Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2010 в 09:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выработка путей совершенствования государственного регулирования в промышленности строительных материалов Республики Беларусь. Задачи, которые поставлены для достижения данной цели:
- изучение направлений и приоритетов государственной политики в области строительства и производства строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь;
- анализ состояния промышленности строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь на современном этапе;
- разработка предложений по повышению эффективности государственного регулирования промышленного потенциала строительного комплекса Республики Беларусь.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ………………………...6
1. Основные звенья строительного комплекса …………………………………..6
2. Классификация отраслей промышленности строительных материалов …….6
3. Планирование в отрасли промышленности строительных материалов и конструкций……………………………………………………………………...9
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………………………………...12
2.1 Основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь, определенные прогнозными и программными документами ……….12
2.2 Промышленность строительных материалов как отрасль производства .....16
2.3 Отраслевое планирование производства строительных материалов и конструкций………………………………………………………………………...16
2.4 Обеспечение планируемых объемов строительства материальными ресурсами …………………………………………………………………………..18
2.5 Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий………………………………………………………………….…………..19
2.6 Развитие экспортного потенциала промышленности строительных материалов и конструкций ………………………………………………………..22
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОМЫШДЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ……………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2006-2010 гг……………………………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Распределение энергопотребления по видам продукции и в общем объеме промышленного производства МАиС…………………………...43
Исходя из главной цели развития строительного комплекса - полного обеспечения потребностей населения и народного хозяйства республики в высокоэффективной строительной продукции - основные направления его дальнейшего развития определены государственной структурной политикой на долго-, среднесрочный и текущий периоды и нашли отражение в соответствующих прогнозных и программных документах Республики Беларусь.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015г. главной целью строительной политики республики на долгосрочную перспективу является полное обеспечение потребности населения и народного хозяйства в эффективной строительной продукции на основе снижения стоимости, энерго- и материалоемкости строительства, расширения экспортного потенциала. Достижение поставленной цели должно обеспечивать решение следующих задач:
обеспечить значительный рост инвестиций;
создать и внедрить ресурсосберегающие экологически чистые технологии и материалы, новые архитектурно-планировочные и конструктивные объекты строительства, обеспечивающие снижение стоимости, массы и повышение теплозащитных качеств зданий в 1,5-2 раза;
развивать
импортозамещающие
обеспечить диверсификацию предприятий крупнопанельного домостроения;
сократить объемы незавершенного строительства и сроки возведения зданий и сооружений;
В промышленности строительных материалов и конструкций прогнозируется проведение целенаправленной работы по модернизации, расширению производства эффективных строительных материалов и конструкций, освоению новых мощностей, создаваемых на базе энергосберегающих технологий. Это позволит, существенно увеличив потенциал отрасли, не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции (стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент и другие изделия), сократить объемы импорта. [7, с. 556]
В
Программе социально-
Для её достижения важнейшими направлениями развития строительного комплекса должны стать: создание новых и модернизация действующих производственных мощностей, совершенствование проектирования и внедрение прогрессивных решений и технологий, обеспечивающих снижение материало-, энергоемкости и себестоимости строительства, выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами; расширение экспортного потенциала строительной продукции; активизация привлечения в сферу строительства инвестиций, повышающих загрузку производственных мощностей, и эффективное их использование.
Предусматривается модернизация и диверсификация заводов крупнопанельного домостроения, обновление технической базы и машинного парка строительных организаций; совершенствование структуры мощностей по выпуску стеновых материалов в пользу изделий из ячеистого бетона, организация комплексного производства изделий и конструкций для малоэтажного строительства, расширение выпуска современных ячеисто-бетонных, кровельных, отделочных фасадных и теплоизоляционных материалов. [4, с. 13]
Будет обеспечена реализация программ по увеличению мощностей производства цемента, щебня, продукции стекольной промышленности, предусматривающих:
прирост мощностей по производству цемента к концу пятилетки на 1,4 млн. тонн, что составит 5,0 млн. тонн в год, в том числе за счет строительства второй линии на производственном республиканском унитарном предприятии «Белорусский цементный завод»;
увеличение объемов производства щебня в стране с 8,5 до 10 млн. тонн в год;
увеличение объемов производства полированного стекла до 100 млн. кв. метров и узорчатого стекла – на 300 тыс. кв. метров. [2, с. 7]
Политика в области развития строительного комплекса республики на текущий год отражена в годовых Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.
В государственной строительной политике особое место отведено жилищному строительству - одному из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.
Реализацию государственной строительной политики обеспечивают органы государственного управления Республики Беларусь через разработку прогнозов и программ развития строительного производства на соответствующий прогнозный период, регулирование условий и конкретных действий в области строительного производства на территории республики.
Развитие строительного комплекса на конкретный период отражают прогнозы и программы развития строительного производства на соответствующий период. Основные параметры, характеризующие развитие строительства, задаются в абсолютных и относительных величинах по комплексу в целом, а также по формам собственности, сферам и отраслям деятельности, исходя из проводимой государством строительной политики, потребности в строительной продукции и услугах и возможностей ресурсообеспечения программируемых объектов.
Началом
прогнозирования объемов
Промышленность строительных материалов Республики Беларусь является в настоящее время крупной отраслью производства, удовлетворяющей многосторонние потребности строительного комплекса республики. Она характеризуется многоотраслевой структурой, которая позволяет производить материалы и изделия, необходимые для осуществления полного цикла строительства: цемент, щебень, известь, стеновые материалы, стекло, отделочные и теплоизоляционные материалы, бетон и железобетонные изделия широкой номенклатуры и другие – всего более 80 наименований материалов и изделий.
Выполняя поручение Президента Республики Беларусь, строительный комплекс в последние годы стабильно на высоком уровне обеспечивает жилищное строительство. Вместе с тем, снижение темпов обновления основных фондов в предыдущие годы привело к физическому и моральному их старению, что, в определенной степени, сказывается на качестве выпускаемых строительных материалов и строительной продукции в целом.
Возрастная структура активной части основных фондов в настоящее время следующая: до 5 лет - 10 %; 5-10 лет - 20 %; свыше 10 лет - 70 %.
Предпринимаемые
меры по обновлению основных фондов предприятий
строительного комплекса
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы перед строительным комплексом поставлен ряд актуальных задач в значительной степени определяющих эффективность деятельности всего народнохозяйственного комплекса. Это – расширение масштабов жилищного и социального строительства в республике, снижение материалоемкости строительного производства и его стоимости, значительное повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции.
С этой целью МАиС Республики Беларусь была разработана Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 – 2010 годы и последующие годы, которой предусматривается разработка и реализация комплекса мер по повышению организационно-технического уровня строительства, снижение энерго- и ресурсоемкости строительного производства, строительной продукции, повышение ее качества и выполнение установленных директивно объемов строительства жилья, объектов социально-культурного назначения и промышленного производства.
На основе реализации мер инновационного и инвестиционного развития в строительном комплексе республики к настоящему времени решены задачи производства на самом современном уровне важнейших видов строительных материалов: цемента, полированного стекла, щебня, керамической плитки.
Для обеспечения стратегических задач развития строительного комплекса в составе МАиС сохраняются стратегически важные для экономики республики организации промышленности стройматериалов: РУПП ”Гранит“, ОАО ”Гомельстекло“, ОАО ”Гомельстройматериалы“, ОАО ”Гомельский ГОК“, ОАО ”Керамин“, ОАО ”Красносельскстройматериалы“, РУП ”Молодечненский завод металлоконструкций“, ПРУП ”Белорусский цементный завод“, ПРУП ”Кричевцементношифер“, РПУП ”Могилевский завод ”Строммашина“, а также ряд научно-исследовательских, проектных, учебных и других организаций, обеспечивающих стратегию развития строительного комплекса республики. [3]
Развитие
строительной отрасли в целом
во многом зависит от состояния материально-
МАиС разрабатывает прогнозы научно-технического развития строительной отрасли на среднесрочный и долгосрочный период на основании определения приоритетных социально-экономических факторов, влияющих на развитие строительной отрасли. При разработке прогнозов особый акцент сделан на жилищное строительство. Это вызвано в первую очередь тем, что политикой государства жилье определено одним из основных приоритетов экономики. Кроме того, в общем объеме инвестиций жилищное строительство занимает примерно 25%, а в объеме строительно-монтажных работ более 50%. Помимо этого жилищное строительство тесно связано с развитием инженерно- транспортной и социальной инфраструктур, которые в общей массе инвестиций составляют примерно 17%.
В
связи с ограниченными
По
вышеописанной методике, при использовании
методов современной
На основе анализа существующих тенденций во всех отраслях народного хозяйства, фактических данных об отраслевой структуре инвестиций в основной капитал за прошедшие годы, а также данных основных программных документов, определяющих социально-экономическое развитие Республики Беларусь на перспективу, был выполнен прогноз отраслевой структуры инвестиций в основной капитал.
Данные о технологической структуре инвестиций позволили выделить из их общей массы долю строительно-монтажных работ по каждой отрасли народного хозяйства.
Таким образом, прогноз отраслевой структуры строительно-монтажных работ в базисных ценах 1991 года послужил исходной информацией для определения потребностей внутреннего рынка в строительных материалах, конструкциях и изделиях вплоть до 2020 года.
Информация о работе Государственное регулирование в промышленности строительных материалов