Государственное регулирование внешних экономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2. Проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;
3. Рассмотреть органы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
4. Выявить институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в России.
5. Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
1. Система государственного регулирования внешнеэкономических связей……7
1.1 Понятие и сущность системы государственного регулирования внешнеэкономических связей……………………………………………………….7
1.2 Структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей………………………………………………………………………………….9
2. Внешнеэкономическая деятельность в России………………………………….15
2.1 Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………….15
2.2 Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности………….…18
2.3 Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..…24
3. Направления развития ВЭС в современных условиях ………...………………29
Заключение …………………………………………………………………………..31
Литература…………………………………………………………………………....33

Файлы: 1 файл

ГОС РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭС.docx

— 56.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Государственное  регулирование внешних экономических  связей»

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка 

                                                                     1 курса группы ЗЭК-55-12

                                                                 Антонова Ксения Андреевна                                                                                                                              

                                                                        Проверила: Архипова В.А.

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4

1. Система государственного регулирования внешнеэкономических связей……7

1.1 Понятие и сущность системы государственного регулирования внешнеэкономических связей……………………………………………………….7

1.2 Структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей………………………………………………………………………………….9

2. Внешнеэкономическая деятельность в России………………………………….15

2.1 Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………….15

2.2 Органы, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность в России и организации,  содействующие внешнеэкономической  деятельности………….…18

2.3 Институциональные преобразования  внешнеэкономической деятельности  в РФ…………………………………………………………………………………..…24

3. Направления развития ВЭС в современных условиях ………...………………29

Заключение …………………………………………………………………………..31

Литература…………………………………………………………………………....33

http://www.slideshare.net  

Введение

Внешнеэкономические связи  это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и  кредитных отношений между странами с целью рационального использования  преимуществ международного разделения труда, возможностей международных  экономических отношений для  повышения экономической эффективности  хозяйственной, предпринимательской  деятельности.

Во внешнеэкономических  связях переплетаются воедино экономика  и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи  включают в себя следующие направления  и формы:

    • внешнюю торговлю;
    • международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
    • международное инвестиционное сотрудничество;
    • международное научно-техническое сотрудничество;
    • экономическое и техническое содействие;
    • валютно-финансовое сотрудничество.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических  связей заключается в обеспечении  гармонии интересов субъектов внешнеэкономической  деятельности. Механизм включает разнообразные  рычаги, инструменты и средства воздействия  на всю систему национальных экономических  интересов, отражающих внешнеэкономические  отношения страны. Все эти факторы  и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.

Цель нашей работы состоит  в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования  внешнеэкономических связей в Российской Федерации.

Нами были выдвинуты следующие  задачи:

1. Изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;

2. Проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;

3. Рассмотреть органы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.

4. Выявить институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в России.

5. Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

 

1. Система государственного  регулирования внешнеэкономических  связей

1.1 Понятие и  сущность системы государственного  регулирования внешнеэкономических  связей

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей - это  система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном  разделении труда с целью повышения  эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Оно является составной частью механизма воспроизводства национального  экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики  наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.

Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических  связей конкретизируются в зависимости  от остроты конкретных проблем, возникающих  в хозяйственной и социальной сферах.

Это, например, преодоление  кризиса экономики, необходимость  структурной перестройки производственного  потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и  т.д. Достижение поставленных целей  и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки  государства, интегральный вектор интересов  субъектов внешнеэкономической  деятельности.

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а  также политики в государственном  секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических  связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений  в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

Механизм регулирования  международных экономических связей представляет собой определенную систему  принципов, инструментов и методов  управления отношениями, в которые  вступают субъекты внешнеэкономической  деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и  инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к  международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые  определяют характер и формы регулирования  внешнеэкономических связей: протекционизм  и свобода торговли.

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной  конкуренции. Проводится через высокие  ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через  такие нетарифные ограничения, как  количественные и валютные ограничения  импорта товара. Чрезмерный протекционизм  может привести к падению эффективности  производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических  отношениях. В своем крайнем выражении  для стран с развивающейся  экономикой это может привести к  поглощению национальной экономики  конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой  является дилемма: протекционизм - свобода  торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

1.2 Структура системы  государственного регулирования внешнеэкономических связей

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институционно-правовые структуры  составляют: различные международные  и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые  регулируют порядок осуществления  международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма  регулирования внешнеэкономических  связей может быть оценена с помощью  следующих критериев:

- эффективность использования  и распределения имеющихся национальных  экономических ресурсов с точки  зрения обеспечения потребления  товаров и услуг населением  страны;

- влияние системы регулирования  на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций;

- обеспечение занятости  населения;

- распределение доходов  между субъектами внешнеэкономической  деятельности как на международном, так и на национальном уровне;

- стабильность цен;

- качество жизни в обществе;

- экономическая безопасность  страны.

Механизм регулирования  международных экономических отношений  состоит из двух взаимосвязанных  элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических  связей находится под определенным влиянием международных рычагов  и инструментов. Тяжесть этого  влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая государственное  регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры  целесообразно выделить четыре основных элемента.

Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической  политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более  динамичной по своей природе структуре  мирового хозяйства3.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая  политика Украины, является проникновение  на мировые рынки и адаптация  национальной экономики в мировую  экономику. Для этого необходимо:

- сформировать собственный  экспортный потенциал, способный  предложить конкурентоспособные  товары, услуги и технологии;

- улучшить структуру и  пропорции внешнеэкономического  обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

- переходить к прогрессивным  формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия  для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.

“Технологическим” элементом  системы регулирования внешнеэкономических  связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты  прямого и непрямого действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные  затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства  за внешнеэкономическими процессами (регулирование  количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции  народного хозяйства. Например, через  величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в  сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного  спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров4.

В качестве инструментов регулирования  государство обычно использует следующие  экономические категории:

Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме  разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

Информация о работе Государственное регулирование внешних экономических связей