Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.… 5
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………. 5
1.2 Таможенно - тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………………………… 7
1.3 Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………………. 10
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России…………… 14
2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России…………………………………………………………………………. 18
2.3 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России…………………………………………………………………………… 22
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Ответственность производителей и  экспортеров не должна ограничиваться обращением в свои правительственные  организации с практическими  проблемами, с которыми они сталкиваются. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что переговоры не прекращаются и после достижения соглашений. Дальнейшие переговоры, имеющие важные последствия для торговли, часто начинаются уже на стадии исполнения Соглашения, в особенности в ходе периодических проверок, проводимых с целью контроля хода исполнения Соглашений и выявления необходимости внесения изменений. Поступающая со стороны делового сообщества информация о возникающих реальных проблемах могла бы оказать правительствам существенную помощь при внесении соответствующих изменений в Соглашения.

Другими словами, система ВТО исходит  из того, что правительственные чиновники  являются наемными работниками всего общества и призваны защищать на международной арене исключительно его интересы, прямым выражением которых является то, что данное общество может предложить на мировом рынке.

Нормотворчество

Предоставляя преимущества национальным импортерам и экспортерам система ВТО может серьезно отражаться на интересах всех отечественных производителей. Поскольку доступ на внутренний рынок становится открытым, производители аналогичных товаров (работ, услуг) из разных стран попадают в более жесткую конкурентную среду, причем национальные правительства зачастую не в силах ограничить такую конкуренцию в пользу национальных производителей, если иностранные поставщики действуют добросовестно. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) – это повышение их качества.

Кроме того, в настоящее время  ведется аналитическая работа в  шести новых областях, предпринятая ВТО с целью выяснения необходимости  разработки для этих областей мер  регулирования. Позиция деловых кругов в отношении желательности либо нежелательности введения такого регулирования представляется чрезвычайно важной для правительств в процессе принятия решений о политических подходах, которые они должны одобрить на этих переговорах.

Однако, привилегия участия в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется исключительно за странами-членами этой организации. Поэтому вновь вступающая страна, каковой на сегодня является Россия, вынуждена придерживаться уже существующих норм, хотя бы таковые и были для неё в определенной степени невыгодны, – это собственно и есть плата за получение привилегии нормотворчества.

Другая сторона вопроса

ВТО – постоянно развивающаяся  организация.

9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар)  состоялась четвертая Министерская  конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название "Раунд развития". В программу переговоров включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли и вопросы "встроенной повестки". Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах.

Пятая Министерская конференция ВТО состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги торговых переговоров о либерализации международной торговли, начатых еще в 2001 г. на саммите в Дохе (Катар), и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. Основные проблемы, с которыми столкнулись члены ВТО на конференции в Канкуне: развивающиеся страны в качестве главного требования к США и Евросоюзу выдвинули отказ от предоставления субсидий фермерам. В свою очередь, США и ЕС добивались снижения таможенных пошлин и проведения масштабных реформ экономики и законодательства развивающихся стран.

Шестая Министерская конференция  ВТО была проведена 13-18 декабря 2005 г. в г.Гонконг (Китай). Основной целью  переговоров в Гонконге было принципиальное одобрение договора по либерализации  торговли между странами и составление  детального плана по его постепенному принятию до конца 2006 г.

Всех поставленных задач достичь  не удалось. Самым главным событием стало подписание итоговой декларации, согласно которой с 2013 года будут  отменены все экспортные сельскохозяйственные субсидии. Экспортеры сельхозпродукции во главе с Бразилией призывали ЕС выработать соглашение о сроках завершения субсидий в размере 2,7 млрд. евро, которые ЕС ежегодно выплачивает экспортерам из аграрного сектора. Также члены ВТО призывали США отказаться от субсидий своим производителям хлопка, которые получили порядка $4,2 миллиарда в 2004-2005 гг. Страны Западной Африки заявляли, что такая практика губит их экономику. В итоговом документе конкретный срок для отказа от субсидий для фермеров США так и не был установлен.

Прийти к компромиссу по двум другим ключевым вопросам Дохийского раунда - снижению тарифов на промышленные товары и либерализации рынка  услуг - не удалось. Согласно тексту итоговой декларации, странам ВТО необходимо успеть согласовать оставшиеся вопросы до 30 апреля 2006 г.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической  деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать  структуру экспорта в сторону  более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) К странам Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) относятся: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Данные по экспорту, импорту и динамике за 2006-2007 гг. приведены с учетом Узбекистана, вступившего в Евразийское экономическое сообщество в 2006 г.

 

Заключение

 

В современной мировой  практике государственное регулирование внешнеэкономической деятельности играет очень большую роль. Все государства мира осуществляют этот вид деятельности, вне зависимости от их политической ориентации. Обобщая итоги курсовой работы, можно подвести следующие итоги:

а) существует две основных системы взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: концепции протекционизма и свободной торговли;

б) методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на таможенно-тарифные и нетарифные, причём в различных ситуациях наиболее эффективным оказываются различные меры;

в) Россия имеет очень ограниченный опыт по осуществлению государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в современных условиях, причиной на то является существовавшая долгие годы командно-административная система;

д) в РФ существует большое количество органов власти разных уровней, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности, однако их действия не всегда являются эффективными;

е) до сих пор РФ не удаётся эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в силу как внутренних, так и внешних факторов;

ж) необходим целый комплекс мер по улучшению внешнеэкономического положения РФ.

Во многом именно от успеха политики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности зависит, какое положение займёт Россия в мировой экономике.

Для дальнейших исследований данной темы особо важно выявить те направления, которые на практике позволят достичь  необходимого результатов, также особо важно исследовать влияние мирового финансового кризиса на экономику и внешнеэкономическую деятельность РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ.
  2. О таможенном тарифе : федер. Закон от 21 мая 1993 года № 5003-1
  3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. Закон от 8 декабря 2003 г. № 1 64-ФЗ
  4. http://www.tamognia.ru/laws/law_51.html.
  5. О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. N 991 // http://www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=1567 .
  6. Таможенный кодекс РФ .
  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Н90 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2009. – 572 с. 
  8. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж : Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. - 240с.
  9. Теория и практика управления и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на современном этапе. Лылов А.И., Лылов А.А., Мартынов Ю.И., Хацкевич Л.Д.. – Воронеж: Б.и., 2007. - 48 с.
  10. Рассоева О.Б. Государственное регулирование внешнеэкономической деяетельности в РФ : дипломная работа, студентка / О.Б. Рассоева . –2005 – 65 с.
  11. Структура экспорта РФ, структура импорта РФ, Импорт и экспорт РФ // Государственный комитет статистики РФ – (www.gks.ru).
  12. Интернет-энциклопедия – (www.ru.wikipedia.org ).
  13. Интернет-словарь – (www.glossary.ru ).

 

 


Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности