производства строительных материалов по отношению к объему строительно-монтажных работ.
Коэффициент опережения должен быть не меньше 1,2 для отрасли промышленности строительных материалов.
Для
расчета используется формула
Котр = Тотр/Тпром
где Котр - отраслевой коэффициент опережения;
Тотр - темп развития строительства в данном периоде (по объему строительно-монтажных работ);
Тпром
- темп развития промышленных строительных
материалов в данном периоде. [9,
с. 43]
В состав промышленности строительных материалов включаются следующие подотрасли промышленности: цементная; асбоцементных изделий, мягких, кровельных и гидроизоляционных материалов, стеновых материалов, строительной керамики, строительных материалов и изделий из полимерного сырья, нерудных строительных материалов, по добыче и обработке строительных изделий и облицовочных материалов, материалов из природного камня, пористых заполнителей, известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов, теплоизоляционных материалов, асбестовая, неметаллорудная, стекольная, санитарно-технического оборудования.
Кроме
указанных выше, к предприятиям строительных
материалов (собирательная отрасль) относятся:
заводы сборного железобетона, заводы
стальных и алюминиевых конструкций, заводы
монтажных заготовок, предприятия по изготовлению
оконных и дверных блоков, предприятия
лесопиления, заводы товарного бетона,
раствора и асфальтобетона, заводы по
производству инвентарных зданий и помещений,
заводы по капитальному ремонту строительных
машин, агрегатов и узлов к ним. [9,
с. 7]
В настоящий момент отраслевой план для промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь разрабатывает Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, как уполномоченный орган, координирующий деятельность всего строительного комплекса, проводящий единую нормативную, техническую и экономическую политику в области строительства, архитектуры и градостроительства, промышленности строительных материалов, с целью создания субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, благоприятных условий для проведения рыночных реформ и развития производства. [3, с. 43]
При
составлении перспективных
Основным методом оценки сопряженности развития строительства и его материально-технической базы становится балансовый метод расчета потребности, определения дефицита или избытка мощностей по всем основным видам строительных материалов, конструкций и деталей.
Государственные программы должны учитывать всех потребителей и производителей строительных конструкций и материалов и носить рекомендательный характер. Они могут использоваться для обоснования перспективного развития производственной базы строительства.
Промышленность строительных материалов должна обеспечивать выпуск качественных и более дешевых материалов, что позволит создать необходимые условия для успешной реализации всех государственных программ строительства.
Программы социально-экономического развития, являются обосновывающими материалами для принятия решений по развитию производства строительных конструкций и материалов организациями всех форм собственности, обеспечивают оценку прогнозного спроса на строительную продукцию для широкого круга инвесторов, что позволяет с высокой эффективностью и минимальным риском вкладывать средства в строительную базу.
Для оценки существующего состояния действующих предприятий производственной базы строительства используются материалы их обследования и статистические данные.
По
каждому предприятию
В начале оценивается конъюнктура рынка и потенциальный спрос на строительные конструкции и материалы и дается экономико-географическая характеристика территории, куда включается оценка особенности природно-климатических условий и социально-экономического развития территории, которые могут существенно влиять на развитие строительного комплекса.
Приводятся
основные направления развития и
размещения производительных сил территории,
характеризующиеся уровнем
Потребность территории в продукции строительства определяется в виде объемов строительно-монтажных работ по всем источникам финансирования, включая частные инвестиции предприятий и физических лиц, средства населения, объемы капитального ремонта зданий и сооружений.
В
условиях ограниченности бюджетных
средств требуется более
Данные статистической отчетности за прошлые периоды указываются с выделением объемов нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта. В соответствии с данными государственных программ и перечнем основных объектов строительства формируются объемы строительно-монтажных работ по видам строительства и его структуре на планируемый период.
Объемы
строительно-монтажных работ
Потребность в строительных конструкциях и материалах на перспективу определяется по пятилеткам на расчетные годы по видам строительства и конструктивным типам жилых зданий, укрупненно в целом по территории.
Потенциальный спрос на строительные конструкции и материалы, учитывающий всех потребителей и нужды территории, определяется путем добавления к потребности, рассчитанной на основании прогнозных объемов строительно-монтажных работ; потребности рынка, включающие расход строительных материалов на строительство коттеджей, садовых домиков, личных гаражей, бань, печей, заборов и т. д., не входящих в объемы капитального строительства.
Баланс потребности и производства строительных конструкций и материалов обосновывает необходимое развитие производственной базы строительства путем сопоставления потребности и выпуска продукции на действующих предприятиях с учетом их технического перевооружения, реконструкции, расширения, а также создания новых мощностей.
Результаты принятых решений группируются по видам производств. Для иллюстрации расположения предприятий по производству строительных конструкций и материалов приводится карта.
Для
создания намечаемых приростов мощностей
за счет технического перевооружения,
реконструкции, расширения и нового строительства
определяются необходимые капитальные
вложения, которые рассчитываются раздельно
по каждому предприятию производственной
базы, по каждому виду производств и в
целом по территории, являются ориентировочными
и подлежат корректировке при разработке
проектно-сметной документации. [9,
с. 19]
РАЗДЕЛ 2
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь строительный комплекс призван обеспечить решение важнейших народнохозяйственных задач, связанных с технологической реконструкцией и перевооружением народного хозяйства, модернизацией и созданием новых, отвечающих современным требованиям основных фондов; способствовать структурной перестройке экономики, решению ряда социальных проблем, в том числе и жилищной.
Информация о работе Государственное регулирование в промышленности строительных материалов