Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:05, статья
Цель данной темы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Университет Экономики и Управления
Кафедра: экономическая теория
Руководитель: Слива Ю. В.
Выполнила: Патрашина В.
Студентка 205 группы
Тема: Государственное регулирование внешних экономических связей
Актуальность данной темы: Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности. Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия. Торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции. Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы: внешнюю торговлю; международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество; международное инвестиционное сотрудничество; международное научно-техническое сотрудничество; экономическое техническое содействие; валютно-финансовое сотрудничество. Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны.
Цель данной темы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Основные задачи: 1. Изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей; 2. Проанализировать основные направления механизма в регулировании внешнеэкономической деятельности; 3. Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма, воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой. Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т. д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри – и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на основе права, общепризнанных международных норм и правил. Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно правовые структуры. Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли. Протекционизм – это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров. Свобода торговли – означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм – свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов. Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары. Институционно правовые структуры составляют: различные международные национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т. д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.
Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:
- эффективность использования и распределение имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;
- влияние системы регулирования
на рост экономического
- обеспечение занятости
- распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне;
- стабильность цен; качество жизни в обществе; экономическая безопасность страны.
Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве. Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента: Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики. В основе внешнеэкономической политики стран – участниц международного разделения труда лежит перманентный ( постоянный, непрерывный ) процесс сложного приспособления структур национальных экономик ( отраслевой, технологической, организационной и т. д. ) к более динамической по своей природе структуре мирового хозяйства. Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направленная современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:
-сформировать собственный
- улучшить структуру и
- переходить
к прогрессивным формам
Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.
«Технологическим»
элементом системы
В
качестве инструментов
Экспортная лицензия – документ, контролирующий вывоз из страны товаров, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;
Экспортная
субсидия – дотация
Экспортные
премии – экспортные рычаги
финансового и ценового
Импортная квота – это нетарифные количественные ( стоимостный или натуральный ) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.
Важнейшим элементом
системы государственного регулирования
внешнеэкономических связей являются
различные стандарты и
Международные стандарты – рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.
В отличие
от национальных стандартов международные
не носят обязательного характера
для их использования, однако применение
международных стандартов повышает
конкурентоспособность товаров
на мировых рынках. Международные
стандарты разрабатываются и
рекомендуются к применению, в
частности международной
Соответствие продуктов международного обмена определенным стандартам и техническим требованиям подтверждается посредством сертификата. Валютно - финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика – это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными ( государственными ) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средствам, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство.
Таким
образом, можно сделать вывод,
что сейчас внешнеторговая
Литература:
1. Справочник. Внешнеэкономический бизнес, под ред. И. П. Фламинского
2.Мировая экономика, под ред. А. С. Булатов
3. Интернет ссылки
Информация о работе Государственное регулирование внешних экономических связей