Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:36, курсовая работа
Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.
Введение
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.… 5
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………. 5
1.2 Таможенно - тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………………………… 7
1.3 Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………………. 10
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России…………… 14
2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России…………………………………………………………………………. 18
2.3 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России…………………………………………………………………………… 22
Заключение
Список использованной литературы
- существовавшие жёсткая регламентация участников внешнеэкономических связей и отсутствие конкуренции снижало эффективность предприятий. Только 13% машин и оборудования и 15% технологий соответствовали мировым стандартам, а треть того и другого не соответствовала даже внутренним стандартам;
- происходил рост товарооборота, однако, особенно в 1970-80е годы, большая часть роста экспорта приходилась на топливно-энергетические ресурсы.
Всё это тормозило развитие этой
сферы внешнеэкономической
Проанализировав советский этап, нельзя
не прийти к выводу, что государственное
регулирование
Неэффективность советской экономической модели, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, привело к необходимости реформ.
В 1986 году была разработана стратегия развития внешнеэкономических связей СССР на период до 2000-2005 гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991 от 19 августа 1986 года « О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» была сформирована задача осуществления мер по коренной перестройке управления, совершенствованию планирования и созданию действенного механизма в области внешнеэкономических связей.
Была произведена
В 1987 г. юридические лица на территории СССР получили право создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм, а в 1989 г. они получили право на создание предприятий на территории других стран.
Были произведены попытки
В 1989 г. торговый баланс стал отрицательным. Уровень внешнеторговых связей СССР также не соответствовал уровню развитых стран Запада. Например, в начале 1990х годов внешнеторговый оборот в СССР составлял 800 долларов США на душу населения, в то время как в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, международная экономическая организация, созданная в 1957 г. по Римскому договору, в 1992 г. сменила название на Европейское сообщество) он равнялся 6400 долларов США, в Японии 3700 долларов США.
Необходимы были более решительные меры по либерализации для улучшения экономической и, в частности, внешнеторговой ситуации в стране. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций», главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие. Предприятиям предоставлялись более широкие права во внешнеэкономическое деятельности, в том числе они получили право оставлять себе всю валютную выручку, кроме той, что отчислялась органам власти.
Одной из негативных тенденций периода перестройки во внешнеэкономической сфере стала быстрорастущая внешняя задолженность страны, которая 1 января 1992 г. составила 96,6 миллиардов долларов. Это стало следствием непродуманной либерализации системы внешних заимствований и впоследствии тяжело сказалось на финансовом положении страны.
В целом реформы носили зачастую
незавершённый характер. Причинами
на то являлись сразу несколько факторов.
Во-первых, перестройка началась во
время неблагоприятной для
К ключевым изменениям, происшедшим в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на современном этапе с 1991 г., можно отнести следующие:
- ликвидация монополии внешней торговли;
- предоставление права участия во внешнеэкономической деятельности всем юридическим и физическим лицам;
- организация внутреннего валютного рынка;
- развитие иностранного предпринимательства;
- усиление контролирующей функции государства;
2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Правовое регулирование
Эта совокупность представлена национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами, а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международными договорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон «О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Большое значение в регулировании
внешнеэкономической
Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание издаёт законы, в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономической деятельности.
К органам судебной власти в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономической деятельностью судебная власть обязана защищать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Однако наиболее значимую роль в
регулировании
Согласно Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Президент РФ:
- определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;
- определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;
- устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
- использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, в случае не достижения результата имеет право передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
- имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам внешнеторговой политики в случае их несоответствие закону до решения суда.
Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ:
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
- применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации
- устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
- вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;
- устанавливает разрешительный порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
- определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
- по представлению федерального органа исполнительной власти, указанного в части 3 настоящей статьи, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;
- определяет порядок наблюдения за экспортом и импортом отдельных видов товаров;
- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
- принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
- устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
- утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
- осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.
Среди ведомственных органов
а) Министерство промышленности и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий, в том числе, согласно постановлению Правительства РФ «О Министерстве промышленности и торговли РФ», функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
б) Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Главное назначение ФТС - защита экономической безопасности России;
в) Центральный банк Российской Федерации – центральный банк РФ, банк верхнего уровня двухуровневой банковской системы, в сфере внешнеэкономической деятельности представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями, проводит все виды валютных операций, разрабатывает сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс национальной валюты по отношению к валютам других стран, управляет официальными золотовалютными резервами страны, выдаёт лицензий банкам на осуществление валютных операций;
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности